kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Снятие блокадыЛениграда

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект мероприятия по патриотическому воспитанию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Снятие блокадыЛениграда»

ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ. «СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

урок мужества.


Цель: рассказать о героической обороне Ленинграда 1941-1944 годы;

-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов советских людей.

Задачи:

Образовательная: познакомить воспитанников со славной страницей Великой Отечественной войны, героическим подвигом ленинградцев, совершенным в период Блокады.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, уважение и благодарность к участникам тех событий. сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;

Развивающая: развивать у воспитанников интерес к исследовательской деятельности.


Ход мероприятия

Слайд 1

Воспитатель. 27 января вся страна отмечает славную страницу истории нашей Родины – снятие блокады Ленинграда. Сегодня наше мероприятие посвящено героическому подвигу ленинградцев. Мы поговорим о блокаде Ленинграда. (БЛОКАДА – ОКРУЖЕНИЕ ГОРОДА ПРОТИВНИКОМ).

Слайд 2

-Входе наступательных операций на Северо-Западном направлении в августе 1941 г. немецкой армии удалось овладеть значительной частью Ленинградской области. 8 сентября 1941 года. противник захватил последний оплот, связывавший Ленинград с Большой землей, и сомкнул кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Началась героическая борьба ленинградцев за выживание в условия блокады.

30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Рассказывает воспитанник


Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.


Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.


- С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки.

Слайд 3

- Из чего только он не выпекался – ленинградский блокадный хлеб! Разные примеси добавляли к ржаной муке – муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Использовали отруби, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. В период, когда и запас примесей был на исходе, был освоен хлеб с 10-ти, а затем и с 20-ти процентным содержанием целлюлозы. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался он милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. Все эти примеси и суррогаты давали возможность кормить население и войска, и каждый выигранный день в условиях блокады имел неоценимое значение.

Стихотворение Евгения Винокурова «Черный хлеб». (рассказывают дети)


Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.


Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отдирали языком.


Он кислым был, ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.


Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом,

Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!


Я восторгался им, прямым и честным

Он резал грубо, властно, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись почти что до локтей.


На нём рубаха взмокла холстяная,

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!


Слайд 4


- Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

- Символом блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой, рассказавший нам о трагической судьбе ее семьи. “Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. Утра. 1945 г.” –сестра. “Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.” “Лека умер 17 марта в 5 ч. Утра 1945 г.” –брат. “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи. 1942 г.” “Дядя Леша. 10 мая в 4 ч. Дня 1945 г.” “Мама 13 мая в 7 ч. Дня 1942 г.” “Умерли все”. “Осталась одна Таня”. 

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ее дневник — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников.

 Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

Он объехал весь мир, экспонируясь на выставках Венгрии и Чехословакии, Италии и Англии, Швеции и Японии.


Слайд 5

- Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей. Скольких человек спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса!


Слайд 6 Звучит песня: «Песня о Ладоге».


Слайд 7

Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться.

- Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".


Слайд 8

- Даже в условиях блокады ленинградцы сохраняли культурное наследие. По-прежнему работали детские сады, школы, институты, музеи, неоценимую помощь оказывали библиотеки.

В театре по- прежнему, выступали актеры, они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть. В блокадном Ленинграде была создана 7- симфония Д. Д. Шостаковича.

В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И.Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которая была написана в осажденном вымирающем городе. В зал доносился гул артиллерийской канонады, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.


Слайд 9

Звучит музыка: 7- симфония Д. Д. Шостаковича

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага.

 Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.


Слайд 10

- В январе 1944г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции группа армий “Север” была отброшена на 220–280 км, при этом было уничтожено и разгромлено 26 дивизий противника. Ленинград был полностью избавлен от вражеской осады, была освобождена Ленинградская и часть Калининской областей. 27 января было публично объявлено о снятии ленинградской блокады, а на берегах Невы прогремел торжественный салют.


За залпом залп.

 Гремит салют.

 Ракеты в воздухе горячем

 Цветами пёстрыми цветут.

 А ленинградцы

 Тихо плачут.

 Ни успокаивать пока,

 Ни утешать людей не надо.

 Их радость

 Слишком велика –

 Гремит салют над Ленинградом!


Подведение итогов.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока. В чем же заключался подвиг народа в блокадном Ленинграде?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Снятие блокадыЛениграда

Автор: Ноздря Елена Николаевна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства