3. Сценарный план театрализованного представления стр. 5
4. Программа проведения экологического спектакля стр. 11
5. Техническое и информационное обеспечение стр. 12
6. Список используемой литературы стр. 13
7. Приложение 1 стр. 14
8. Приложение 2 стр. 15
9. Приложение 3 стр. 16
Пояснительная записка
Цель:
• Привлечение внимание учащихся к проблемам окружающей среды;
• Воспитание бережного, внимательного отношения к природе, сохранению ее богатств.
Задачи:
• Привлечь учащихся к сохранению экологических объектов;
• Формировать отношение детей к проблемам бытовых отходов;
• Помочь в осознании личной ответственности каждого за происходящее на Земле и укреплять уверенность детей в возможности принятия самостоятельных решений.
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования занимающихся в кружках экологической направленности. Программа рассчитана для детей среднего и старшего возраста. Возможно, выступление коллектива в школьной аудитории.
Учащиеся выступают в роли пропагандистов экологии, что с точки зрения ролевой функции поднимает в их понимании значимость знаний о природе Камчатки, как сложного многофункционального живого организма, нравственно и эмоционально ориентирует их на бережное отношение к природе.
Практика показывает, что участники спектакля и зрители выносят много разумного, доброго, вечного из происходящего на сцене (кстати, сцена - необязательна, это может быть просто лесная поляна или пришкольный двор).
Спектакль рассчитана на 2 академических часа или 1,5 астрономических часа. Целесообразно сделать 10 минутный перерыв, если педагог заметит, что дети устали.
3. Костюмы для участников спектакля готовятся заранее. Костюмы действующих лиц: Буль-буль - старый Водяной, Капелька - внучка Водяного, Рыба-мутант - слуга Водяного, Вирус, Диоксин - яды, отравляющие озеро.
4. Организаторам спектакля заранее подготовить выставку рисунков, плакатов о защите Култучного озера.
5. Обратить внимание на технику безопасности (правила поведения во время показа спектакля).
6. В конце представления учащиеся приглашаются на чаепитие.
5
Сценарный план театрализованного представления
Зал (кабинет), в котором проводится экологический спектакль, должен быть украшен рисунками, плакатами о защите Култучного озера. Участники спектакля в подготовленных заранее костюмах, участвуют в спектакле.
Действующие лица:
Ведущий;
Буль-буль - старый Водяной;
Капелька - внучка Водяного;
Рыба-мутант - слуга Водяного;
Вирус, Диоксин - яды, отравляющие озеро.
Ход спектакля:
Приветствие
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы посмотрите "Сказку о Култучном озере" и узнаете о его проблемах.
Мир, в котором мы живем, велик и прекрасен. Кем бы вы в жизни не стали, так или иначе ваша жизнь, ваша работа, будет связана с родной природой. Нужно научиться понимать и ценить ее. В России много рек, озер. Кажется, что пресной воды хватит всем и навсегда. Но как мы относимся к такому богатству? Очень неразумно. Мы строим плотины. Реки превращаются в стоячие водоемы. А еще: стоки ферм, ядохимикаты с полей, канализационные стоки домов, мытье машин на берегу, мусорные свалки.
Как живется нашему озеру и тем кто в нем обитает.
Давайте посмотрим сказку о нашем Култучном озере.
Действие 1
Водяной и внучка Капелька сидят, уютно устроившись в своих владениях.
Капелька: Дедушка Буль-буль расскажи мне что-нибудь про наше озеро.
Буль-буль: А что ты хочешь услышать, Капелька?
Капелька: Что-нибудь интересное, старинное, про то как, раньше в озере жилось.
Буль-буль: (вздыхает с грустью) Ну, слушай. Осенью 1739 года, штурман Елагин обходит берега Авачинской бухты, выбирая место для строительства
6
базы 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга. И вдруг он видит озеро, которое отделено от бухточки небольшим перешейком. Я думаю, Капелька, что наше озеро послужило определяющим фактором для выбора места для нашего города. В озере водилось много рыбы, а люди любили не только отдыхать на берегу озера, но и любили здесь охотиться.
Капелька: Дедушка, а почему же сейчас никто не охотится?
