Просмотр содержимого документа
«Семинар по РРС и ФП»
Основное содержание коррекционно-развивающей области
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия), «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Развитие познавательной сферы» (индивидуальные занятия), «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные занятия). Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР.
Одним из направлений образовательно-коррекционной работы у слабослышащих и позднооглохших детей с лёгкой умственной отсталостью является развитие восприятия и воспроизведения устной речи, а также восприятия неречевых звуков окружающего мира, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры различных типов), что является важным условием их наиболее полноценного развития, овладения коммуникативными, предметными и социальными компетенциями, социальной адаптации и интеграции в обществе.
При сложном нарушении развития два первичных дефекта, существующие одновременно, обусловливают сложные вторичные специфические особенности развития ребёнка, не равнозначные их простому сложению, вызванному каждым нарушением, существующим изолированно. Слабослышащие и позднооглохшие дети с умственной отсталостью отличаются от слабослышащих и позднооглохших учащихся того же возраста, не имеющих дополнительных нарушений, по уровню познавательной деятельности, словесной речи, состоянию эмоционально-волевой сферы, характеру поведения и др.
Овладение обучающимися устной речью предполагает развитие способности слухозрительно воспринимать обращенную речь собеседника и говорить достаточно внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие обучающихся в ходе всего образовательно-коррекционного процесса при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры — коллективного пользования (проводной или беспроводной, например, FM-системы), стационарной электроакустической аппаратуры индивидуального- пользования, индивидуальных слуховых аппаратов.
Основой формирования устной речи является создание единой системы слухозрительно-кинестетических связей, предусматривающей речевое поведение детей в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды (при постоянном использовании различных типов звукоусиливающей аппаратуры).
На уроках и занятиях, во внеурочное время основным способом восприятия речи обучающимися является слухозрительный (с использованием звукоусиливающей аппаратуры); при затруднении в восприятии речевого материала учениками используются письменные таблички или устно-дактильна речь при обязательном устном повторении учителем данного речевого материала. Упражнения по восприятию речевого материала на слух органически входят в содержание уроков и занятий, мотивированы ходом учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется специальной отработке восприятия и воспроизведения речевого материала, связанного с основным содержанием урока (занятия) — тематическая и терминологической лексики, а также лексики, связанной с организацией деятельности учеников.
На специальных (коррекционных) индивидуальных занятиях дети учатся воспринимать слухозрительно и на слух различный речевой материал: фразы, слова и словосочетания, знакомые им и необходимые в общении на уроках и во внеурочное время, а также короткие тексты диалогического и монологического характера, отражающие типичные ситуации, связанные с речевым общением обучающихся. В связи с работой над произношением учеников и коррекцией грамматической структуры их устной речи, они учатся также воспринимать на слух отдельные слоги, слогосочетания и некоторые звуки.
На всех уроках, занятиях, во внеурочное время ученики систематически и целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных возможностей, достаточно внятной речи.
Специальная (коррекционная) работа по развитию слухового восприятия речи и неречевых звучаний, включая музыку, слухозрительного восприятия и воспроизведения устной речи строится с учётом особенностей общего и речевого развития детей, уровня развития их познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Эффективное развитие восприятия и воспроизведения устной речи воспитанников, восприятия ими неречевых звучаний и музыки, освоение содержания музыкально-ритмических занятий предполагает проведение текущего учёта и периодического контроля. При поступлении обучающихся в школу проводится комплексное обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи
Мониторинг результатов обучения проводится при использовании специальных методик. На индивидуальных занятиях проводятся проверки слухового и слухозрительного восприятия устной речи, состояния её произносительной стороны; кроме этого в начале каждого учебного года повторяется аналитическая проверка произношения.
Коррекционный курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания:
формирование речевого слуха; создание на базе развивающегося речевого слуха принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование достаточно внятной речи, по возможности членораздельной, приближающейся по звучанию к естественной речи слышащих и нормально говорящих людей;
овладение элементарными навыками самоконтроля произношения, использования в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (соответствующего выражения лица, позы, пластики и другого);
активизация элементарных навыков устной коммуникации (с использованием знакомого речевого материала), включая умения слухозрительно воспринимать высказывания речевого партнёра, отвечать на вопросы, выполнять задания и давать речевой ответ, сообщать о затруднении в восприятии речи, говорить достаточно внятно, реализуя произносительные возможности;
овладение умениями пользоваться слуховыми аппаратами и имплантами ;
формирование желания применять приобретённые умения в восприятии и воспроизведении устной речи в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)
I. Формирование речевого слуха. Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов. Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов (до 16—18 и более предложений).
Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:
в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
вне ситуации;
в изолированных от шума помещениях;
в условиях, близких к естественным.
Способы предъявления речевого материала — с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя. Восприятие неречевых звучаний и музыки. Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки; работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
II. Формирование произносительной стороны устной речи. Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своём собственном и исправлять их.
Речевое дыхание. Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
Голос. Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжённо и отражённо). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением (сопряжённо и отражённо). Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова). Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука — руки).
Звуки и их сочетания. Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э;
звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), из (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел)\ к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ъ, ъ (обезьяна, съел)\ р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день). Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч. Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и — ы, с — ш, с — з, ш — ж, б — п, — т, ц — с, ч — ш, — ч. Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре) и т. д.
Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения. Работа по коррекции усвоенных звуков. Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а — о, о — э, о—у, э —и, и — ы, и—у. Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции, носовых и ротовых: м — п, м — б, н — т, в — д, н — д (и их мягкие пары); слитных и щелевых: ц — с, ч — ш; слитных и смычных: ц — т, ч — т; свистящих и шипящих: с — ш, з — ж, с — щ; глухих и звонких: ф —в, п — б, т — д, к — г, с — з, ш — ж; аффрикат: ц — ч; звонких и глухих: б — п, д — т, г — к, з — с, в — ф, ж — ш; твёрдых и мягких: ф — фь, п — пь, т — ть и др.
Слово. Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру. Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их4 звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных словах, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжённо и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а\ звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания -ого, -его — как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс — дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збра- том, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания -тся, -тъся произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим (шшил, ижжарил).
Фраза. Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжённо и отражённо). Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.
Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы). Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи.
Обучение произношению в первую очередь ведётся на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной и слуховой основе. Работа над произношением проводится со стационарной звукоусиливающей аппаратурой, с индивидуальными слуховыми аппаратами.
Формирование произносительной стороны устной речи проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ: изолированное произнесение звука; повторение слогов, слов за учителем; чтение слогов, слов; вставка пропущенной буквы в слова, чтение слов; подбор слов на заданный звук; составление словосочетаний, предложений из слов; чтение стихов, текстов; отгадывание загадок, ребусов; называние картинок; ответы на вопросы по картинкам; дополнение словосочетаний и предложений по картинке; работа с подстановочными таблицами; составление рассказа по картинке (серии картин), по опорным словам и др.
Коррекционный курс «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальное занятие).
Основные задачи реализации содержания:
• развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов/ игрушек (барабана, дудки, гармошки, свистка и других): выявление наличия стойкой условной двигательной реакции на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов/игрушек; определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или не слитно), темпа (нормальный быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания; использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов/игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией). Развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей;
развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, различения и опознавания разговора и пения, мужского и женского голоса;
развитие стремления и умений применять приобретённый опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия)
I. Развитие слухового восприятия. Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звучаний, музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире.
Восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности. Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т. п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков.
Неречевой материал содержит разные по звучанию акустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастные звучания (высокочастотные — низкочастотные); на последующих этапах обучения — близкие в частотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, также как и речевых, производится по темам: «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Музыкальные игрушки», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Морские обитатели». «Животные южных стран», «Бытовые шумы» и т. д.
Применение приобретённого опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Восприятие и различение на слух музыки. Формирование первоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во время речитативного пения); формирование первичных знаний о композиторах.
Техника речи. Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова. Формирование произносительной стороны речи. Отработка правильного произношение в словах звуков речи и их сочетаний, дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
воспроизведение слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера.
Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы» (индивидуальные занятия).
Основные задачи реализации содержания:
коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и другие);
активизация познавательной деятельности с учётом возможностей и особенностей каждого обучающегося;
развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;
расширение представлений об окружающей действительности;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Развитие познавательной сферы (индивидуальные занятия)
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений сенсорной деятельности: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; артикуляционной моторики; ритма.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; фонетико-фо- нематических представлений.
Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие комбинаторных способностей.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
Коррекция памяти: вырабатывать навык прочного запоминания; постепенное увеличение объёма памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно- логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; тренировать прочность и точность запоминания.
Коррекция внимания: воспитывать целенаправленное внимание; воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность; расширять объём внимания.
Коррекция ощущений, восприятий, представлений: работать над расширением зрительных восприятий, восприятием и осмыслением изображённого на картине; развивать зрительное восприятие образного слона и моторного акта, связанного с его записыванием; учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов); развивать представления и творческую активность; увеличивать скорость ориентации движений взора.
коррекция мышления: классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака; называть группы предметов (однородных) обобщёнными словами; развивать умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу; развивать гибкость мышления; конкретизировать понятия.
Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки нравственных и культурных потребностей; воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений; воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективной ответственности (личной перед коллективом), бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию), честность и доброжелательность при проведении игр.
Развитие моторики: развивать общую и мелкую моторику; обучать пальчиковой гимнастике; развивать артикуляционную моторику.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель по развитию слухового восприятия заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в образовательной организации для слабослышащих обучающихся. Основной целью техники речи является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии. Основные задачи реализации содержания:
развитие слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов / игрушек (барабана, дудки, гармошки, бубна, свистка и других): выявление расстояния, на котором отмечается стойкая условная двигательная реакция на доступные звучания; различение и опознавание на слух звучаний музыкальных инструментов / игрушек;
определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания, характера звуковедения, темпа, громкости, ритмов, высоты звучания;
использование возможностей слухового восприятия звучаний музыкальных инструментов / игрушек в работе над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, словесным и фразовым ударениями, интонацией);
развитие слухозрительного и слухового восприятия устной речи, достаточно внятного и естественного воспроизведения речевого материала при реализации произносительных возможностей;
развитие слухового восприятия неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы, шумов, связанных с проявлениями физиологического и эмоционального состояния человека; разговора и пения; мужского и женского голоса;
развитие стремления и умений применять приобретенный опыт в восприятии неречевых звуков окружающего мира и устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности, в том числе, совместной со слышащими детьми и взрослыми;
формирование и коррекция произносительной стороны речи, обучение навыкам самоконтроля произношения и их использованию в повседневной коммуникации;
развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;
обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
коррекция нарушений звукослоговойструктуры слова.
Содержание работы по развитию слухового восприятия и техники речи является включает восприятие речевых и неречевых звучаний, музыки; закладывает основы представлений слабослышащих и позднооглохших обучающихся о многообразии и богатстве мира звуков, способствует формированию и совершенствованию навыков восприятия и воспроизведения ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных неречевых звучаний, музыки и шумов, формированию навыков практической ориентации в звучащем мире. Создаются предпосылки к формированию навыков общения слабослышащих и позднооглохших с окружающими при помощи не только внятной, но и эмоционально-выразительной речи, повышается их культурный уровень.
Содержание фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи включает два раздела: развитие слухового восприятия и техника речи
I. Развитие слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звучаний, музыки, ритмико-интонационной структуры звучащей речи, различных шумов, формирование навыков практической ориентации в звучащем мире.
Восприятие слухозрительно и на слух (с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них, с кохлеарнымиимплантами/имплантом) знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний); восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности.
Восприятие речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа, FM системы, индивидуальных аппаратов, кохлеарныхимплантов/кохлеарногоимпланта. Восприятие шепотной речи (со слабослышащими I и II степени, а также кохлеарно имплантированными обучающимися) на слух (без слуховогоаппарата, с кохлеарнымимплантом).
Восприятие на слух небольших текстов, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся; понимание содержания текста и выделение его главной мысли. Восприятие на слух фраз, содержащих незнакомые слова, словосочетания; восприятие на слух текстов с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом. Восприятие на слух информации по радио, телевидению.
Произнесение отработанного речевого материала голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно, эмоционально, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, используя естественные невербальные средства коммуникации (мимику лица, позу, пластику и т.п.), соблюдая речевой этикет; осуществление самоконтроля произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи, реализация в самостоятельной речи сформированных речевых навыков.
