Цель: проведение творческого досуга, развитие интереса у детей к праздникам, знакомство с крестьянским бытом, устным фольклором.
Задачи: воспитание у детей чувство любви к родному дому; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма; Формирование у детей понятий о феврале, последнем зимнем месяце, о народном календаре, народных приметах.
- закреплять знания о характерных признаках зимы и весны; - активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр.
Предварительная работа:разучивание частушек, песен, танцев
Оборудование: ноутбук, русская народная одежда, посуда, короб, народные куклы – Берегиня, Птица радость
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Февральские посиделки"»
Фольклорный праздник
«Февральские посиделки»
Корсикова Татьяна Васильевна
Цель: проведение творческого досуга, развитие интереса у детей к праздникам, знакомство с крестьянским бытом, устным фольклором.
Задачи: воспитание у детей чувство любви к родному дому; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма; Формирование у детей понятий о феврале, последнем зимнем месяце, о народном календаре, народных приметах.
- закреплять знания о характерных признаках зимы и весны; - активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр.
Предварительная работа:разучивание частушек, песен, танцев
Оборудование: ноутбук, русская народная одежда, посуда, короб, народные куклы – Берегиня, Птица радость
(Ведущий - Бабушка Агафья и Домовой, дети в народных костюмах)
1: Добрый день и добрый час, Кто пришел послушать нас! Заодно и посмотреть, Как мы будем песни петь.
2: Хороводы здесь водить, Прибаутки говорить.
Много вам всего покажем, И сыграем, и расскажем:
3: В старину все это было, - Да… мы многое забыли, - Старину должны мы чтить- Уважать, ценить, любить!
1. Все мы любим свою Родину, учимся бережно относиться к её прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с народными традициями, праздниками, приметами народного календаря – зимний месяц февраль.
-2. А вы хотите отправиться в сказочное путешествие, в края далекие, в старину глубокую. Отправимся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили, и соблюдали обычаи народные.. А поможет нам совершить путешествие в прошлое …платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный..
3. Платком ярким мы махнем – в прошлое мы попадем.
В платке ярком, расписном входит старина в наш дом.
Вдаль бегут степные тройки, тают в дымке голубой,
Это старина торопит и ведет нас за собой..
1. -Вот и свершилось чудо, и мы попали в прошлое, в русскую деревню. На дворе зима снежная да морозная, поспешим в избу.
На сцене изба, лавки печка. Детей встречает бабушка.
Бабушка. Ой, неужели гости пришли ко мне? Здравствуйте, детишки (кланяется). Добрый вам денёчек. А день сегодня действительно добрый. Я бабушка Агафья. Добро пожаловать в нашу деревенскую избу!
Красному гостю – красное место, присаживайтесь на лавочки.
Дети проходят, садятся на лавочки.
Бабушка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
4. Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Бабушка. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
5. Не беспокойся, бабушка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
6. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
1. Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
3. Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном мороз, да вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. А оберегает мой дом от несчастья и бед, помогает по хозяйству кукла «Берегинюшка»
/ Дети по очереди говорят пословицы /
4. Домом жить – не лукошко шить!
5. Домом жить – не развеся уши ходить!
7. Домом жить – обо всём не тужить!
6. Дом вести – не лапти плести.
Бабушка Ну и лютая у нас нынче зима выдалась. День то хоть и холодный, да замечательный, 10 февраля, да ещё и праздничный.
6. А, какой сегодня праздник, бабушка, расскажи?
Бабушка: Расскажу, расскажу. А сначала спрошу, знаете ли вы, как в старину называли февраль?
5. Знаем, знаем! В русском народном календаре у этого месяца несколько названий. За обилие снегопадов и метелей его называли «снежень, ветровей». «Вьюги да метели под февраль полетели»
1. Февраль, двуликий месяц: и лютень, и бокогрей. «Февраль-бокогрей — солнце пригревает сбоку, а в тени мороз хватает за нос»
3. В народе говорят: «Февраль зиму выдувает, а март ломает».
4. У февраля два друга — метель да вьюга;
7. В феврале зима с весной встречается впервой;
6. Февраль — месяц лютый — спрашивает, как обутый.
Бабушка. Февраль – самый богатый месяц на праздники, что ни день, то праздник. А 10 февраля – это Кудесы, имениныдомового.
Все. Домового?
Бабушка. Домовой – дух добрый, он призван, хранить дом, помогать хозяевам во всём, Но, иногда, вредничает, шалит, если ему что-то не по нраву. Вот смотрите опять, кто то, пшено рассыпал. Пока крупу собираю, пироги сгорят в печке, или ведра с водой прольются.
(Вдруг из-за печки падает ложка.)
Бабушка. Ванечка, ты ли это балуешь?
6. Нет, не я!
Бабушка. Машенька, может, ты балуешь?
7. Нет, не я!
(Из-за печки, слышится стук, шорох.)
Бабушка. Ой, ой, ой… Кто же это может быть?
Домовой. Кто, кто? Не знаете? Это я, Домовёнок Прошка . Аюшки. (Выглядывает из-за печки.) Ку-ку! Я здесь живу–поживаю, про всё на свете знаю
Бабушка. Ребята, наш домовой прячется! Надо позвать его такими
словами: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». Давайте все вместе скажем!
ДЕТИ: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой».
Из-за печки выглядывает Домовой.
Бабушка. Давайте-ка мы повеселим нашего Домового
Танец детей.
Бабушка. Здравствуй, батюшка – домовой! Прими наше угощение в
Кудесы - свой день рождения! (с поклоном подаёт угощение, Домовой берёт и ставит на печку)
6. Месяц Просинец – проказник,
Снег рассыпал, будто пух.
Отмечает нынче праздник
Домовой весёлый дух.
5. Всё в ладу его хозяйство,
Крепок, справен дом родной,
Не допустит разгильдяйства
Настоящий Домовой.
3. На столе затеплю свечки,
Да устрою пир горой:
Вылезай-ка из- за печки,
Добрый, мудрый Домовой!
Все. Здравствуй, Проша!
Проша. Здравствуйте, люди добрые! А чего-то здесь ребятишек сколько? А на столе-то: пироги, и конфетки. Кажется мне, что я чего-то проспал и куда же это я попал? Бабушка. Твой праздник сегодня - именины! Любишь ты Проша на печке поспать. Так и всё на свете проспишь.
Проша. А вы бы меня не ругали, а лучше бы накормили, напоили
Бабушка. Садись за стол, угощайся, бери, что нравится!
Проша: Сами напекли? Бабушка. Да ты пробуй, не стесняйся. «Дедушка - суседушка! Кушай кашу да храни избу нашу!»
1. Домовой! Домовой! Этот день сегодня твой! И на нас не обижайся, пирогом ты угощайся!
6. Благодарны мы тебе за порядочек везде, за спокойствие, уют — успеваешь там и тут
.5. Кто шуршит тихонько в хате, весь лохматый, с бородой, без него не жить богато? Это местный домовой.
3. Не забудь его приветить, чем-то вкусным угостить, Он за целый дом в ответе, Значит, нужно угодить!
4. У него ведь день особый, так приветь его с душой, и в твоем чудесном доме будет лучший домовой!
5. А мы не с пустыми руками пришли. Мы в подарок песню принесли Песня «Домовенок»
1.Со времен Царя Гороха Он живет у нас в квартире. Этот милый, добрый кроха – Самый лучший в целом мире. Припев: Домовенок, домовенок! Знают взрослые и дети: Триста лет живет на свете, А играет, как ребенок. 2. Пусть и в вашем доме тоже Он появится скорее. Станут взрослые моложе, Станут дети повзрослее. Припев.
Проша. Спасибо за песню.
Бабушка. Пусть Проша угощается, а мы разговор поведем.
