Статья "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"(выступление на РМО)
Статья "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"(выступление на РМО)
•осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
• принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
• появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе"(выступление на РМО)»
Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе
Шургучинова Н.Д.
МБОУ»Эсто-Алтайская сош им. Д.Н.Кугультинова»
Личностные результаты
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Познавательные УУД
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические выска-зывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные УУД
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Рубрика «Давай подумаем»
Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от словаЛюда;«Наташинька», потому что сочетания жи – ши надо писать через и.
Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?
«Вспомни пройденное»
- Из чего состоят слова?
- Чем звук отличается от слова?
Задание 1
Сравни пары слов. Подумай, при помощи какой части слова образовались выделенные слова. К каким частям речи они относятся?
Играл -заиграл,
летел –прилетел,
радоваться –обрадоваться.
Задание 2
На какие группы делятся звуки речи? Чем различаются эти звуки?
Работай так.
Прочитай предложение, пойми, о чем говорится в предложении, и запомни его.
Повтори предложение, проверь, помнишь ли ты его.
Прочитай все слова в предложении так, как они написаны.
Произнеси слова в предложении так, как нужно их писать (орфографически).
Пиши, диктуя себе орфографически.
Проверь себя. Читай написанное и сверяй с печатным текстом.
Задание. Запиши слова, вставь пропущенные буквы. Проверь их написание.
Тр…ва, к…льцо, …кно, м...ря.
Безударный гласный звук [а] может быть записан буквой а или буквой о. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово – так, чтобы гласный звук стоял под ударением.
ПАМЯТКИ
1. Памятка-алгоритм , в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна. 2. Памятка-инструкция , в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них. 3. Памятка-совет . В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося. 4. Памятка-показ , в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем.
Как написать безударное личное окончание глагола?
1. Определить время, лицо и число глагола.
2.Поставить глагол в неопределенную форму ипо гласной букве перед –тьопределить спряжение.
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе
IсряжениеIIспряжение
-у (- ю) -у (-ю)
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут (-ют) -ат(-ят)
Ь после шипящих на конце имен существительных
Проверяемое слово – имя существительное?
Да Нет
Оканчивается ли оно на шипящий? (ж, ч, ш, щ)
Да Нет
Определи род: женский или мужской
Женский: пишется ь Мужской: ь не пишется
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
- дать уч-ся представление о способах проверки правописания согласных на конце слова; учить различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, формировать умения подбирать проверочные слова;
Развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, речь учащихся;
Воспитательные:
- формировать коммуникативные компетенции; воспитывать интерес к предмету.
План урока
Формируемые УУД
1.Орг. момент
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Коммуникативные.
Личностные:
формулируют собственное мнение и позицию, про-являют интерес к новому учебному материалу.
2.Минутка чистописания
(на доске)
К…ртина, к…рова, к…ньки, к…рзина.
- Что объединяет эти слова?
- Написание какой буквы сегодня будем повторять?
- Что вы о ней можете рассказать?
Письмо букв К, к.
Ко ка
- Подчеркните буквы, которые не получилось красиво написать.
- Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.
- Составьте с одним из слов предложение. Запишите.
Познавательныелогические:
-анализ объектов с целью выделения признаков,
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Регулятивные:
контроль в форме сличения результата с заданным эталоном
3.Актуализация знаний. Постановка темы и задач урока. Подготовка к восприятию нового материала.
(на доске)
М…ря, л…са, дер…во, сне… .
- Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву. Докажите свой выбор (коллективно).
- Почему остановились на слове снег? С какими трудностями столкнулись?
(Не знаем, какая орфограмма, какую букву нужно вставить, как ее проверить).
- Как вы думаете, какую букву нужно вставить?
(детьми предлагаются варианты: к,г)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Написание согласных в корне слова).
- А что вы можете сказать о звуках [ г ], [ к ].
(они парные согласные).
- Уточните тему нашего урока.
- Правописание парных согласных в корне слова.
- Чему сегодня вы должны научиться на уроке?
(Писать слова с парными согласными, различать слова с этой орфограммой, уметь подбирать к ним проверочные слова).
Познавательные:
постановка и решение проблемы;
общеучебные:
- самостоятельное вы-деление и формули-рование познаватель-ной цели,
логические:
- построение логи-ческой цепи рас-суждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование,
Регулятивные:
- целеполагание,
- прогнозирование,
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
4.«Открытие» нового знания».
– Где находится парный согласный в нашем слове?
- Почему мы можем ошибиться при написании?
- Как нужно подбирать проверочное слово?
(работа с рубрикой «Давай подумаем»)
Как записываются согласные звуки в корнях слов?
Сравни транскрипции и написания слов.
[ грип ] - гриб
[ грибы ] - грибы
[ арбузы ] - арбузы
[ арбус ] – арбуз
Что тебе удалось заметить? Какой последний звук в корне слова, называющего один предмет? Какой буквой он обозначен? А как обозначен последний звук в корне слова, называющего много предметов?
- Сделайте вывод, как проверить слова с парной согласной в корне слова?
(Дети формулируют правило).
- Проверьте, правильно ли вы сделали вывод? Что нового еще узнали? (чтение правила с.91)
Составление схемы способа проверки слов с парной согласной
а) один – много
ро[к] – ро г а - ро г
б) есть – нет
есть ду[п], нет ду б а – ду б
в) рядом с Л, М, Н, Р, Й
труд - трудный
Познавательные
общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации;
логические;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
знаково-символические:
- моделирование –
постановку и решение проблемы.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата;
5.Первичное закрепление изученного.
1. Работа с учебником (коллективно с комментированием).
с.92 упр. 2
2. Работа в тетради «Пишем грамотно» (работа в парах).
с.27 упр.1
3. Самостоятельная дифференцированная работа.
I в – с. 92. упр.1 (учебник)
Самопроверка (на доске выписаны слова).
II в – с. 28. упр.2 (тетрадь «Пишем грамотно)
Коллективная проверка.
Познавательные:
общеучебные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Регулятивные:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия,
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий,
1) взаимодействие
2) сотрудничество
3) интериоризация
(речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям)
6. Домашнее задание.
Выучить правило с 91.
(по выбору)
Выписать 8-10 словарных слов с парной согласной, подобрать к ним проверочные слова.
Тетрадь «Пишем грамотно» с.29 упр.3
Коммуникатив-ные
7. Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал(а), что…
- Сегодня на уроке у меня получилось …
- Сегодня на уроке мне трудно было …
Коммуникатив-ные
Регулятивные. Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию.