kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий "Февральские посиделки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проведение творческого досуга, развитие интереса у детей к праздникам, знакомство с крестьянским бытом, устным фольклором.

Задачи: воспитание у детей чувство любви к родному дому;  прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма; Формирование у детей понятий о феврале, последнем зимнем месяце, о народном календаре, народных приметах.

 - закреплять знания о характерных признаках зимы и весны; - активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр. 

Предварительная работа: разучивание частушек, песен, танцев

Оборудование: ноутбук,   русская народная одежда, посуда, короб, народные  куклы – Берегиня, Птица радость  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "Февральские посиделки"»
















Фольклорный праздник

«Февральские посиделки»



























Корсикова Татьяна Васильевна





Цель: проведение творческого досуга, развитие интереса у детей к праздникам, знакомство с крестьянским бытом, устным фольклором.

Задачи: воспитание у детей чувство любви к родному дому; прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма; Формирование у детей понятий о феврале, последнем зимнем месяце, о народном календаре, народных приметах.

- закреплять знания о характерных признаках зимы и весны; - активизировать активный словарь детей через чтение народных закличек, примет, хороводных игр. 

Предварительная работа: разучивание частушек, песен, танцев

Оборудование: ноутбук,   русская народная одежда, посуда, короб, народные куклы – Берегиня, Птица радость


«Февральские посиделки».

Сцена: крестьянская изба, печь, стол, домашняя кухонная утварь.

(Ведущий - Бабушка Агафья и Домовой, дети в народных костюмах)


1: Добрый день и добрый час,
Кто пришел послушать нас!
Заодно и посмотреть,
Как мы будем песни петь.

2: Хороводы здесь водить,
Прибаутки говорить.

Много вам всего покажем,
И сыграем, и расскажем:

3: В старину все это было,
- Да… мы многое забыли,
- Старину должны мы чтить-
Уважать, ценить, любить!

1. Все мы любим свою Родину, учимся бережно относиться к её прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с народными традициями, праздниками, приметами народного календаря – зимний месяц февраль.

-2. А вы хотите отправиться в сказочное путешествие, в края далекие, в старину глубокую. Отправимся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили, и соблюдали обычаи народные.. А поможет нам совершить путешествие в прошлое …платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный..

3. Платком ярким мы махнем – в прошлое мы попадем.

В платке ярком, расписном входит старина в наш дом.

Вдаль бегут степные тройки, тают в дымке голубой,

Это старина торопит и ведет нас за собой..

1. -Вот и свершилось чудо, и мы попали в прошлое, в русскую деревню. На дворе зима снежная да морозная, поспешим в избу.

На сцене изба, лавки печка. Детей встречает бабушка.

Бабушка. Ой, неужели гости пришли ко мне? Здравствуйте, детишки (кланяется). Добрый вам денёчек. А день сегодня действительно добрый. Я бабушка Агафья. Добро пожаловать в нашу деревенскую избу!

Красному гостю – красное место, присаживайтесь на лавочки.

Дети проходят, садятся на лавочки.

Бабушка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

4. Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Бабушка. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

5. Не беспокойся, бабушка, мы дома  не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

6. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

1. Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

3. Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: Изба у меня просторная, светлая, всем места хватит. В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном мороз, да вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. А оберегает мой дом от несчастья и бед, помогает по хозяйству кукла «Берегинюшка»

/ Дети по очереди говорят пословицы /

4. Домом жить – не лукошко шить!

5. Домом жить – не развеся уши ходить!

7. Домом жить – обо всём не тужить!

6. Дом вести – не лапти плести.

Бабушка Ну и лютая у нас нынче зима выдалась. День то хоть и холодный, да замечательный, 10 февраля, да ещё и праздничный.

6. А, какой сегодня праздник, бабушка, расскажи?

Бабушка: Расскажу, расскажу. А сначала спрошу, знаете ли вы, как в старину называли февраль?

5. Знаем, знаем! В русском народном календаре у этого месяца несколько названий. За обилие снегопадов и метелей его называли «снежень, ветровей». «Вьюги да метели под февраль полетели» 

1. Февраль, двуликий месяц: и лютень, и бокогрей. «Февраль-бокогрей — солнце пригревает сбоку, а в тени мороз хватает за нос»

3. В народе говорят: «Февраль зиму выдувает, а март ломает».