Ребята, я смотрю, Проша в лапотки обут. А это самый древний вид обуви. Летом, когда было жарко, ходили босиком, а зимой как наступали холода, да морозы трескучие, прежде чем лапти надеть, обматывали ноги тряпицами, онучи называются. Чтобы онучи не сползали с ноги, их обвязывали веревочками.
Проша. Во! Как у меня! (делает проходку перед детьми) Красивые у меня лапоточки?
Все. Красивые!
Бабушка. А в феврале был особый день - Панкратия-лапотника, Лаптев день. В этот день взрослые мужчины учили мальчиков лапти плести. Плели лапти из липового, берестяного или дубового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры.
1.. Сплетут мастера лапти и отдыхают, песни поют, да играют. Вот и мы покажем наши лапти-лапотонцы
Песня «Лапти-лапотонцы»
1. Лапти скачут, лапти пляшут,
Лапти песенку поют.
Припев: Ой лёли, да люли,
Лапотонцы мои!
2. Стары лапти износились,
Износились, не спросились.
Припев.
3. Новы лапти - ходуны,
Не судачьте, плясуны!
Припев.
4. Были те семерики,
А эти вот пятерики.
Припев.
5. Мне не надо «чики-брики»
На высоких каблуках.
Лучше буду щеголять
В этих новеньких лаптях
Припев.
Мальчик. А вот тебе, Проша, новые лапоточки! Ну как тебе наше угощение-то?
Домовой: Ой, спасибо, ублажили,
Кашей угостили, лапти подарили
Буду в доме вашем жить
Буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать,
Счастье буду привечать.
Бабушка. Ты, Проша, еще покушай, да детишек послушай. Споют они частушки - нескладушки.
5. Ой, частушки – топотушки
Выходите поплясать! Мы веселые ребята
Есть про что вам рассказать.
Все поют. Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Это просто враки
Куры съели петуха
Говорят собаки.
1.На заборе чепуха Жарила варенье.
Увидала паука- Потеряла зренье
5. Между небом и землей Поросенок рылся
И нечаянно хвостом К небу прицепился.
Дети: Чепуха, чепуха…
6 На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
3 На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
1 По реке плывет корова, Обогнала пароход. На рогах стоит ворона И соломинкой гребет.
4. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.
Дети: Чепуха, чепуха…
3. Надевала Манечка Варежки на ножки, Прицепила к голове Красные сапожки
5. У болота на снегу Укусил комар блоху. Сидит заяц на берёзе Умирает со смеху.
Дети: Чепуха, чепуха.
Все. У егорова двора Очень весело, ура! А у наших у ворот Все идет наоборот.
Дети: Чепуха, чепуха
Проша. Ох и насмешили! Эх! Душа помолодела! Лет на…триста!
Бабушка. На триста??? Да это полная чепуха!
Проша. Спасибо, ребятки, за частушки потешные! Дружно, весело спели.
Бабушка. А не пора ли нам в игры народные поиграть, поиграть да распотешиться! А ну народ, выходи в хоровод!
Игра «Золотые ворота»
В золотые ворота проходите господа Первой мать пройдет, всех детей проведет
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Бабушка: Вот и наигрались, вот и распотешились на славу! Повеселили Прошу в день рождения.
Проша . А где подарки?
1. Будут, будут тебе подарочки, Проша. Любят Домовые играть в пуговицы разные блестящие, в бусы нарядные.
Дети все складывают в горшок
5. Проша, вот тебе в подарочек, монетку. «Дедушка-домовой! Вот тебе денежка на сапоги и семечки».
Проша. А одной монетки маловато, прибыли никакой.
Хозяйка: А ты загадки отгадай, тогда за каждую загадку тебе в горшочек будем копеечку давать. А зрители тебе помогут.
Проша: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.
Дети по очереди говорят загадки
1. Стоит толстячок, Подчинивши бочок.
Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар)
2. Посуда не старая, а вся в дырках… .(Сито, решето)
3. Черноват, худоват, Без копыт, а рогат? (Ухват)
4. Черныш – загорыш! Куда поехал?
В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)
5. Стоит у печки нога, А зовётся (Кочерга)
6. Не ботинки и не тапки, А из лыка плетёные… .(Лапти)
7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)
8.Три братца пошли купаться Два купаются, 3-й на берегу валяется.
Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)
9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки
И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)
10.Он служит для сбора ягод И хранения круп. (Туесок)
Проша: Вот и прибыль в дом! Спасибо вам, ребята, и за подарки, и за веселье! Обещаю вас по ночам не пугать, во всех делах вам помогать!
1. А мы теперь про тебя не забудем, мисочку молочка с горбушкой хлеба оставлять около печки будем!
Бабушка. Проша, а ты оставайся с нами, успеешь на печи полежать. А мы сядем рядком, да поговорим ладком. А знаете ли вы, ребятки, что в феврале есть особый день, когда весна с зимой первый раз встречаются – это 15 февраля Сретенье то есть встреча. Немало придумано поговорок, связанных со Сретением: «Весна встречается с зимой, ровно кафтан с шубой».
3. .У дня больше света, а у ночи меньше стужи»;
4. «Солнышко на закате засияет - морозы больше не ударят»;
5. «Какова погода на Сретение – такова и весна будет»;
Бабушка. Сретение называли праздником Света. Все одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно нарядными были женские головные уборы – сороки - похожие на птиц. Девочки надевайте сороки
Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет.
В этот день с давних времен готовились особенные блюда: кулебяки - пироги с начинкой из грибов и рыбы. Варили взвар – это компот из груш и яблок, пекли печенье и называли их жаворонками. . Я вот тоже такие пеку (показываю готовое). Помогите мне девочки , берите тесто и раскатывайте.
Стряпайте да приговаривайте:
1. Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите. Принесите Весну на своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе. .
4. «Жаворонки, прилетите, студень зиму унесите, теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!»
(стряпают, кладут на поднос)
Бабушка. Как мы быстро управились. Поставим наше печенье в печь, а сами заведем хоровод
Хоровод «Ждём весну»
Бабушка. С давних времен этот день считался первой встречей весны. К этому дню мастерили обрядовую куклу«Птица радость» (показ куклы) призывающую весну. Распевали веснянки — зазывные песенки о весне. Давайте и мы весну к нам позовем, для нее веснянку споем.
5. Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, надоела ты нам, наскучила, наши рученьки приморозила.
1. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великой милостью: Со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.
6. Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!‖
- Тёплый луч на снег бросает, От него снежок растает,
Люли-люли, растает, Люли-люли, растает.
Идут по кругу, в круг поднимая руки вверх – 2 раза, назад образуя большой круг
Бабушка.- Вот какие вы молодцы, как славно весну закликали. Весна непременно услышит нас, и теперь придёт быстрее.
Нам пора доставать из печи наше печенье, испеклось.. Раскладывали печенье на Сретенье везде: в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых, чтобы много припаса было. На окна, чтобы никто в доме не болел и счастливым был.
Много прекрасных традиций было в феврале на Руси. И сегодня мы вспомнили только часть того, что знали и любили далёкие наши предки. А в народном календаре февраля вы прочитаете и о других народных праздниках – Починки, Коровий праздник, Кирилл-весноуказчик
1. Настало время расставаться, к дому родному собираться.
5. Мы тут пели и плясали. И немного поиграли,
3. Что узнали сами – Всем вам рассказали.
4.Будем дальше подрастать, Будем больше узнавать.
6. Будем помнить, и сохранять традиции наших предков.
Все. До новых встреч!
Список использованных источников.
https://www.maam.ru/- Сценарий праздника «Именины Домового» https://nsportal.ru/ -Тема занятия: «Именины домового» https://infourok.ru/- Сценарий на праздник «День Рождения Домового» https://www.maam.ru/ Народный праздник «Сретение»
https://pandia.ru/ Сценарий фольклорных посиделок «Как февраль с мартом встретились»
https://silaoberega.ru/ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА ФЕВРАЛЬ https://ped-kopilka.ru/ Про февраль для детей старшего дошкольного возраста