О родном Донском крае. Исторически сложилось так,что территорию на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край.Отсюда название вариативного курса "Доноведение". Мир, окружающий ребенка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка, у него возникает потребность расширить занятия о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Спасём и сохраним»
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса – «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить занятия о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Урок доноведения во 2 классе
по теме «Спасем и сохраним!»
Л.И.Асинбаева, учитель начальных классов
МБОУ ВСОШ№2 п. Веселый
Цель: формирование целостного представления о малой Родине - Донском крае и понимания места человека в нем; воспитание экологической культуры младшего школьника.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
воспитание любви к Родине, бережного отношения к природе родного края;
воспитание интереса к уроку доноведения через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;
Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные:
развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
формирование правил поведения в природе.
Познавательные:
довести до сознания учащихся понятия: Родина, малая Родина, Земля-дом;
формирование разных представлений о природе;
закрепление знаний о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края;
обогащение словарного запаса учащихся, развитие наблюдательности.
Коммуникативные:
умение делиться своими знаниями с одноклассниками;
2. развитие умения обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран); мультфильм о экологических проблемах родного края; презентация к стихотворению З.Александровой «Родина»; экологические запрещающие знаки, сделанные детьми; ствол и ветви березы, вырезанные их ватмана, листья, вырезанные из зеленой бумаги, солнышко без лучиков, заранее вырезанные из желтой бумаги ладошки детей, сигнальные кружки - зеленый и красный (у каждого ребенка); презентация «Земля -наш дом родной».
I Организационный момент.
Учитель:
-Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать!
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет все узнать
Наша любознательность!
- Посмотрите в окошко. Какой чудесный весенний день!
Какое у вас сегодня настроение?
- Я вам желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II Введение в тему урока.
Учитель:
- Все вы, ребята знаете, что Земля – наш дом родной!
Но как мы относимся к этому дому, как ведем себя в нем?
Замечательный русский писатель М.М. Пришвин писал «Мы хозяева нашей земли. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – леса, степи и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Ученик читает стих З.Александровой «Родина» (презентация к стиху).
Учитель:
- У каждого человека есть своя малая Родина – место, где ты родился и вырос: его дом, город, село, поселок, его край. Как называется наш край? (Ответы детей)
Дети читают стихи о родном крае.
1. Мой край родной!
Там воздух чистый
Бежит шумящим ветерком
По ниве зрелой, золотистой
С манящим синим васильком.
2. Там утром степь
С росой сребристой
И бесконечна, и вольна.
Лежит, как бы ковер пушистый,
Травы душистой вся полна.
3. И в ней поет со трелью тонкой
Весной в небесной глубине
Родной наш жаворонок звонкий,
Скользя в прохладной синеве.
4. Там хоры певчих насекомых
Звенят с зари и до зари.
В полях цветущих и зеленых,
И в небесах парят орлы.
5. Так ты откуда? Спросят люди –
Где твои заветные края?
Скажу им тихо, как о чуде,
Что Дон широкий – Родина моя!
III. Постановка проблемы.
Учитель:
- Сейчас на улице весна. Оживает природа. Птицы радуют нас своим пением.
А как прекрасна донская степь весной! Но представьте совершенно другую картину, которую можно увидеть на нашей планете – это горы мусора, загрязняемые водоемы, вырубленные леса.
- Вспомните слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
- Как вы понимаете эти слова?
- Как изменилась бы жизнь на планете, если бы люди выполняли это правило?
IV. Планета в опасности.
Учитель:
- Ребята, вы уже знаете, что не всегда деятельность человека идет на благо природы.
Дети читают стихи:
6. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если все сорвем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты!
7. Природа – наш огромный дом
И всем найдется место в нем:
Букашке, зверю и побегу
И дереву, и человеку!
8. Хоть дом большой, но хрупок он –
Ему все хуже с каждым днем.
Не враг вредит из века в век,
Природу портит человек!
9. Но может, скоро мы поймем,
Что мы неправильно живем!
Что дом наш охранять должны
От грязи, злобы и войны.
Чтоб в доме нашем навсегда
Царили мир и чистота.
Учитель:
- Ребята, скажите, а как человек может навредить природе? (ответы детей).
-Человек создает все новые и новые предприятия, отходы которых загрязняют и воду, и воздух, и почву. Каждый день в атмосферу попадают вредные газы, в воду и почву ядовитые вещества.
- Как вы думаете, отражается ли это на жизни животных, растений и самого человека?
- Предлагаю посмотреть мультфильм (просмотр мультфильма о загрязнении окружающей среды и его последствиях).
- Это смешной или грустный мультфильм?
– К чему приводит загрязнение воздуха и воды? (ответы детей)
Учитель:
- Вот какую печальную историю про Буренушку вы посмотрели.
Отравляя окружающую природу, человек тем самым отравляет и себя самого.
Люди не просто пользуются дарами природы, но и изменяют ее. Для строительства новых домов и предприятий требуются новые площади, прокладываются новые дороги. Все это неминуемо ведет к новым вырубкам лесов.
Как вы думаете, как отражается быстрая вырубка лесов на животных? (некоторые погибают).
Как человек старается сберечь животных и растения?
Какая работа проводится по охране растений и животных мира проводится в нашем крае? (Создаются заповедники)
- Что такое заповедник? (Заповедники – это участки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя ни убивать животных, ни вырубать леса, ни ловить рыбу.
- Чем отличается заповедники от заказников? (Здесь разрешается хозяйственная деятельность человека)
Учитель:
-Многие растения и животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие растения и животные занесены в Красную книгу Ростовской области.
- Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо менее загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые.
- Запрещено собирать редкие растения и охотится на редких животных.
- Ребята, а мы с вами можем участвовать в охране природы?
Физкультминутка.
Учитель:
- Ребята, вы выполняли творческое задание – изображали запрещенные знаки – что нельзя делать в природе. (На доске прикреплены запрещающие знаки, сделанные детьми) Давайте перечислим еще раз, запомним и самое главное будем выполнять правила поведения в природе!
V. Работа над проектом «Помоги нашей планете».
Учитель:
- Сейчас все вместе мы поработаем над проектом «Помоги нашей планете».
Предлагаю сделать дерево, но дерево не простое – а дерево Добра. Вы видите только ствол и ветви одного дерева. По стволу вы легко отгадаете, что это за дерево? (береза) Береза – символ России.
Стих – На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая березка,
Символ Родины моей!
- Чего нет на дереве? (листьев)
Учитель:
- Мы сейчас приклеим листья. Но листья не простые, а листья с добрыми делами людей. Что взрослые или вы, дети, можете сделать доброго для нашей планеты? - (это задание для девочек)
Учитель:
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Перед вами солнце. Но на солнце нет лучиков. Вы сделали лучики – ладошки. Напишите ваши пожелания планете - (это задание выполняют мальчики).
VI. Диагностика урока. Работа с сигнальными кружками.
(Ответ «да» - зеленый кружок, «нет» - красный кружок
Учитель задает вопрос, дети с помощью сигнальных карточек дают ответ.
Человек многие годы оказывал на природу губительное влияние. (да)
Мех и мясо животных нужны человеку, поэтому надо уничтожать зверей. (нет)
В заповедниках охраняют не только животных, но и растения. (да)
В заповедниках строго запрещена хозяйственная деятельность человека. (да)
Охрана природы – дело каждого человека. (да)
VII. Подведение итогов занятия.
- Так что же значит быть хозяином природы, хозяином родной земли?