Буль-буль: Раньше там рос густой лес с высокими травами, а над водой носились стайки уток. Но с этого времени прошло много лет, внученька, сначала, на Озерновской косе поставили лесопильный завод, затем пограничники стали там обустраиваться, а к концу 30-х годов выросли судоремонтные мастерские, вдоль озера протянулась улица Мишенная, над ней - Ключевская. И началось ...
Капелька: Что началось, дедушка?
Буль-буль: Все отходы пошли в озеро. Берега завалили хламом, мусором, помоями. В 1937 году через озеро начали курсировать два пассажирских катера, а по дороге косы пошли машины. Стала исчезать рыба ...
Капелька: Неужели жителям не жаль свое городское озеро?
Буль-буль: Иногда, конечно, жалели, но после войны, когда начался бурный рост жилья, все канализационные сети естественным путем пошли в Култучное озеро. Когда были жаркие дни, то из озера шло такое зловоние!!! Капелька, я тебе открою одну тайну, пора тебе ее знать.
Капелька: Что это за тайна?
Буль-буль: Капелька, ты последний прозрачный водяной в нашем озере. Все остальные давно стали мутными, кислотными, отравленными, и само страшное, ядовитыми. Когда ты будешь править, а это уже скоро случится, тебе придется бороться с очень злыми и хитрыми врагами, но может быть ты найдешь друзей.
Капелька: Дедушка Буль-буль, а какие они враги и друзья?
Буль-буль: Это люди - человеки.
Капелька: А где они живут? В ручье, в болоте, в море?
Буль-буль: Нет, они там на суше.
7
(Вбегает встревоженная Рыба-мутант.)
Рыба: Буль-буль-Буль, кап-кап, Буль-буль-Буль.
Буль-буль: Что? Там кто-то опять утонул?
Рыбы: Нет, никто не утонул. Только чистой воды нынче - нуль!
Буль-буль: Опять в озеро брошена кака.
Рыба: Караул! Ядовитая атака!
Лезут эти нахальные рожи,
После них и тошнит и корежит.
Прячьте Капельку в водах подземных.
Действие 2
Появляются яды Диоксин и Вирус.
Диоксин: Ой спасибо вам. Друзья люди-человеки, как приятно, что вы нас выбросили в Култучное озеро.
Вирус: Человечки-глупыми, нас везде внедряйте,
Ветку, где сидите вы, поскорей срубайте!
Воду чистую долой, мы ее отравим,
Угадайте, ребята, кто тогда в озере будет править?
Диоксин: Ну, конечно, это мы, вредные, сердитые. И для живности любой очень ядовитые.
Вдвоем: Мы угостим вас с радостью,
Отборной крупной гадостью,
Одарим всех болячками,
И сделаем вас мрачными,
Эй, беспечные людишки,
Жить мы будем в озере слышьте!
Лейте, сыпьте пакость в озера, речки,
Это так по-человечьи,
Это так по-человечьи.
8
Вирус: Так кто у нас будет главным в озере водяным? Я вот думаю. Не стать ли мне?
Диоксин: Не зазнавался, я поважней тебя. Мои родители гибриды, инсектициды, фунгициды, вся продукция из ПВХ: трубы, пластиковые бутылки, пакеты. Когда заканчиваются праздники в озеро бросают металлические петарды, сделанные из труб для праздничных фейерверков.
Вирус: Значит грязи в озере больше, чем воды? Я вполне гожусь на должность водяного! Я не такой, может шустрый, как вы, но уж бью наверняка. Да еще помучаю свою жертву! Ох, они у меня почешутся, ох, они у меня поплачут от поноса, ох, они у меня позеленеют, пожелтеют, да и так такими и останутся - кривиньками, дохленькими людишками и рыбешками.
Я живучий, очень стойкий,
Я король любой другой помойки,
Я теперь живу в воде,
Размножаюсь здорово.
Потому что не боюсь
Ни какого хлора я!
Эта тема уж избита,
Подтверждает главсанврач,
Коль вода сырая пита,
Значит вирус Гепатита,
Будет вам! Хоть плачь - не плачь!
Ну как, гожусь я в водяные?
Диоксин: Да, годишься! Мы будем здесь хозяйничать! Главное, чтоб старый водяной не вернулся, да чистой воды не напустил, иначе всех нас смоет! А чтоб мы навсегда здесь остались, нужно с людишками договор составить, чтобы они никогда не заботились о чистой воде, исправно поставляли сюда нашего брата:
9
хлор, мусор, вирусы и прочие отходы. Да побольше канализационных стоков!!! Ребята, давайте и дальше кидайте в озеро бутылки, пакеты, обертки от мороженного, хочу, чтобы кругом были запахи какашек!
Действие 3.
Буль-буль: Буль-буль-буль, кап-кап-кап, я давно не плакал так!
Вот беда - так уж беда!
Может впасть в уныние,
Ну какой я Водяной,
Я безводный ныне.
Наша чистая вода,
Утекла бесследно,
Та, что на озере сейчас,
Стала очень вредна.
Капелька: Дедушка, не плачь. Люди говорят, что будут заботиться об озере. Что бы вода стала прозрачной они сделают отстойники, песколовки, засадят все мелководные участки вдоль озера камышом, а еще пустят к нам в озеро двустворчатого моллюска зубатку, который способен за сутки пропустить через себя и очистить до 30 литров воды.
Буль-буль: А кто будет беречь нашу Капельку? Кто поможет? Кто у нас самый главный по воде? Ох, какой же я дурень, ищу самого главного по воде .... Да это Мы с вами! Все мы самые главные и по воде, и по воздуху, и по земле. Да, ребята?
Давайте объединим наши силы и вместе начнем помогать нашему озеру! А другие ребята услышат нас и тоже встанут на нашу сторону. Давайте беречь каждую капельку!
Ведущая: С каждым годом растет количество бытового мусора в городе. Жители выбрасывают бытовые отходы в пригородных лесах, в реки и озера. Загрязнение бытовым мусором способствует увеличению количества крыс, мышей и ворон в городе, а эти животными являются переносчиками многих заболеваний.
10
Вы могли бы нам помочь в борьбе за чистоту нашего города и здоровья его жителей. Для этого жителям города надо разъяснить, как можно уменьшить количества мусора. Надеемся на вас и заранее благодарны за помощь.
А сейчас всех желающих зрителей и действующих лиц спектакля приглашаем на чаепитие.
11
Программа проведения экологического спектакля
1. Вступительное слово ведущего 3 - 5 мин.
2. Ход спектакля:
• Действие 1 15 мин.
• Действие 2 15 мин.
• Действие 3 10 мин.
3. Заключительное слово ведущего 5 мин,
4. Чаепитие 25 мин.
12
Техническое и информационное обеспечение
1. Самодельные плакаты "Защитим Култучное озеро от бытового мусора".
"Время разложения материалов в природной среде".
2. Выставка образцов бытового мусора (старые газеты, бутылки, банки пластиковые и стеклянные, кастрюли, разбитые тарелки, сломанные игрушки и т.д.) - собираются детьми и педагогом заранее.
3. Фотографии (см. приложения 1, 2, 3).
4. Магнитофон и кассеты.
5. Сладкий стол.
13
Список используемой литературы
I. Список литературы для педагога:
1. Воганов П. А., Манг-Сунг Им. Экологический риск: Учебное пособие.
СПб: Изд-во СПб ГУ, 1999г.;
2. Журнал "Вокруг света": # 12 - 2013г.;
3. Журнал сборник сценариев для библиотек "Читаем, учимся, играем".
Выпуск 3, 2003г.;
4. Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки: Учебно - методическое пособие.
Дальневосточное из-во, 1992г.
II. Список литературы для обучающихся:
1. Ю. Н. Григорьев. Коллективно-творческое дело. Педагогическое общество России. Москва. 2008г.
2. Н. Р. Дин. "Веселые классные часы во 2 - 3 классах". Ростов на Дону. 2008г.
3. Д. Исар и Издательская программа по экологическому образованию "Прогулка по радуге", Владивосток. 1997гкраевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Камчатский дворец детского творчество"
16
Приложение 3
Город Петропавловск-Камчатский. Култучное озеро сегодня.