kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий эвристической игры "Люблю тебя, мой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конкурсе с помощью эвристических конкурсных заданий предлагается привлечь детей к изучению родного края и природы. Задания для конкурса подобраны открытые, т.е. те, что не имеют однозначного ответа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий эвристической игры "Люблю тебя, мой край родной"»

Эвристический конкурс «Люблю тебя, мой край родной»


Составитель: Григорьев В.С., педагог Центра «Меридиан»

Составитель:


Введение

Теория и технология развития одаренности обучающихся – дидактическая эвристика – по мнению А.В.Хуторского, наука об обучении как открытии. В эвристическом обучении ребенок изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.), но не готовые знания о нем. Полученный ребенком продукт деятельности (версия, текст, рисунок, сочинение, поделка, творческая работа и т.п.), затем с помощью педагога сопоставляется с культурно-историческими аналогами в соответствующей области. В результате ребенок переосмысливает или достраивает свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ребенка (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Реализуется принцип ситуативности обучения – образовательный процесс строится на организуемых ситуациях, предполагающих эвристический поиск их решения. Эвристический конкурс как раз и предлагает организовать эту ситуацию. Учите и учитесь эвристически! Проверено – систематическое участие в эвристических конкурсах изменяет мышление участников в творческую сторону. А это позитивно влияет не только на успехи в учебе, но и на жизненные достижения. Эвристические конкурсы доступны для любого ученика из любой школы. Реализовать свой творческий потенциал удаётся каждому.

В данном конкурсе с помощью эвристических конкурсных заданий предлагается привлечь детей к изучению родного края и природы. Задания на эвристических конкурсах всегда необычны и зажигательны, участники выполняют их с радостью и удовольствием! Во время конкурса особенно поощряется индивидуальная самобытность и креативные способности участников конкурса.

Задания для конкурса подбираются открытые, то есть такие, которые не предполагают заранее известного ответа. Они ориентируют участников на выявление собственного смысла окружающих явлений и самопознание. На один и тот же вопрос может быть несколько правильных ответов! Практически любой элемент изучаемой области может быть выражен в форме открытого задания, например: сочините пословицу на заданную тему, составьте сборник своих задач, установите происхождение объекта, исследуйте явление и т.д.

Рассмотрим методы обучения, называемые эвристическими, которые использовались при подготовке конкурсных заданий. Название «эвристические» они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, творческая работа, картина, поделка, план своих занятий и т.п.

Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» участников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние участников, создаваемый руководителями настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ребята уже не будут относиться к данному методу как экзотическому и примут его в разряд действительно учебных методов.

Вживаться в сущность дерева, камня, медведя, облака и других объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова - это цветок, туловище - стебель, руки - листья, ноги - корни ...». В моменты наилучшего «вживания» участник задаёт вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт участника, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной, рисуночной форме, в виде пантомимы. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение участника, которому удаётся отождествить себя с объектом.

Приведём примеры заданий на использование метода «вживания»:

- напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время «вживания» в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось;

- почувствуйте, изобразите объект (можно с помощью пантомимы), например, если вы медведь, то какой он, злой, голодный, добродушный, из цирка, какое время года, что делает, что нравится и чем бывает недоволен;

- в момент наилучшего «вживания» задайте вопросы как бы самому себе, например: «Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?».

Участники обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения выражается в словесной или графической образной форме, то есть участники проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного участникам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

Метод «Если бы ...». Участникам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объёмные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение ребятами подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных участников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу участникам предлагаются вопросы: «Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое».

Метод конструирования понятий. Формирование у участников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины «слово», «небо», «зима», «движение»; старшим ученикам – «алгоритм», «величина», «молекула» и др.

Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, руководитель помогает достроить их до некоторых культурных форм (но не обязательно до тех, которые есть в учебниках!). Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске.

Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок) для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность детей, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан ребенком. Если же он не понимает, что делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания участниками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса, мероприятия и др.; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность. Цель рефлексивного метода – выявить методологический каркас осуществлённой предметной деятельности и на его основе продолжить предметную деятельность. Результатом применения рефлексивного метода может стать сконструированное понятие, сформулированное противоречие, найденная функциональная связь или закономерность, теоретическая конструкция по изучаемому предмету и т.п. Рефлексивная деятельность вплетается в ткань предметных действий, осуществляя функцию несущей методологической конструкции всего образовательного процесса.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. Осуществить рефлексию своей деятельности можно, отвечая на вопросы: «Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своём незнании? Чему я научился? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил?».

Формы образовательной рефлексии: устное обсуждение, письменное анкетирование, дерево настроения, цветовые круги, графическое изображение участниками изменений своего настроения, личной активности, глубины познания, продуктивности, самочувствия, самореализации и др.

Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: «Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?» Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным педагогом, родителем, вожатым. Сами участники, как правило, с удовольствием воспринимают возможность творческого самовыражения.

Организация и проведение эвристического конкурса

«Люблю тебя, мой край родной»


Организация и проведение конкурса возможна в любом образовательном учреждении и в детском оздоровительном лагере. Допускаются разновозрастные команды. Например, команды формируются в отрядах лагеря на вечерней планерке, где им и выдается план эвристического конкурса. Состав команды от 6 до 15 человек. Выбирается капитан и два игротехника, которые получают подробные инструкции для команды и затем работают с ней, вместе выполняя задания.

Цели: формирование интереса к родному краю, объектам природы, воспитание наблюдательности; развитие мотивации к творческой и исследовательской деятельности.

Возможна предварительная подготовка команды по вопросам истории и достопримечательностей родного края, для этого командам выдаются наглядные материалы, буклеты и т.п.

В пояснении к заданиям предусмотрены разные варианты проведения: в помещении и на природе. Также можно подобрать, усложнить или упростить задания в зависимости от возраста участников, время, отведенного на конкурс и т.п. Организаторы конкурса имеют возможность по предлагаемым заданиям подобрать приемлемый вариант.

Конкурсные задания

1.Кузбасс на карте России.

Каждой команде выдается лист формата А3 с нарисованным контуром России и маркер.

Задание: на карте России надо попытаться нарисовать контур своей области (в данном случае, Кемеровской области).





Ответ:

Команды могут оформить карту в соответствии со своим замыслом, например, раскрасить, подписать известные города, отметить природные богатства и т.д. – подсказки ведущего для этого не требуется, но необходимо отметить такие работы при подведении итогов.

Дополнительные вопросы:

  • объяснить понятие «Кемеровская область» и обсудить историю освоения и становления данной территории,

  • предложить свой повод для гордости за свой регион,

  • предложить идеи, на что похож контур области?

2.Волшебная шкатулка «Богатства Кузбасса».

Для конкурса необходимо количество «шкатулок» в соответствии с количеством команд с одинаковым содержимым – природными богатствами области (например, кнопки, фольга – продукция алюминиевого завода области, уголь – Кузнецкий угольный бассейн, зернышки овса, пшена, гречихи, риса и т.п.). Некоторые объекты желательно поместить из категории «лишние» т.е. не имеющие никакого отношения к природным богатствам края. Обязательно наличие в шкатулке клея.

Возможные варианты: команды ищут волшебные шкатулки на территории лагеря (можно использовать карту) и затем выполняют задание. Можно в шкатулку положить и конверт со следующим заданием.

Задание: найти применение содержимому шкатулки, разместив предметы из неё на уже имеющемся у команды листе с контуром России и области.

Дополнительные вопросы:

  • определить лишние предметы и обосновать свой выбор.

Творческое задание: нарядить в костюм Йети (Снежного человека) одного участника команды, который будет отвечать жюри в финале за это конкурсное задание. Костюм подбирается всеми участниками команды, необходимо проявить смекалку и сообразительность. В зависимости от условий проведения конкурса, планируемого времени и возраста участников, можно использовать аналогичное задание, но уже создать рисунок Йети или поделку и среду его обитания. Или нарисовать рисунок на большом листе, вместо лица – отверстие, в которое по окончании конкурса ребята могут вставить свои лица и сфотографироваться на память.

3.Животный мир Кузбасса.

Команды ищут фигурку животного (элементы оформления природной тропы) с конвертом (также можно использовать поиск по карте).

Задание: 1) на конверте записать название животного и перечислить его особенности и повадки; 2) выполнить задание, указанное в конверте: «Напишите названия литературных произведений, пословицы, загадки, в которые входят название животных, обитающих в области.

Творческое задание: придумать костюм (маску) животного из числа ярких представителей нашего края и чем-то особенного на их взгляд, затем нарядить в костюм одного участника, который будет представлять жюри ответы команды в финале. Как вариант можно предложить составить ребусы с использованием животных», дорисовать слова «Взгляд на зверят» и т.д.

4.Рябиновые бусы.

С каждой командой работает игротехник, у которого в руках корзинка (баночка) с ягодами, шишками и другими плодами (ягоды рябины, калины, шиповника, еловые и сосновые шишки, зерна фасоли, кукурузы и т.п.).