Неречевой материал содержит разные по звучанию акустические звуки: на начальных этапах обучения это контрастные звучания (высокочастотные - низкочастотные); на последующих этапах обучения - близкие в частотном диапазоне. Подбор неречевых звучаний, также, как и речевых, производится по темам: «Звуки природы», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Музыкальные игрушки», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Морские обитатели». «Животные Южных стран», «Бытовые шумы» и т. д.
Применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира и навыках устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Восприятие и различение на слух музыки. Формирование первоначальных знаний о музыке; опыта хорового исполнительства (во время речитативного пения); формирование первичных знаний о композиторах.
Восприятие и различение на слух речи
Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры / FM – системы и без неё (на оптимальном для обучающихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз):
- обиходно-разговорного характера, относящегося к организации учебной деятельности типа: Как ты слышишь? Как зовут твою учительницу? Какой сейчас урок? Работая над различением речи на слух учить: различать имена и фамилии обучающихся; простейшие приказания и поручения; вопросы; целевые установки (будем слушать, будем говорить, будем играть и т.д.)
- относящегося к изучению общеобразовательных предметов по теме: «Школа», «Учебные вещи», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Растения леса. Деревья».
Работая над ритмико-интонационной структурой речи учить:
- определять темп и характер речи учителя (громко, тихо, быстро, медленно;
- различать и воспринимать ритм простейших слогосочетаний типа: та, па, таТА, Папа, таТАта, папаПА, Татата и т.д.
- определять и воспроизводить ритм слов, из выше перечисленных тем.
- определять количество слогов в словах, устанавливать их последовательность (односложные, двухсложные, трёхсложные слова) из выше перечисленных тем.
- определять начало и конец словосочетаний.
- нотировать словосочетания и простые предложения с голоса учителя.
- воспринимать речевой материал с электронного носителя /сказки, стихи, рассказы/.
Примерный материал для восприятия:
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу?»»
Русская народная сказка «Колобок»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Английская народная сказка «Три поросёнка», перевод С. Михалкова
Восприятие и различение на слух неречевых звучаний
Воспринимать и различать на слух неречевые звучания /музыкальные игрушки, шумы/:
- определять источник звучания с помощью музыкальных игрушек: барабан – дудка, гармонь - бубен, металлофон – свисток, звучащие игрушки.
- определять направление звука (спереди, сзади, справа, слева).
- определять число звуковых сигналов и воспроизведения их количества на инструменте (барабане, металлофоне, бубне и т.д.).
- воспроизводить силу звучания инструмента.
- воспроизводить долготу и краткость звучания.
- различать и воспроизводить слитное и прерывистое звучание.
- различать шумы (в количестве 2-4) по темам: «Звуки природы», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Игрушки», «Транспорт».
Восприятие и различение музыки
1. Восприятие и различение музыки, песен. Обучающиеся должны научиться:
- различать музыкальные ритмы (марш, вальс, польку), сопровождать их прослушивание движением, дирижированием.
- различать характер музыкальных ритмов: весёлый - грустный, быстрый – медленный, громкий – тихий, плавный – резкий.
-отличать музыку от песни.
Примерный музыкальный материал для слушания:
В.А. Моцарт. Менуэт.
И. Дунаевский. Марш (из кинофильма «Весёлые ребята»).
Ф. Шопен. Вальс.
П.И. Чайковский. Времена года («Октябрь», «Январь», «Апрель»).
К. Бобеску. Лес.
М. Блантер, сл. М. Исаковского. Колыбельная.
С.Прокофьев. Сказочка.
П. Чайковский. Детский альбом («Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга»).
Т. Потапенко, сл. Н. Найдёновой. «Песенки загадки о животных».
Э. Григ. Птичка.
Т. Попатенко, сл. М. Ивенса. Скворушка прощается.
М. Глинка. Марш Черномора.
П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».
Е. Камбурова, сл. А.Барто. «Песенки для малышей»: «Кораблик», «Зайка», «Грузовик», «Бычок», «Мишка», «Слон».
Ф. Шопен. Вальс.
П.И. Чайковский. Итальянская полька.
С. Дворецкий. Марш.
П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков.
Р. Шуман. Смелый наездник.
П. Чайковский. Камаринская.
М. Качурбина. Мишка с куклой.
С. Прокофьев. Марш.
Русская народная песня. Ах вы сени.
2. Восприятие и различение песен.
Примерный материал:
Песни В. Шаинского «Белые кораблики», «Антошка», «Чебурашка»,
«Песенка Крокодила Гены», «Улыбка», «Белочка».
Л. Бекман, сл. Р. Кудряшовой. Ёлочка. В лесу родилась ёлочка. Дед Мороз.
II. Техника речи. Работа над техникой речи включает выработку умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова. Формирование произносительной стороны речи. Отработка правильного произношение звуков речи и их сочетаний в словах, дифференцированное произношение звуков в слогах и словах, дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
В 1 классе 1 отделения проводятся фронтальные коррекционные занятия по курсу «Развитие слухового восприятия и техника речи». Количество коррекционных часов на класс определяется учебным планом. В 1 классе 1 отделения – 1 час в неделю, 33 часа в год.
Фронтальное занятие по развитию слухового восприятия и технике речи проводится в специально оборудованном слуховом классе, с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры / радио класса (FM-системы), индивидуальных слуховых аппаратов и/или речевых процессоров для кохлеарно имплантированных обучающихся.
Программа обеспечивает достижение обучающимися первого класса первого отделения определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
1) развитие возможностей слухового и слухозрительного восприятия речи и навыков их использования в коммуникации;
2) восприятие слухозрительно и на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);
3) восприятие и воспроизведение текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности;
4) закрепление правильного произношения звуков в речи обучающихся;
5) осуществление самоконтроля произносительной стороны речи;
6) формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи; соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;
7) освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
8) развитие связной устной речи.
9) восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарнымимплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;
10) определение на слух количества звуков, продолжительности их звучания (кратко, долго), характера звуковедения (слитно или неслитно), темпа (нормальный, быстрый, медленный), громкости (нормально, громко, тихо), ритмов, высоты звучания (высокая, средняя, низкая);
11) восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний окружающего мира: социально значимых бытовых и городских шумов; голосов животных и птиц; шумов, связанных с явлениями природы и др.;
12) различение и опознавание разговора, пения и музыки, а также мужского, женского и детского голосов, количество звучащих голосов (один или несколько);
13) различение и опознавание звучаний музыкальных инструментов /игрушек.
14) знание имен известных композиторов и исполнителей, названий произведений, танцев, песен, музыкальных инструментов и др.
15) развитие эмоционального восприятия музыки (в исполнении учителя, аудиозаписи и видеозаписи), умения в словесной форме определять ее характер, понимание выразительной и изобразительной функций музыки;
16) применение приобретенного опыта в восприятии неречевых звуков окружающего мира, музыки и навыка устной коммуникации в учебной и различных видах внеурочной деятельности, в том числе совместной со слышащими детьми и взрослыми.
Личностные результаты:
1) умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
2) выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи;
3) владение достаточным запасом фраз и определений;
4) приобретение навыков социокультурной адаптации, включая понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются различные виды музыкально – исполнительской деятельности;
5) развитие эстетического взгляда на мир, духовно – нравственных и этических чувств, эмоционального отношения к искусству;
6) развитие познавательных интересов, в том числе в области музыкального искусства, желания посещать театры и др., читать литературу об искусстве, включая произведения о музыке и музыкантах, доступные пониманию обучающихся;
7) развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации.
Метапредметные результаты:
1) способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности;
2) развитие навыка контроля за речью товарища (умение слушать друг друга, исправлять ошибки);
3) готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности, причин неуспешности, коррекции собственных действий;
Восприятие стихотворений А.Барто с голоса учителя.
Учить различать и воспринимать ритм простейших слогосочетаний.
Учить различать музыкальные игрушки, определять направление звука, силу, длительность, слитность и прерывность звучания.
Восприятиемузыкального произведения «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.
7-8
2
Здравствуй, лето!
Время года – лето. Летние месяцы.
Насекомые. Жужжание шмеля. Писк комара.
Музыкальные пьесы. Темп. Характер.
Воспринимать и воспроизводить ритм слов.Различать на слух слова, фразы по теме.Воспринимать и различать неречевые звучания (звуки, издаваемые насекомыми);
Восприятие музыкальных пьес: Римский-Корсаков «Полёт шмеля» и др.