Собрание для родителей первоклассников "Скоро в школу. Переход на новые стандарты образования".
Собрание для родителей первоклассников "Скоро в школу. Переход на новые стандарты образования".
В апреле проводили собрание для родителей будущих первоклассников, где познакомили родителей с работой школы по новым стандартам образования. Были представлены педагоги, которые приступят к работе с первоклассниками, их учебно-методические комплекты по которым предстоит работать. Выступали также библиотекарь, психолог...
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Собрание для родителей первоклассников "Скоро в школу. Переход на новые стандарты образования". »
/слайд 1/Собрание для родителей, будущих первоклассников.
Добрый день, уважаемые родители!
Сегодня Ваша первая встреча со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент - ваш малыш сделает новый шаг по лестнице жизни. Всем Вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно.
Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с Вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.
/слайды 2 и 3/
ФГОС НОО
В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребёнка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения и нашего города перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
/слайд 4/
Обратимся /к слайду 4/, где вам предлагается обратить внимание на то, что предполагали стандарты закона1992 г. :
Обязательный минимумсодержания;
требования к уровню подготовки;
максимально допустимая нагрузка.
/слайд 5/
В стандартах первого поколения на первом месте:
обучение → естественное развитие = зона актуального развития.
В стандартах второго поколения на первом месте:.развитие → обучение = зона ближайшего развития.
Концепция стандартов второго поколения (закона 2009 г.) базируется на следующих принципах:
•непрерывности образования;
•учета возрастных возможностей ребенка;
•учета его индивидуальных особенностей;
•здоровьесбережения;
•взаимосвязи с окружающим миром;
•развития личности как субъекта творческой деятельности;
•признания ребенка как активного субъекта познания;
•доступности и достаточности;
•духовно-нравственного воспитания;
•психологической адаптации;
•взаимодействия семьи и педагога.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
/слайд 6/
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к содержанию основных образовательных программ;
Требования к условиям реализации основных образовательных программ;
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Переход на новые стандарты – это веление времени, т.к. ничто не стоит на месте, а развивается. Развивается и образование. Если раньше главной целью образования являлась передача суммы предметных знаний, и неважно было, воспользуется этими знаниями ребенок в дальнейшей жизни или нет, то в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию решений, к анализу собственной деятельности.
Главное направление новых стандартов – усиление развивающей ролиобучения, формирование умения учиться.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
/слайды 7 и 8/
Отличительная особенность нового стандарта – его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.
Деятельностный подход - – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
/слайд 9/
Очень точно было подмечено в древней китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.
Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
/слайд 10/
Отличительная особенность уроков по новым стандартам — формирование учебной деятельности.
Этапы учебной деятельности:
ученик сам формулирует проблему (к этому его подвел учитель);
сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);
сам оценивает свою работу.
Стандарты заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.
К примеру, если речь идет о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или не одобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком предмете как литературное чтение главной задачей будет не скорость слов в минуту (хотя и это важно), а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придется не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.
/слайды 11 и 12/
Стандарт предполагает реализацию в школе как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Плюсы:
Занятость детей;
Развитие творческих способностей;
Возможность попробовать несколько видов деятельности;
Формирование универсальных действий в других условиях.
Минусы:
Хотелось бы улучшения материально-технической базы?
/слайд 13/
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
/слайды 13, 15, 16, 17, 18/
Общеинтеллектуальное- в школе работают кружки: «Умники и умницы»; «Почемучки» - (познавательная деятельность) - этические и познавательные беседы, практикумы, выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских; смотры-конкурсы, конкурсы, турниры.
духовно-нравственное - кружок «Азбука дороги» факультатив «Дом, в котором я живу» (познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение) - соревнования, беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, концерты, акции, просмотр фильмов, информационные часы, праздники.
спортивно-оздоровительное - кружок «Спортивный час» (туристко-краеведческая деятельность) - соревнования, игры, экскурсии, встречи с интересными людьми,походы, просмотр фильмов.
социальное - кружок «Чудеса аппликации»; «Волшебные узелки» (социальное творчество, трудовая деятельность, художественное творчество) - беседы, трудовые акции, экскурсии, экологические акции, проекты, ролевые игры, социальные экскурсии, встречи с интересным человеком.
общекультурное- Кружки: «Ритмика и танец»; «Палитра голосов»; «Театр и дети»(художественное творчество, игровая деятельность)
экскурсии, игры, встречи с интересными людьми, просмотр фильмов, выступления, поездки, беседы, детские исследовательские проекты, КТД, досугово-развлекательные акции, художественные выставки творческих работ, мини-спектакли, концерты.
Все направления по внеурочной деятельности должны способствовать формированию:
- эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- значимости чтения для личного развития;
- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
/слайд 19/
Каким же должен быть выпускник начальной школы?
Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника.
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом:
поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников.
Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
/слайд 20/
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ МОУ СОШ № 10 в 2013 – 2014 уч.г.
Обучается в МОУ СОШ № 10 – 917 учащихся.
В начальной школе – 452 ученика, из них 5 первых классов – комплектов - это 127 первоклассников.
/слайд 21/
Администрация школы:
Куркин Александр Иванович – директор МОУ СОШ № 10
Заместители директора по учебной части – Логинова Наталья Леонидовна, Житова Евгения Петровна (по среднему и старшему звену);
Заместитель директора по УВР (по начальным классам) – Бухарова Светлана Яковлевна;
Заместитель директора по воспитательной работе - Антонова Ирина Николаевна.
Программа обучения нашей школы – система обучения по УМК «Школа 2100», «Гармония» и «Школа России».
Учебно – методические комплекты:
«Школа 2100»- нет
«Гармония» - 1-а, 1-б классы
«Школа России» - 1-в, 1-г, 1- д классы.
Согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании»
"К компетенции образовательного учреждения относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях...".
Статья 55 Закона РФ "Об образовании"
«При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…»
Главное условие выбора - учебники должны входить в "Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях".
Основная цель создания образовательных программ в том, чтобы средствами учебно-методических комплектов обеспечить современное образование младшего школьника.
Исходя из этого авторские коллективы создали целостные модели, в состав которых входят средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
"Школа России" (под ред. А.А.Плешакова) - данный комплект создан в России и для России. Наиболее существенные черты комплекта:
-сориентирован на личностно-развивающее образование младшего школьника;
- обеспечивает граждански-ориентированное образование, развитие у ребенка интереса к познанию, постижению своей страны, ее духовного величия;
- развивает у ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях;
- важнейшей составляющей данной модели является экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка.
"Гармония" (под ред. Н.Б. Истоминой).
- предполагает многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению.
Основные идеи комплекта:
- стремление преодолеть разделение традиционной и развивающей систем;
- воплощены основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация и личностно-ориентированный подход к процессу обучения);
- методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивают ситуацию успеха.
- Учебно-методический комплект по математике (автор Н.Б. Истомина) удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
Все учебники простроены с учетом психологической специфики возраста (в том числе в плане понимания учебного материала), с учетом мотивации, решают проблему разноуровневого обучения.
- В учебниках реализован принцип минимакса: содержание образования предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта, т.е. у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько может.
Существенная особенность всех программ направленна:
- на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться,
- на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.
- реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Нет "плохих" и "хороших" программ. Каждая система рассчитана на:
определенный склад ума и умственной обработки информации.
(А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.)
авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.
/слайды 24 и 25/
Организация учебного процесса в адаптационный период.
Основной формой организации обучения остается урок, но урок особый.
“Ступенчатый режим” постепенного наращивания учебного процесса:
в сентябре-октябре проводятся ежедневно 3 урока по 35 минут каждый;
с октября – 3 урока по 35 минут каждый, с ежедневной 40 минутной динамической паузой после 2-го урока или планируется проведение экскурсий;
со 2 четверти – 4 урока по 40 минут.
пятидневная учебная неделя
безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы
Почему в 1 классе не ставят отметок?
В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 4 часа в неделю.
/слайд 26/
Режим работы:
1урок – 8.00-8.40
2 урок – 8.50-9.30
3 урок – 9.50 – 10.30
4 урок – 10.45 -11.25
вторая половина дня:
Внеурочная деятельность:
С 13.30 – 3 занятия в неделю
/слайд 27/
Организация питания : Завтрак (после 2-го урока) –
примерно 100- 120 руб. на неделю.
Многодетным и малообеспеченным семьям оформить документы на бесплатное питание.
Послушаем Бородуля Елену Васильевну заведующей школьной библиотекой, которая познакомит какие учебно-методические комплекты имеются в наличии.
Слово психологу школы Нечаевой Елене Федоровне – расскажет о подготовке к школе; записи детей в школу (понедельник, вторник – 13.00 до 16.00 и суббота 10.00 до 14.00)
Контрольные испытания (в форме проверочных и контрольных работ, мониторингов, тестов, защите проектов и т.д.)
Создание портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
Слово Педагогам… Школа «России» - Морозова Ирина Павловна
«Гармония» - Сластникова Наталья Николаевна
/слайд 30/
Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Ваш малыш отправится в свой самый ПЕРВЫЙ КЛАСС! Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил и душевных и физических. Но пусть сейчас ничто не омрачает праздника Вашего ребенка. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПЕЛИВЫ и УВЕРЕНЫ в том, что Ваш малыш ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!