Задание: назвать растения края. За каждое правильно названое растение команда получает ягоду, которую нанизывает на нить, чтобы получились бусы. Итоги подводятся по длине бус.

Возможный вариант: команды ищут кустарник или дерево с конвертом на территории лагеря (можно использовать для поиска карту, можно задать конкретное название кустарника или дерева, загадку о нём или описание) и выполняют задание, которое написано в конверте.

Задание: 1) на конверте записать название кустарника (дерева); 2) выполнить задание, указанное в конверте: «Напишите как можно больше растений, произрастающих на территории области».

В любом случае, задача команды собрать бусы (количество бусинок соответствует количеству правильных ответов).

Творческое задание: создайте бусы, украшение, элементы костюма и т.п. с использование различного природного материала. Нарядите одного участника, который будет представлять команду жюри.

5. На птичьей кормушке.

С командами работают игротехники. Стол команды превращается в «кормушку». На отельных небольших листах команды записывают названия птиц (по одному на лист) и раскладывают их на столе (крепят на отведенном месте, если столов нет). Через определенное время (3-5 минут) команды по очереди называют по 1 птице. Игротехник убирает лист с её названием со стола, если такая птица у команды есть – птица «улетает». Итоги подводятся по тому, сколько птиц осталось на «кормушке».

Если конкурс проходит на природе, то командам предлагается отыскать кормушку с конвертом на территории лагеря.

Творческое задание: выбрать птицу, которую можно встретить в области, изобразить её пантомимой так, чтобы другие команды догадались о ком идет речь. Также можно предложить участникам предлагается придумать задание-вопрос другим командам «Угадай птицу по описанию» или нарисовать птицу «Угадай кто это?».

6.Название улиц ваших городов.

Командам раздаются фотографии известных людей: М.Горький, В.Маяковский, В.Ульянов, Ю.Гагарин, А.Суворов, М.Кутузов и др. Команды ищут фотографии известных людей России.

Задание: выбрать тех людей, чьи имена носят улицы вашего города (или городов области).

Дополнительные вопросы: пояснить, кто изображен на фотографии и чем знаменит.

Возможен другой вариант. На фотографиях изображены известные люди в истории Кузбасса (артисты Инна Макарова, Алена Бабенко, Владимир Машков, Андрей Панин, певица Маша Распутина, рудоносец Михайло Волков, советская разведчица Вера Волошина, советский космонавт Алексей Леонов, телеведущая Елена Малышева, спортсмен Евгений Чигишев, спортсмен Юрий Арбачаков, оперный певец Борис Штоколов, писатель Владимир Чивилихин, поэт Василий Федоров и др.).

Дополнительное задание: пояснить, кого еще можно добавить в список известных людей в истории Кузбасса и обосновать свой выбор.

7.Уголёк.

Командам предлагается кусок угля (один или несколько) и имеющиеся подручные материалы (ножницы, картон, бумага альбомная, цветная, гофрированная и т.п.).

Задание: придумать и сделать творческую работу (проект) с использованием угля, придумать ему применение, отличное от прямого.

Творческое задание: составить презентацию работы (проекта) в устной форме и представить членам жюри.

Возможные идеи творческих работ, придуманных детьми: нарисовать углём рисунок, раздолбить кусок угля и сделать своеобразную аппликацию из полученных мелких кусочков, сложить изображение в виде мозаики, сделать поделку, раскрасить красками как камень и др.

Список литературы

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения // М.: Изд-во МГУ. – 2003. – 416 с.

  2. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – 2001. - №1. – С. 4-10.

Приложение 1

Рябиновые бусы


С рябиной связано много народных обычаев и обрядов.

На Руси рябина издавна считалась символом счастья и мира в семье. Рябина могла бы стать отличным талисманом и нашего сайта. Вот именно поэтому это красивое дерево сажали перед домом, как только в нем поселялась молодая семья, которой еще столько хорошего предстояло сделать в жизни!

На древесине рябины обычно резали защитные руны, поскольку рябина была известна своей способностью оберегать от колдовства. Кроме того, считалось, что рябина может защитить от сглаза и порчи, от злой воли, поэтому гроздья рябины развешивали на жерди у входа в загоны для скота и помещали их у дверной притолоки. Считается, что рябина обостряет восприятие и развивает дар предвидения. В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар. До сих пор во многих деревнях от Британии до Урала маленькие девочки по осени нанизывают на нитку ягоды рябины и носят их как бусы, давно позабыв, что именно они делают,- а между тем такой талисман всегда считался лучшей защитой от чужой магии любого сорта. Рябина – cамый лучший союзник для женщин, которые находят истинное наслаждение в физической стороне любви. Прямой контакт с рябиной способен разбудить дремлющую в женщине сексуальность. Для рябины излюбленный женский возраст около 40 лет. Таким женщинам она дарит в любви особенно теплую осень, полную сил.

А еще считалось, что «рябиновый дух» отгоняет все болезни, и поэтому на Руси издавна был распространен обычай выносить больного под рябиновое дерево. Действительно, во многих случаях это и помогало излечиться, хотя тогда было неясно, что же именно помогало исцелять людей: действительно ли «рябиновый дух» или вера в то, что рябина всегда поможет, излечит…

Конечно, рябина воспринимается нами как поистине «русское» дерево наравне с белоствольной красавицей березкой или могучим дубом. Однако ради справедливости заметим, что с рябиной были связаны и многие обычаи и обряды Европы в целом, а не только Руси.

Так, например, в средние века считали, что рябина превосходно защищает от оборотней, привидений и других злых духов. В те времена, когда вера в темные силы была очень крепкой, существовал обычай прикреплять ветви этого дерева к домам и воротам домов. Считалось, что любые злые духи отступят перед рябиной. Как видите, этому дереву издавна приписывалась волшебная сила.

На основе магии, заключенной в деревьях (в том числе, конечно, и в рябине), был составлен гороскоп друидов. Древняя кельтская каста жрецов – друидов – проводила сопоставления между деревьями и человеческими характерами.

Так что если вы родились в промежутке между 1 и 10 апреля, а также между 4 и 13 октября, то про вас можно сказать, что вы рябина.

У вас, как считали друиды, скорее всего хрупкая и нежная внешность, но несгибаемая воля. Вы очень обаятельны и милы и очень любите доставлять радость окружающим вас людям. Но у вас слишком сильно развито чувство ответственности, и из-за этого вы часто страдаете, чувствуя себя виноватым (к сожалению, часто необоснованно). С вами бывает очень трудно общаться, потому что вам не хватает простоты во взаимоотношениях с окружающими.

Вы очень многое даете в любви, но вместе с тем многое и требуете. Ваша личная жизнь очень богата, но вы постоянно стремитесь проверить чувство на его подлинность, так что вас бывает трудно обмануть. А еще вы не способны предать другого – это ценное качество характера, которым обладает далеко не каждый.

Вот такие свойства характера приписываются вам, если вы рябина, так что утверждения друидов вы сможете проверить и на себе.

Однако не будем отвлекаться на темы, связанные с психологией и астрологией. Поговорим о другом.

А знаете ли вы, сколько народных примет связано с этим удивительным деревом! Их великое множество, но мы приведем здесь только некоторые из них: возможно, что вы захотите проверить их правильность на практике.

Народная мудрость говорит, например, о том, что большой урожай рябины – это предвестник долгой и суровой зимы. Так что, увидев усыпанную красными кистями рябину, начинайте запасаться теплыми вещами!

Есть и другая народная примета: если рябина цветет поздно, то осень будет долгой. Так что наблюдайте за природой и не забывайте о народной мудрости, которая живет веками: раньше, как известно, люди жили ближе к природе, чем мы сейчас, и глубже чувствовали взаимосвязь между собой и окружающим миром.

Используется рябина очень широко и, что самое главное, в самых разнообразных областях знаний и сферах нашего быта. Не о всяком растении такое можно сказать. А о рябине – вполне!

ПОЛЕЗНЫЕ И ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА рябины были известны уже давно. Так, например, еще в Древней Греции (а затем в Древнем Риме) стало известно, что плоды рябины обладают ярко выраженным дезинфицирующим свойством. Вот почему, чтобы сохранить воду пригодной для питья в течение долгого времени, в нее бросали ветку рябины. Вода не только не портилась, но и приобретала приятный терпкий привкус.

Однако, как вы и сами знаете, полезные свойства рябины этим не исчерпываются. Рябина (мы имеем в виду, прежде всего, рябину обыкновенную) широко используется в народной медицине. Это, конечно, далеко не случайно, ведь рябина обладает многими целительными свойствами (о чем пойдет речь в отдельной главе).

Перечислим их: это и витаминное, и мочегонное, и слабительное, и противовоспалительное, и кровоостанавливающее средство. Лечат и цингу, и авитаминоз, и ревматизм, и заболевания желчного пузыря и кишечника. Естественно, что рябина является испытанным народным лекарственным средством, которым лечили и продолжают лечить многие заболевания.

Естественно, что лечебные свойства рябины не забыты и сейчас. Поскольку в настоящее время научная медицина тесно связана с народной, она часто черпает в ней сведения о лекарственных растениях и их целительных свойствах. Вот почему рябина активно применяется в фармацевтике. В частности, выпускаются аптечные растительные сборы, в состав которых входят плоды этого дерева. Кроме того, и лекарственные мази, в состав которых входит рябина, также находят свое применение в медицине.

Отметим также, что в современной медицине перед словом «рябина» часто ставится определение, которое не всякое растение «заслужит», – «ценнейшая», ведь она является превосходным общеукрепляющим средством способным к тому же предупреждать различные болезни. А по набору витаминов, которые содержатся в ее плодах, рябина превосходит даже такие «зарекомендовавшие себя» источники витаминов, как морковь, яблоки и даже апельсины! И ведь всегда она здесь, рядом с вами, к вашим услугам, что про те же апельсины не всегда скажешь.

Так что посудите сами, насколько полезны витаминные чаи и настои на основе рябины, учитывая то, что в их составе, она имеет очень приятный терпкий привкус.

В косметологии рябина тоже не забыта. Действительно, разве можно позабыть о таком полезном дереве с целительными плодами? Всевозможные косметические средства, изготовленные на основе рябины, заслуженно пользуются на сегодняшний день огромной популярностью.

Это и кремы, и маски (как вы знаете, в настоящее время они появились и в широкой продаже, так что их вовсе не обязательно приготавливать в домашних условиях), и скрабы (средства для глубокой очистки кожи лица и тела). Наконец, на основе экстракта рябины изготавливаются и средства по уходу за волосами – шампуни и бальзамы.

Но, конечно, использование плодов рябины в косметологии опять же опирается прежде всего на народную мудрость. На Руси рябина очень широко применялась в косметических целях. Так, например, уже давно стало известно, что сок, добытый из плодов рябины, обеззараживает кожу, делая ее более гладкой и здоровой.

И, наконец, в быту, рябина тоже применяется.

Надеемся, что вы не забыли про осенние букеты, которые так долго могут стоять в вазах, украшая комнату и внося в нее столько уюта и тепла. Ветки рябины с ее золотистыми осенними листьями и огненно-красными плодами, долго будут радовать ваш глаз: любуясь на этот букет, вы, даже в том случае, если холодной осени с моросящими дождями предпочитаете жаркое лето, поймете, что такое золотая осень и за что ее так любил Александр Сергеевич Пушкин. В этом, казалось бы, самом обычном букете вы найдете столько простоты и, в то же время, столько поэзии, сколько, пожалуй, не будет ни в каком другом, даже самом стильном украшении вашего интерьера.

Только составляя такие осенние букеты, – не ломайте ветки: для рябины это особенно пагубно. Лучше срежьте их, не причиняя дереву боли!

И еще несколько слов по поводу украшений. На этот раз, тех, которые оттеняют вашу собственную красоту. Сейчас, чтобы выбрать все, что душе угодно, достаточно лишь пойти в магазин. Но как же раньше? Не всегда же украшения изготавливались из золота и драгоценных камней, ведь для этого необходимо много умения и вкуса.

Первыми и самыми простыми украшениями были, пожалуй, те немудреные бусы и серьги из того, что дарит нам живая природа – из цветов, плодов, листьев…

Дело не только в том, что ягоды рябины своей круглой формой и впрямь напоминают бусины (никому, например, не придет в голову назвать бусинами, скажем, ягоды вишни, хотя они тоже круглые и гладкие).

Вспомните свое детство: наверняка вашими первыми украшениями были бусы из рябины. Вспомните, как нравилось вам нанизывать ярко-красные ягоды на нитку!

А ведь украшения из плодов стали делать очень и очень давно наши предки, которые во все времена стремились к красоте. И ягодки рябины, как никакие другие, прекрасно подходили для того, чтобы выполнять эту роль. Так что рябина, оказывается, и украшает вашу жизнь!

Рябиновый венок защитит ваше жилище

Считается, что рябина обладает мощной энергий защиты.

Повесьте на дверь венок из рябиновых ветвей. Можно повесить просто композицию из рябиновых ветвей и ягод или икебану.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарий эвристической игры "Люблю тебя, мой край родной"

Автор: Григорьев Владимир Сергеевич

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства