Социально-полезная деятельность как условие воспитания экологической культуры младших школьников
Социально-полезная деятельность как условие воспитания экологической культуры младших школьников
Описывается опыт работы учителя начальных классов по организации внеурочной работы с детьми с ОВЗ. Мероприятия направлены на воспитание экологической культуры школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-полезная деятельность как условие воспитания экологической культуры младших школьников»
СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Еремченко Ж.Н.
Учитель начальных классов
Высшая категория
ГКОУ РО Волгодонская школа-интернат № 14
г.Волгодонск Ростовская область
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Цель: определение возможности учебной работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Образовательные и воспитательные задачи:
углубить и расширить экологические знания;
привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
развивать познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе практической деятельности,
формировать (воспитывать) чувство бережного отношения к природе.
В Волгодонской школе – интернате обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Школа-интернат является учреждением, осуществляющим единую комплексную систему обучения и воспитания, обеспечивающую адекватный возможностям обучающихся уровень образования и профессионально-трудового обучения. Ведущей является задача создания для каждого обучающегося коррекционно-образовательной среды, наиболее соответствующей его возможностям и потребностям, обеспечивающей максимальную компенсацию нарушений развития и социально-трудовую реабилитацию. Трудовое воспитание занимает особое место в комплексной коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ.
Воспитанники моего класса - очень трудолюбивые ребята. Они любят родную школу и принимают активное участие в благоустройстве школьного двора. В апреле 2016 года мы провели две акции "Зеленый патруль" и «Древо – сад» по благоустройству школьного двора. Дети с удовольствием белили молодые деревья, красили клумбы, пересаживали цветы, а также посадили четыре новых деревьев на школьном участке. В мае 2016 года я организовала участие моих воспитанников в городском субботнике «Посади дерево. Озелени город». Ребята посадили два фруктовых дерева на территории парка «Молодежный».
В 2016 году мои воспитанники приняли участие во Всероссийской акции «Сажаем кедры для счастья Земли!». Акция проводилась всенародным общественным движением «Подари Земле сад», совместно с образовательным интернет - порталом «Мир учителя». Дети высадили на территории детского оздоровительного центра «Ивушка» 8 кедров, репортаж о данном событии опубликован на страницах СМИ. 6 кедров посажены на территории школьного двора любимой школы.
Ежегодно 1 мая проводится Международный проект день Подсолнуха. Это день, который объединяет людей, живущих в разных городах и странах мира. Всем людям предоставляется возможность посадить подсолнухи. Семена высылаются по почте. Подсолнух – это яркий, заметный в городе цветок; символ мира, тепла и счастья. Ребята проявили инициативу и посадили подсолнухи на территории детского оздоровительного центра «Ивушка», где летом отдыхают дети из малообеспеченных семей. Дети с энтузиазмом взялись за работу. Через неделю после посадки появились первые ростки. Ребята были счастливы! Участвуя в данной акции, ребята выполняли прекрасную миссию. Они внесли свой вклад в создание счастливого и красивого общества.В Волгодонске получились самые масштабные посадки подсолнуха из всех тех, кто участвовал в дне Подсолнуха 2016. У ребят появилась своя ботаническая листовка, собственная страничка в международной цветочной книге. А также выпущен специальный буклет, который называется «Волгодонск», в честь команды ребят из Волгодонска.
В октябре 2016 года я организовала участие моих воспитанников в третьем Всероссийском экологическом уроке «Хранители воды», организованным Зелёным движением России «ЭКА» при информационной поддержке Минприроды России. Цель занятия - сформировать ответственное отношение школьников к отходам и развивать бережное отношение к водным ресурсам России, стимулировать их совершать практические шаги по ресурсосбережению в повседневной жизни. Детям была предложена демонстрация презентации «Хранители Воды» в сопровождении рассказа учителя и вопросов к ученикам, проведена настольная игра. В ходе игры ребята познакомились с возможностями переработки отходов, обсудили экологические поступки, позволяющие следовать правилам трёх «П» в повседневной жизни (меньше потреблять, повторно использовать, перерабатывать).
В конце игры участники урока получили звание «Хранителей воды», и команда-победитель награждена почетной грамотой. Далее, дети закрепили полученные на уроке знания на практике в творческом занятии, на котором они своими руками изготовили из вторсырья полезные вещи (кормушки для птиц).
С детства каждый из нас помнит знаменитые слова писателя Михаила Пришвина: «Охранять природу – значит – охранять Родину». Россия – страна, в которой существуют и действуют множество «заповедных островов» - заповедников, национальных парков, природных заказников. Сколько в России охраняемых природных территорий? С чего начала отсчет уникальная система сохранения сети эталонных природных объектов?
Ответы на все эти и многие другие вопросы первоклассники узнали во всех подробностях, став участниками уникальной акции «Всероссийский заповедный урок» в январе 2017 года, в дату 100-летнего юбилея заповедной системы России.
Я провела экологический урок, познакомив детей с всероссийской заповедной системой. В ходе выполнения творческого задания ребята познакомились с заповедниками, находящимися на территории Ростовской области. Фото отчет о проведенном уроке опубликован на страницах портала проекта.
7 ноября 2016 года мои ученики впервые посетили эколого-исторический музей. Детям была предоставлена возможность оказаться в деревне или в экзотических краях, не покидая пределы города, ведь обитатели этих мест разместились в зале музея. Трогательный зоопарк - это живая выставка усатых, крылатых и хвостатых. Её уникальность в том, что питомцев зоопарка можно потрогать, взять на руки и покормить. Ребята увидели змей, ящериц, пушистых кроликов, милых хорьков, карликового бегемота – морскую свинку, мудрую сову, а также множество других животных. Ребята не только познакомились с животными, но и чистили клетки для кроликов, кормили грызунов морковкой и капустой.
8 декабря 2016 года мои ученики отправились на выставку «Природа Донского края». Дети мечтали пополнить багаж знаний и увидеть основных представителей живой природы, которые обитают на территории Ростовской области. Экскурсовод провела с детьми интересную беседу об обитателях донского края. Ребята закрепили знания о таких животных и птицах, как: степной орел, сова ушастая, серая куропатка, трясогузка, шакал, хомяк, заяц - русак, еж; узнали об исчезающих и редких видах птиц - орлан белохвост, казарка краснозобая, пискулька, савка. Экскурсия проводилась в рамках эколого-краеведческого направления.
Важнейшим компонентом экологического воспитания является деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Таким образом, при взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания и трудовые навыки, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, развиваются двигательные умения и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.