4. У февраля два друга — метель да вьюга;

7. В феврале зима с весной встречается впервой;

6. Февраль — месяц лютый — спрашивает, как обутый.

Бабушка. Февраль – самый богатый месяц на праздники, что ни день, то праздник. А 10 февраля – это Кудесы, именины домового.

Все. Домового?

Бабушка. Домовой – дух добрый, он призван, хранить дом, помогать хозяевам во всём, Но, иногда, вредничает, шалит, если ему что-то не по нраву. Вот смотрите опять, кто то, пшено рассыпал. Пока крупу собираю, пироги сгорят в печке, или ведра с водой прольются.

(Вдруг из-за печки падает ложка.)

Бабушка. Ванечка, ты ли это балуешь?

6. Нет, не я!

Бабушка. Машенька, может, ты балуешь?

7. Нет, не я!

(Из-за печки, слышится стук, шорох.)

Бабушка.  Ой, ой, ой… Кто же это может быть?

Домовой. Кто, кто? Не знаете? Это я, Домовёнок Прошка . Аюшки. (Выглядывает из-за печки.) Ку-ку! Я здесь живу–поживаю, про всё на свете знаю

Бабушка. Ребята, наш домовой прячется! Надо позвать его такими

словами: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой». Давайте все вместе скажем!

ДЕТИ: «Домовой, Домовой, приходи к нам домой».

Из-за печки выглядывает Домовой.

Бабушка. Давайте-ка мы повеселим нашего Домового

Танец детей.

Бабушка. Здравствуй, батюшка – домовой! Прими наше угощение в

Кудесы - свой день рождения! (с поклоном подаёт угощение, Домовой берёт и ставит на печку)

6. Месяц Просинец – проказник,

Снег рассыпал, будто пух.

Отмечает нынче праздник

Домовой весёлый дух.

5. Всё в ладу его хозяйство,

Крепок, справен дом родной,

Не допустит разгильдяйства

Настоящий Домовой.

3. На столе затеплю свечки,

Да устрою пир горой:

Вылезай-ка из- за печки,

Добрый, мудрый Домовой!

Все. Здравствуй, Проша!

Проша. Здравствуйте, люди добрые! А чего-то здесь ребятишек сколько? А на столе-то: пироги, и конфетки. Кажется мне, что я чего-то проспал и куда же это я попал?
Бабушка. Твой праздник сегодня - именины! Любишь ты Проша на печке поспать. Так и всё на свете проспишь.

Проша. А вы бы меня не ругали, а лучше бы накормили, напоили

Бабушка. Садись за стол, угощайся, бери, что нравится!

Проша: Сами напекли?
Бабушка. Да ты пробуй, не стесняйся. «Дедушка - суседушка! Кушай кашу да храни избу нашу!»

1. Домовой! Домовой! Этот день сегодня твой! И на нас не обижайся, пирогом ты угощайся!

6. Благодарны мы тебе за порядочек везде, за спокойствие, уют — успеваешь там и тут

.5. Кто шуршит тихонько в хате, весь лохматый, с бородой, без него не жить богато? Это местный домовой.

3. Не забудь его приветить, чем-то вкусным угостить, Он за целый дом в ответе, Значит, нужно угодить!

4. У него ведь день особый, так приветь его с душой, и в твоем чудесном доме будет лучший домовой!

5. А мы не с пустыми руками пришли. Мы в подарок песню принесли
Песня «Домовенок»

1.Со времен Царя Гороха
Он живет у нас в квартире.
Этот милый, добрый кроха –
Самый лучший в целом мире.
Припев: Домовенок, домовенок!
Знают взрослые и дети:
Триста лет живет на свете,
А играет, как ребенок.
2. Пусть и в вашем доме тоже
Он появится скорее.
Станут взрослые моложе,
Станут дети повзрослее.
Припев.

Проша. Спасибо за песню.

Бабушка. Пусть Проша угощается, а мы разговор поведем.

Ребята, я смотрю, Проша в лапотки обут. А это самый древний вид обуви. Летом, когда было жарко, ходили босиком, а зимой как наступали холода, да морозы трескучие, прежде чем лапти надеть, обматывали ноги тряпицами, онучи называются. Чтобы онучи не сползали с ноги, их обвязывали веревочками.

Проша. Во! Как у меня! (делает проходку перед детьми) Красивые у меня лапоточки?

Все. Красивые!

Бабушка. А в феврале был особый день - Панкратия-лапотника, Лаптев день.  В этот день взрослые мужчины учили мальчиков лапти плести. Плели лапти из липового, берестяного или дубового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. 

1.. Сплетут мастера лапти и отдыхают, песни поют, да играют. Вот и мы покажем наши лапти-лапотонцы

Песня «Лапти-лапотонцы» 

1. Лапти скачут, лапти пляшут,

Лапти песенку поют.

Припев: Ой лёли, да люли,

Лапотонцы мои!

2. Стары лапти износились,

Износились, не спросились.

Припев.

3. Новы лапти - ходуны,

Не судачьте, плясуны!

Припев.

4. Были те семерики,

А эти вот пятерики.

Припев.

5. Мне не надо «чики-брики»

На высоких каблуках.

Лучше буду щеголять

В этих новеньких лаптях

Припев.

Мальчик. А вот тебе, Проша, новые лапоточки! Ну как тебе наше угощение-то?

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Кашей угостили, лапти подарили

Буду в доме вашем жить

Буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать,

Счастье буду привечать.

Бабушка. Ты, Проша, еще покушай, да детишек послушай. Споют они частушки - нескладушки.

5. Ой, частушки – топотушки

Выходите поплясать! Мы веселые ребята

Есть про что вам рассказать.

Все поют. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Это просто враки

Куры съели петуха

Говорят собаки.

1.На заборе чепуха Жарила варенье.

Увидала паука- Потеряла зренье

5. Между небом и землей
Поросенок рылся

И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Дети: Чепуха, чепуха…

6 На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

3 На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

1 По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

4. У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

Дети: Чепуха, чепуха…

3. Надевала Манечка
Варежки на ножки,
Прицепила к голове
Красные сапожки

5. У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху.

Дети: Чепуха, чепуха.

Все. У егорова двора
Очень весело, ура!
А у наших у ворот
Все идет наоборот.

Дети: Чепуха, чепуха







Проша.  Ох и насмешили! Эх! Душа помолодела! Лет на…триста!

Бабушка. На триста??? Да это полная чепуха!

Проша. Спасибо, ребятки, за частушки потешные! Дружно, весело спели.

Бабушка. А не пора ли нам в игры народные поиграть, поиграть да распотешиться! А ну народ, выходи в хоровод!

Игра  «Золотые ворота»

В золотые ворота проходите господа
Первой мать пройдет, всех детей проведет

Первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Бабушка: Вот и наигрались, вот и распотешились на славу! Повеселили Прошу в день рождения.

Проша . А где подарки?

1. Будут, будут тебе подарочки, Проша. Любят Домовые играть в пуговицы разные блестящие, в бусы нарядные.

Дети все складывают в горшок

5. Проша, вот тебе в подарочек, монетку. «Дедушка-домовой! Вот тебе денежка на сапоги и семечки».

Проша. А одной монетки маловато, прибыли никакой.

Хозяйка: А ты загадки отгадай, тогда за каждую загадку тебе в горшочек будем копеечку давать. А зрители тебе помогут.

Проша: Вот это совсем другое дело! Прибыль будет.

Дети по очереди говорят загадки

1. Стоит толстячок, Подчинивши бочок.

Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар) 

2. Посуда не старая, а вся в дырках… .(Сито, решето)

3. Черноват, худоват, Без копыт, а рогат? (Ухват)

4. Черныш – загорыш! Куда поехал?

В печь на ухвате, кашу варить. (Чугунок)

5. Стоит у печки нога, А зовётся (Кочерга)

6. Не ботинки и не тапки, А из лыка плетёные… .(Лапти)

7.На ней сидят, когда едят, А ночью на ней спят (Лавка)

8.Три братца пошли купаться Два купаются, 3-й на берегу валяется.

Искупались, вышли, на 3-ем повисли. (Коромысло)

9.Там сохраняют квас, и молоко, и сливки

И долго там не портятся напитки. (Глиняный кувшин)

10.Он служит для сбора ягод И хранения круп. (Туесок)

Проша:  Вот и прибыль в дом! Спасибо вам, ребята, и за подарки, и за веселье! Обещаю вас по ночам не пугать, во всех делах вам помогать!

1. А мы теперь про тебя не забудем, мисочку молочка с горбушкой хлеба оставлять около печки будем!

Бабушка. Проша, а ты оставайся с нами, успеешь на печи полежать. А мы сядем рядком, да поговорим ладком. А знаете ли вы, ребятки, что в феврале есть особый день, когда весна с зимой первый раз встречаются – это 15 февраля Сретенье то есть встреча. Немало придумано поговорок, связанных со Сретением: «Весна встречается с зимой, ровно кафтан с шубой».

3. .У дня больше света, а у ночи меньше стужи»;

4. «Солнышко на закате засияет - морозы больше не ударят»;

5. «Какова погода на Сретение – такова и весна будет»;

Бабушка. Сретение называли праздником Света.  Все одевались в яркие, нарядные одежды. Особенно нарядными были женские головные уборы – сороки - похожие на птиц. Девочки надевайте сороки

Существовало  поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным. Считалось, что птицы несут с собой ключи от счастья, тепло и свет.

В этот день с давних времен готовились особенные блюда: кулебяки - пироги с начинкой из грибов и рыбы. Варили взвар – это компот из груш и яблок, пекли печенье и называли их жаворонками. . Я вот тоже такие пеку (показываю готовое). Помогите мне девочки , берите тесто и раскатывайте.

Стряпайте да приговаривайте:

1. Жаворонки, прилетите, Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе. .

4. «Жаворонки, прилетите, студень зиму унесите,
теплу весну принесите, зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!»

(стряпают, кладут на поднос) 

Бабушка. Как мы быстро управились. Поставим наше печенье в печь, а сами заведем хоровод

Хоровод «Ждём весну»

Бабушка. С давних времен этот день считался первой встречей весны. К этому дню мастерили обрядовую куклу «Птица радость» (показ куклы) призывающую весну. Распевали веснянки — зазывные песенки о весне. Давайте и мы весну к нам позовем, для нее веснянку споем.

5. Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, надоела ты нам, наскучила, наши рученьки приморозила.

1. Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с великой милостью:
Со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.

6. Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!‖

3. .Иди, весна, иди красна, Принеси ржаной колосок . Овсяной снопок

Большой урожай в наш край!

4. Весна! Весна красна! Тепло солнышко!
Приди скорей, Согрей детей!

Хоровод - Вот уж зимушка проходит, Белоснежная проходит,

Люли-люли, проходит, Люли-люли, проходит.

Проигрыш идут по кругу

- Снег и холод прочь уводит, Весну красную приводит,

Люли-люли, приводит, Люли-люли, приводит.

Девочки навстречу друг другу кланяются, возвращаются назад. Мальчики тоже самое.

- Встаёт солнышко пораньше, Светит красное подольше,

Люли-люли, подольше, Люли-люли, подольше.

Пары проходя в ворота

- Тёплый луч на снег бросает, От него снежок растает,

Люли-люли, растает, Люли-люли, растает.

Идут по кругу, в круг поднимая руки вверх – 2 раза, назад образуя большой круг

Бабушка.- Вот какие вы молодцы, как славно весну закликали. Весна непременно услышит нас, и теперь придёт быстрее.

Нам пора доставать из печи наше печенье, испеклось.. Раскладывали печенье на Сретенье везде: в сараях, чтобы скотина водилась, не болела. В кладовых, чтобы много припаса было. На окна, чтобы никто в доме не болел и счастливым был.

Много прекрасных традиций было в феврале на Руси. И сегодня мы вспомнили только часть того, что знали и любили далёкие наши предки. А в народном календаре февраля вы прочитаете и о других народных праздниках – Починки, Коровий праздник, Кирилл-весноуказчик

1. Настало время расставаться, к дому родному собираться.

5. Мы тут пели и плясали. И немного поиграли,

3. Что узнали сами – Всем вам рассказали.

4.Будем дальше подрастать, Будем больше узнавать.

6. Будем помнить, и сохранять традиции наших предков.

Все. До новых встреч!











Список использованных источников.

  1. https://www.maam.ru/- Сценарий праздника «Именины Домового»
  2. https://nsportal.ru/ -Тема занятия:  «Именины домового»
  3. https://infourok.ru/- Сценарий на праздник «День Рождения Домового»
  4. https://www.maam.ru/ Народный праздник «Сретение»
  5. https://pandia.ru/ Сценарий фольклорных посиделок «Как февраль с мартом встретились»

  6. https://silaoberega.ru/ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ НА ФЕВРАЛЬ
  7. https://ped-kopilka.ru/ Про февраль для детей старшего дошкольного возраста














 











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Сценарий "Февральские посиделки"

Автор: Корсикова Татьяна Васильевна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства