Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогический проект "Перекресток детства"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Проект
«Перекресток детства»
(по программе внеурочной деятельности «В мире книг»)
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №3 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Кстова Нижегородской области
Пологова Марина Михайловна
Стаж работы учителем
начальных классов 24 года
Квалификационная категория 1
Кстово
2018 год
Паспорт проекта
Название проекта
«Перекресток детства»
Руководитель проекта
Пологова Марина Михайловна
Направленность проекта
(доминирующее направление развития личности в воспитательной системе школы)
Общекультурное
Социально-педагогическое
Форма организации самостоятельной деятельности обучающихся
в проекте
Индивидуальная, групповая
Сроки реализации
3 недели
Актуальность
В образовательном учреждении есть возможность создать среду развития ребенка через чтение, книгу. Основная идея – создание условий для привлечения школьников к социально-активной жизни.
Элементы исследования
Подбор художественной литературы, сбор информации для библиографической справки, открытие художественной мастерской.
Замысел
Расширить свои знания о российских детских поэтах и их произведениях, принять участие в созидательной просветительской деятельности.
Цель и задачи
Цель: создание на основе поэтических произведений собственного творческого продукта (литературной композиции) и транслирование его в социуме.
Задачи:
формировать потребность в систематическом чтении;
учить отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности;
развивать умение работать в парах и группах;
воспитывать бережное отношение к книге;
развивать взаимодействие школы и семьи
Концепция и методология
Деятельностно –компетентностный подход; взаимодействие как социальный опыт; добровольность участия.
Этапы проекта
1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, постановке задач).
2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование).
3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя).
4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Ресурсное обеспечение
Книги, учебные пособия, интернет - ресурсы.
Методический арсенал проекта
Консультации, самостоятельный поиск и систематизация материала, репетиции.
Как используются информационно-компьютерные технологии
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт, его характеристика
Литературная композиция с выставкой рисунков для родителей учащихся, для младших школьников, подарки (закладки для книг).
Формы презентации (защиты) продукта
Выступления к Международному дню детской книги.
Система мониторинга проекта
Отслеживание промежуточных результатов.
Дальнейшее использование проектного продукта
Возможность транслировать перед любой аудиторией.
Участники проекта
Ученики класса, родители учащихся.
Пояснительная записка
Наш класс занимается по программе внеурочной деятельности «В мире книг». Эти занятия помогают решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение
для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
В содержании программы 3 класса есть раздел «Дети – герои книг». Он включает прозаические произведения А. Гайдара, Л. Пантелеева, В.Драгунского. Мне показалось, что не хватает поэтических произведений современных авторов. Знают ли их дети? Читают ли? Я провела небольшое исследование. На одном из занятий предложила нарисовать обложку любимой книги. Среди них оказались и программные произведения (Л.Н. Толстой «Лев и собачка», К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»), и прочитанные самостоятельно (Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», А. Конан Дойл «Шерлок Холмс»). А вот к стихотворению была только одна обложка – С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный». На мой вопрос «Читаете ли вы стихотворения?» был ответ «Да». Но назвать авторов и их поэтические произведения дети не смогли. К одному из занятий дети готовили отзыв о прочитанной книге. Среди них тоже не было стихотворений. Но в нашей литературе их огромное множество! Это добрые, ироничные, юмористические стихотворения С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, В.Д. Берестова, Б.В. Заходера и др. Я прочитала детям стихотворение А.Л. Барто «Сережа учит уроки».
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.
Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.
Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.
Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.
Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.
Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.
Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.
Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.
- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито.
- Сижу над книжкой до сих пор
И все не выучил озер.
Обсудили. Кто-то узнал себя, кто-то своих друзей. Привели свои примеры – что мешает сосредоточиться при выполнении домашних заданий. Какие качества надо в себе воспитывать и как. Даже вспомнили пословицу «Сделал дело – гуляй смело!». Детская поэзия – благодатный материал. Каждый учитель сумеет задать нужные вопросы по содержанию и подвести детей к необходимому выводу. Я предложила детям познакомиться с другими детскими стихотворениями и понравившиеся выучить наизусть. Так родился наш проект, который мы назвали «Перекресток детства». Приурочили проект к Международному дню детской книги.
Реализация проекта
Разделила детей на группы, предложила авторов: С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, Б.В. Заходера, В.Д. Берестова. Определили тематику стихотворений, которые будем подбирать: о детях и для детей, о дружбе, о школе. Несколько стихотворений подобрала сама. Например, в классе есть два брата-близнеца: Александр и Сергей Клиповы. Им предложила стихотворение В.Д. Берестова «Братья». Всего две строфы, каждому по одной, но какое емкое! Мне хотелось, чтобы они поняли: братские отношения крепче просто товарищеских. Несмотря на мелкие ссоры, братья всегда должны суметь сплотиться против общей угрозы. ( «Встает за брата брат!»). Для Влада Жагрина подошло стихотворение А.Л. Барто «Обида». У мальчика только что родилась сестренка, назвали ее Аленкой. В стихотворении А.Л. Барто как раз говорится о такой ситуации, даже новорожденную зовут тоже Аленка. Поэтесса говорит о том, что все внимание родителей приковано к малышке «Все говорят о ней, о ней! В восторге от Аленки!» Мальчику обидно, его перестали замечать. Мне хотелось, чтобы выучив это стихотворение Влад понял, что его по-прежнему любят, просто у родителей сейчас много хлопот. Тимофей Лапин серьезно и очень успешно занимается футболом. Он получил стихотворение Б.Заходера «Вратарь», с удовольствием выучил и решил, что читать его будет в своей личной спортивной форме, на которой написано «ЛАПИН». Боксеру Коле Кузьмину досталось стихотворение А.Л.Барто «Мама-болельщица». Коле трудно даются русский язык и литературное чтение, но стихотворение все-таки добросовестно выучил (оно же о любимом виде спорта). Некоторым детям дала названия стихотворений, которые они искали сами, а кто-то и сам предлагал то, что им понравилось. В результате поисков и подготовки у нас получился список произведений: В.Д. Берестов «Любили тебя без особых причин», «Девочка с мячом», «Братья», «Вратарь», «Альбом для рисования» (Желающие подготовили рисунки и прокомментировали их); Б.В. Заходер «Никто», «Перемена», «Морской бой», «Скрипач»; А.Л. Барто «В театре», «Обида», «Любочка», «Я расту»; С.Я. Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж»; С.В. Михалков «Не спать», «Сашина каша», «Тридцать шесть и пять», «А что у вас?» Кроме этого, дети собирали информацию об авторах и истории возникновения праздника Международный день детской книги. В ходе работы над проектом пришлось заняться словарной работой ( гамма, нахлобучка, Неглинная, линкор, адмирал, абордаж, торпеда, линейный крейсер и другие). Шел поиск форм представления материала. Например, «Багаж» С.Я. Маршака решили инсценировать, придумали детали костюмов. Большие по объему стихотворения учили парами или группами. Стихотворение С.В. Михалкова «А что у вас?» распределили на весь класс по 2 - 4 строчки, читали сидя «цепочкой». Когда все было готово, пригласили родителей и выступили перед ними, показали результаты своего труда. Все были довольны: и участники, и зрители. Глубокий смысл стихотворений был понятен без особых объяснений. Окрыленные успехом, мы решили выступить еще и перед малышами. Пришли в 1 «А» класс на час общения и показали им свой проект, подарили всем закладки для книг, сделанные своими руками.
Предполагаемые результаты: Развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению. Усвоение ценности чтения и книги; формирование потребности в чтении не по принуждению, а «для души». Приобретение жизненного опыта, развитие умения находить в литературных произведениях ответы на волнующие вопросы. Участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения.
Сценарий
Слайд 1.
1. 2 апреля отмечается Международный день детской книги. Дата празднования выбрана не случайно: 2 апреля - день рождения великого датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена (1805-1875). Учреждён праздник в 1967 году.
2. Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины XVII в. дети читали примерно то же, что и родители. Например, в XVII в. детей привлекали басни Эзопа. В XVIII в. дети зачитывались «взрослыми» романами «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Ганс Христиан Андерсен внёс свой вклад в создание детской книги.
Слайд 2.
3. В нашей стране Международный день детской книги по-настоящему стал праздником в 20 веке. Пожалуй, ни в одной другой стране мира не было такого количества прекрасных детских писателей и поэтов. Сегодня мы предлагаем вспомнить известные любимые стихотворения, которые читали еще наши бабушки и мамы. Их хочется перечитывать и наслаждаться ими вновь и вновь.
Слайд 3.
4. Валентин Дмитриевич Берестов - российский детский поэт. Он родился в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Валентина Берестова называют «удивительным поэтом». В небольших по объему стихах он умеет передать и нежность, и грусть, и светлый озорной юмор. В детских стихах Берестова нет нравоучений и наставлений, а много доброты и искренности.
5. В. Берестов
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын.
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
Девочка с мячом
Мяч летит из-под коленки,
Пролетает над плечом.
Целый день играть у стенки
Может девочка с мячом.
Повернется взад-вперед.
Так и сяк его берет.
Хлоп – об землю! Шлеп о стенку!
И опять через коленку.
И при этом хитрый глаз
Видит каждого из нас:
Кто умен, кто симпатичен,
Кто ей просто безразличен.
В. Берестов
Братья
Дом – ходуном.
Мать ужасом объята:
- Опять дерутся!
Брат идет на брата!
И гонит нас во двор,
В толпу ребят.
Двор ходуном:
Встает за брата брат!
В. Берестов
Вратарь
Всем противникам охота
Мяч забить в мои ворота,
Но откуда ни ударь,
Этот мяч возьмет вратарь.
В. Берестов
Альбом для рисования
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле.
Слайд 4.
Стихи Бориса Владимировича Заходера любят и дети, и взрослые. Он писал так, что услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи Бориса Заходера одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом, в жанре басни.
Б. Заходер
Никто
Завелся озорник у нас. Горюет вся семья. В квартире от его проказ Буквально нет житья! Никто с ним, правда, не знаком, Но знают все зато, Что виноват всегда во всем Лишь он один — НИКТО! Кто, например, залез в буфет, Конфеты там нашел И все бумажки от конфет Кто побросал под стол? Кто на обоях рисовал? Кто разорвал пальто? Кто в папин стол свой нос совал? НИКТО, НИКТО, НИКТО! - НИКТО — ужасный сорванец! Сказала строго мать. - Его должны мы наконец Примерно наказать! НИКТО сегодня не пойдет Ни в гости, ни в кино! Смеетесь вы? А нам с сестрой Ни капли не смешно!
Б. Заходер
Перемена
«Перемена, перемена!» - Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог - Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним бо-о-льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, - Словом, Сделал все, что мог! Ну, а тут — опять звонок… Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! — Ничего, — вздыхает Вова, - На уроке отдохнем!
Б. Заходер
Морской бой
Что за шум на задней парте? Ничего нельзя понять! Кто-то там шипит в азарте: — Е-один! — А-шесть.
— К-пять! Это снова Вова с Петей Позабыли все на свете: На уроках день-деньской Бой идет у них морской! Бьются два военных флота На листочках из блокнота. Вова с Петей не пираты, Не берут на абордаж, А наводят на квадраты Дальнобойный Карандаш! И противника догонят Залпы меткие везде! Вот линейный крейсер тонет В разлинованной воде, Вот уже близка победа: Миноносцы бьют в упор… Ну, еще одна торпеда - И на дно пойдет линкор! Но внезапно все пропало: Море, волны, корабли… Прогремело Громче шквала: — Курс на доску, адмиралы! Адмиралы — на мели… — Петька, друг, спасай — тону! — Я и сам иду ко дну!. Часто терпит пораженье Самый храбрый адмирал, Если место для сраженья Неудачно он избрал!
14. Б. Заходер
Скрипач
У меня сосед — скрипач,
Да какой еще! Хоть плачь! Он недавно въехал к нам. Он тоже мальчик. Толя. Учится в какой-то там В музыкальной школе.
Я звал его играть в футбол, А он, конечно, не пошел: «Я занят, к сожалению, Готовлюсь к выступлению». Чего и ждать от скрипача!.. Боится он небось мяча! Да хоть бы он умел играть На своей скрипучке! Играл бы, что ли, всякие Хорошенькие штучки, А то он пилит целый день Одну и ту же дребедень. Идешь еще по лестнице, И слышится вдали: «Тили-пили, тили-пили, Тили-пили-пили…» — Что он там пилит, наш сосед? Спрашиваю маму. — Он не пилит, — был ответ, - А играет гамму. - Тут мама стала объяснять, Что надо упражняться, Что я бы, чем мячи гонять, Мог тоже позаняться, Что без ученья нипочем Не станешь даже скрипачом. В общем, из-за этих гамм За уроки сел я сам. Я ему за эти гаммы Как-нибудь еще задам! А на днях билет мне дали На концерт в Колонном зале. Был замечательный концерт! Я не скучал нисколько. Вдруг, Совсем уже в конце, Выходит этот Толька. В костюмчике С воротничком, Со скрипочкой И со смычком… Я Затрясся прямо: Сейчас Начнется Гамма! — Давай скорее уходить, - Толкаю я соседа, - А то он как начнет зудить - Не кончит до обеда! — Ти-и-ше! — сзади закричали. Я и встать-то не успел. Слышу, тихо стало в зале. Кто-то, слышу, вдруг запел. Неужели это скрипка? Тут какая-то ошибка! Я смотрю на сцену - Нет, ошибки нет! Там стоит со скрипкой Толя, мой сосед! Играет, не боится! А ведь кругом народ… Скрипка, словно птица, Поет, поет, поет… И вдруг она умолкла, А зал загрохотал! Я как крикну: — Толька! Ну что ж ты перестал? Сосед толкнул меня плечом: — Ты что, знаком со скрипачом? - И я ответил с торжеством: — Да мы же вместе с ним живем! . . . . . . . . . . . . . . . . Домой нам было по пути. Он дал мне Скрипку понести!
Слайд 5.
15. Стихи Агнии Львовны Барто знают все. Они окружают нас с самого детства, с первых шагов, с первых слов. Это знаменитые «Идет бычок, качается», «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол».Стиль ее строк очень легкий, автор разговаривает с ребенком, будто ровесник, на понятном ему языке. Кроме стихотворений, Агния Львовна писала сценарии к кинофильмам, работала ведущей на радио.
16. А. Барто
В театре
Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой. Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете! Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла. Наконец-то я в театре, Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы, Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене — Я на сцену не гляжу. Я обшарила колени — Номерка не нахожу.
Может, он Под стулом где-то? Мне теперь Не до балета!
Все сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то… Я в соседний ряд ползу. Удивляются ребята: — Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего: Я номерок внизу искала И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет, И все ушли из зала. — Мне очень нравится балет,— Ребятам я сказала.
17. А. Барто
Обида
Моей сестрёнке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней:
Она всех лучше, всех умней.
И слышно в доме по утрам:
- Она прибавила сто грамм!
Ну девочка, ну умница!
- Она водички попила -
За это снова похвала:
- Ну девочка, ну умница!
Она спокойно поспала:
- Ну девочка, ну умница!
А мама шепчет: - Прелесть! -
В восторге от Алёнки. -
Смотрите, разоделись
Мы в новые пелёнки.
- Смотрите, мы зеваем,
Мы ротик разеваем! -
Кричит довольный папа.
И он неузнаваем-
Он всю цветную плёнку
Истратил на Алёнку.
Я гвоздь в сарае забивал,
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне скрывать,
Я больше не могу.
И вот я тоже лёг в кровать
И стал кричать: - Агу!
Взглянул мой папа на меня,
Сказал он: - Не дури!
Ты что вопишь средь бела дня,
Как дети-дикари?
Тогда я лёг лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
- Давай возьму на ручки?
А я в ответ: - Я не грудной!
Ты просто так побудь со мной.
18. А. Барто
Любочка
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка И ленточка в косе, Все глядят на Любочку, Радуются все.
Но если к этой Любочке Вы придете в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу: — У меня уроков много, Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае — Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь: — Фу! Какая теснота!— Говорит она старушке: — Это детские места. — Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей своей красе.
Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя необязательно Они зовутся Любами.
19. А. Барто
Я расту
А я не знал, что я расту Все время, каждый час. Я сел на стул — Но я расту, Расту, шагая в класс.
Расту, Когда гляжу в окно, Расту, Когда сижу в кино, Когда светло, Когда темно, Расту, Расту я все равно.
Идет борьба За чистоту, Я подметаю И расту.
Сажусь я с книжкой На тахту, Читаю книжку И расту.
Стоим мы с папой На мосту, Он не растет, А я расту.
Отметку ставят мне Не ту, Я чуть не плачу, Но расту.
Расту и в дождик, И в мороз, Уже я маму Перерос!
20. А. Барто
Мама-болельщица
Я занимаюсь боксом, Я увлекаюсь боксом, А мама уверяет, Что дракой я увлекся
— Беда!— вздыхает мама.— Я так удручена, Что вырастила сына я Такого драчуна!
Я маму звал В боксерский зал, Она мне отказала. — Нет,— говорит,— я не могу, Я убегу из зала!—
И заявила прямо: — На бокс смотреть противно! Я говорю ей:— Мама! Ты мыслишь не спортивно!
Вот предстоит мне первый бой, Мне так нужна победа, Противник мой привел с собой Двух бабушек и деда.
Явилась вся его родня, Все за него, против меня.
Он видит всю свою семью, Поддержку чувствует в бою, А я расстроен! Я сдаю!
А защищать мне нужно честь Школьников Рязани.
Вдруг вижу — мама, Мама здесь! Сидит спокойно в зале, Сидит в двенадцатом ряду, А говорила — не приду!
Я вмиг почувствовал подъем — Сейчас противника побьем! Вот он при всех ребятах Запутался в канатах.
— Ну, как я дрался? Смело?— Я подбегаю к маме. — Не знаю,— сидела С закрытыми глазами.
Слайд 6.
21. Самуил Яковлевич Маршак – поэт, сказочник, переводчик, стал классиком – образцовым мастером детской литературы. Для детей Маршак написал много стихов, сказок, пьес.
22. С. Маршак
Вот какой рассеянный
Жил человек рассеянный На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто — Говорят ему: «Не то!» Стал натягивать гамаши — Говорят ему: «Не ваши!»
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Однажды на трамвае Он ехал на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал:
«Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни стало Мне надо выходить. Нельзя ли у трамвала Вокзай остановить?»
Вожатый удивился — Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
Побежал он на перрон, Влез в отцепленный вагон, Внес узлы и чемоданы, Рассовал их под диваны, Сел в углу перед окном И заснул спокойным сном..
«Это что за полустанок?» — Закричал он спозаранок. А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Почесался и сказал:
«Это что за остановка — Бологое иль Поповка?» А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
Он опять поспал немножко И опять взглянул в окошко, Увидал большой вокзал, Потянулся и сказал:
«Что за станция такая — Дибуны или Ямская?» А с платформы говорят: «Это город Ленинград».
Закричал он: «Что за шутки! Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград!»
Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!
23. С. Маршак
Багаж
Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции О том, что получен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок, Удрал из вагона щенок. Хватились на станции Дно: Потеряно место одно. В испуге считают багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка… — Товарищи! Где собачонка?
Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный пес. Поймали его — и в багаж, Туда, где лежал саквояж, Картина, Корзина, Картонка, Где прежде была собачонка.
Приехали в город Житомир. Носильщик пятнадцатый номер Везет на тележке багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, А сзади ведут собачонку.
Собака-то как зарычит, А барыня как закричит: — Разбойники! Воры! Уроды! Собака — не той породы! Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку… — Отдайте мою собачонку!
— Позвольте, мамаша! На станции, Согласно багажной квитанции, От вас получили багаж: Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Однако За время пути Собака Могла подрасти!
Слайд 7
24. Сергей Владимирович Михалков – поэт, писатель, военный корреспондент. Стал известным в 22 года, после публикации детской поэмы «Дядя Степа». Он посвятил свою жизнь созданию детских книг, сценариев для мультфильмов и художественных фильмов. А еще именно Михалков является автором двух гимнов: Советского Союза и Российской Федерации.
25. С. Михалков
Не спать
Я ненавижу слово «спать»! Я ёжусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»
Нет, я не спорю и не злюсь — Я чай на кухне пью. Я никуда не тороплюсь, Когда напьюсь — тогда напьюсь! Напившись, я встаю И, засыпая на ходу, Лицо и руки мыть иду…
Но вот доносится опять Настойчивый приказ: «А ну, сейчас же марш в кровать! Одиннадцатый час!»
Нет, я не спорю, не сержусь — Я не спеша на стул сажусь И начинаю кое-как С одной ноги снимать башмак.
Я, как герой, борюсь со сном, Чтоб время протянуть, Мечтая только об одном: Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса И где-то, в полусне, Я слышу чьи-то голоса, Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов Мне ясно слышен бой часов, И папа маме говорит: «Смотри, смотри! Он сидя спит!»
Я ненавижу слово «спать»! Я ежусь каждый раз, Когда я слышу: «Марш в кровать! Уже десятый час!»
Как хорошо иметь права Ложиться спать хоть в час! Хоть в два! В четыре! Или в пять! А иногда, а иногда (И в этом, право, нет вреда!) — Всю ночь совсем не спать!
26. С. Михалков
Сашина каша
Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке.
С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке.
Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, Чисто, Ясно,- Как люди говорят,- Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко – И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!» А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где галоши?» А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова.
Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать…
Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить.
27. С. Михалков
Тридцать шесть и пять
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро Я на градусник смотрю: Где моя температура? Почему я не горю? Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Живот потрогал — не болит! Чихаю — не чихается! И кашля нет! И общий вид Такой, как полагается! И завтра ровно к девяти Придется в школу мне идти И до обеда там сидеть — Читать, писать и даже петь! И у доски стоять, молчать, Не зная, что мне отвечать…
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру И меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу И про себя прошу, прошу: «Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись еще чуть-чуть! Ну, поднимись хоть не совсем — Остановись на `тридцать семь`»!
Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружится голова! Пылают щеки (от стыда!)… — Ты нездоров, мой мальчик? — Да!…
Я опять лежу в постели — Не велели мне вставать. А у меня на самом деле — Тридцать шесть и пять!
28. С. Маршак
А что у вас?
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Дело было вечером, Делать было нечего.
Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: — А у меня в кармане гвоздь! А у вас? — А у нас сегодня гость! А у вас? — А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят!
— А у нас в квартире газ! А у вас?
— А у нас водопровод! Вот!
— А из нашего окна Площадь Красная видна! А из вашего окошка Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий Презеленый красный шар!
— А у нас огонь погас — Это раз! Грузовик привез дрова — Это два! А в-четвертых — наша мама Отправляется в полет, Потому что наша мама Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова: — Мама — летчик? Что ж такого? Вот у Коли, например, Мама — милиционер! А у Толи и у Веры Обе мамы — инженеры! А у Левы мама — повар! Мама-летчик? Что ж такого!
— Всех важней,- сказала Ната,- Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо: — Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты — Это очень хорошо!
Повар делает компоты — Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны, Мамы разные важны.
Дело было вечером, Спорить было нечего.
Слайд 8.
29. С. Михалков
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
30. Детство – прекрасная пора. Пусть хорошая книга будет вашим другом и спутником на всю жизнь. А из чего же еще «сделаны наши мальчишки и девчонки»?
Песня «Из чего же , из чего же, из чего же…»
Автор текста: Халемский Я.
Композитор: Чичков Ю.
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек И хлопушек, Из линеек И батареек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков И звоночков, Из тетрадок И переглядок Сделаны наши девчонки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок И картинок, Из стекляшек И промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков И клубочков, Из загадок И мармеладок Сделаны наши девчонки!
Использованная литература:
Берестов В.Д. Любимые стихи. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1997. – 288 с.
Литературное чтение: 3 класс: в 2 ч. Ч. 2. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. –М.: Вентана – Граф, 2016