Просмотр содержимого документа
«"Семь чудес света" Классный час для 1 класса адаптивной школы»
КОУ « Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Классный час
для 1 класса
адаптивной школы
«Путешествуем по миру»
Составила: Щербакова Н.В.
учитель начальных классов
Ход классного часа
Классный руководитель:
Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Около 120 года до н.э. греческий поэт по имени Антипатр Сидонский описал семь таких мест.
Все их можно было отыскать на небольшой территории в восточном Средиземноморье – области, которую хорошо знали древнегреческие писатели. Немногие бывали за ее пределами. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем.
Список чудес сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь одно. Они известны, как Семь чудес древности.
Слайд 1
Египетские пирамиды
Все на свете боится времени, а время боится пирамид.
Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала.
Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которой они восходили в небо. Поэтому, самые древние пирамиды были ступенчатыми, имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему это произошло, до сих пор не выяснено.
Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней.
Самые знаменательные три большие пирамиды близ Гизэ: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров.
Эта грандиозная Египетская пирамида является древнейшим из Семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившееся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.
Царская гробница
Слайд 2
Висячие сады в Вавилоне.
Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицы Ассирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею были построены «висячие сады» в Вавилоне.
Однако знаменитые «висячие сады» были разбиты не Семирамидой и даже не во времена её царствования, а позже, в честь другой, увы, нелегендарной женщины. Они были построены около 600 г. до н. э. по приказу Навуходоносора для его любимой жены Амитис – мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелёным холмам Мидии.
Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землёй на 40 метров. Навуходоносор распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях.
Успех садоводов, должно быть, зависел от хорошей системы полива, для которого использовалась вода из Евфрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами так, что земля всегда оставалась влажной.
Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами и прохладой в знойной Вавилонии были поистине чудом света. В покоях нижнего яруса этих садов провёл свои последние дни в июне 323 года до н. э. Александр Македонский.
Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во время паводков поднимается на три-четыре метра.
Слайд 3
Храм Артемиды в Эфесе
В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный еще в XII веке до нашей эры в Кари на западном побережье Малой Азии. Покровительницей города была Артемида-дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.
Крез был последним царем Лидии, древней области в Малой Азии входящей в территорию современной Турции. Он славился своим богатством и в 560 году до н.э. построил в Эфесе величественный храм. Сам город был основан за тысячу лет до этого. По легенде его основательницами были амазонки – племя женщин – воительниц.
Величайший мраморный храм
Крез решил построить храм в честь богини луны, покровительницы животных и молодых девушек. Греки звали ее Артемидой, а римляне – Дианой. Храм был построен из известняка и мрамора, добывавшегося рабочими в близлежащих горах. Несущие конструкцию храма составляли около120 мраморных колонн. Гигантские колоны достигали в высоту 20 метров. Огромные глыбы, из которых они складывались, приходилось ставить на место с помощью блоков, после чего их скрепляли металлическими штырями. Когда здание покрыла крыша, художники придали ему законченный, вид, украсив скульптурами и орнаментами. В центре храма стояла статуя Артемиды.
Слайд 4
Статуя Зевса в Олимпии
Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения посвященных ему знаменитых Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII-IV веках до нашей эры.
Здесь были возведены великолепные храмы богов – большие и малые. Самым древним из них был храм Геры – матери небожителей. Самым грандиозным и прекрасным было святилище Зевса, построенное архитектором Либоном в V веке до нашей эры.
Там находилось и одно из семи чудес света – огромная и прекрасная статуя владыки Олимпа Зевса.
Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческим скульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до нашей эры и скончался около 430 года. Он был величайшим архитектором, живописцем, скульптором, мыслителем.
По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного зала храма, длина которого составляла 64 метра, ширина – 28 метров, а высота внутреннего помещения – около 20 метров.
Огромный Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости, черного дерева и драгоценных камней.
Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этих драгоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянном каркасе. По описаниям, голову Зевса украшал золотой венок из оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости.
В одной руке он держал золотую статую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на длинный скипетр с орлом на верхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса были изваяны из золота. Благородное лицо, обрамленное бородой и вьющимися волосами, было строгим, но в то же время и добрым. Статуя казалась живой: вот-вот Зевс поднимется с трона.
Слайд 5
Мавзолей в Галикарнасе
В малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света – великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой – царицей Артемисией в середине 4 века до нашей эры.
Мавзолей удивлял, прежде всего, своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединились все три знаменитых стиля – дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.
Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионными колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа – Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляла 46 метров.
Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. христианские рыцари-иоанниты стали использовать его обломки для замка, который они возводили неподалеку. Они сложили часть крепостных стен из блоков зелёного камня, характерных для основной части Мавзолея. Через несколько лет рыцари обнаружили усыпальницу Мавсола и Артемисии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и оно было разграблено мародерами, которых привлекли золото и драгоценности.
Еще триста лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1875 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камей.
Слайд 6
Колосс Родосский
В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, в 18 километрах от полуострова Малая Азия, расположен остров Родос – один из центров Эгейской культуры. До наших дней сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Среди них, например, остатки храма Афродиты (III в. до н.э.). В 111-1 веках до нашей эры сформировалась родосская школа скульптуры. Выдающимся произведением этой школы является статуя Гелиоса, так называемый Колосс Родосский.
Колоссом называлась гигантская статуя, которая стояла в портовом городе на Родосе– острове в Эгейском море, у берегов современной Турции. В древние времена жители Родоса хотели быть независимыми торговцами. Они старались не вмешиваться в чужие войны, и тем не менее их самих неоднократно завоёвывали.
В конце 4 века до н.э. народ Родоса отпраздновал победу. Они как раз благополучно отстояли свой город, который целый год держали в осаде греческие солдаты. Греки, поняв, что не смогут победить, даже побросали часть осадных сооружений. Народ Родоса решил продать эти сооружения и построить статую почитаемого ими Бога солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его заступничество.
Мы не знаем точно, как выглядела статуя и где она стояла. А знаем мы, что она была сделана из бронзы и достигала в высоту около 33 метров. Она была создана скульптором Харетом, на строительство её ушло 12 лет.
Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу, и по мере того как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать её устойчивее. Колосс был завершён около 280 г. до н.э. Многие века люди верили, что Колосс высился над входом в родосскую гавань. Но этого быть не могло. Ширина устья гавани составляла примерно 400 метров, а статуя была всё-таки не настолько колоссальной. Описания позволяют предположить, что она стояла в центре города и смотрела на море и гавань.
Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс рухнул. Во время землетрясения он переломился на уровне колен. Оракул велел не восстанавливать статую, и она осталась лежать там, где упала. Так она пролежала более 900 лет, и люди отправлялись на Родос лишь затем, чтобы взглянуть на обломки поверженного Бога. В 654 г. н.э. сирийский князь захватил Родос и снял со статуи бронзовые пластины. Говорили, что он увез их в Сирию на 900 верблюдах.
Слайд 7
Форосский маяк
В 332-331 годах до нашей эры Александр Македонский основал столицу эллинистического Египта Александрию. Здесь находился знаменитый Александрийский муссейон – один из главных научных и культурных центров античного мира, а при нем не менее знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточных книг. Много замечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Форос вблизи дельты Нила.
Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Одно из семи чудес древнего мира – александрийский маяк, или Форосский, светящий маяк был сооружен в 283 году до нашей эры. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, что само собой примечательно.
Маяк был построен, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение языков пламени, а днем – столб дыма. Это был первый в мире маяк, и простоял он 1500 лет.
Маяк был построен на маленьком острове Форос в Средиземном море, около берегов Александрии.
Форосский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.
Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. На вершине башни стояла статуя Зевса -Спасителя. Общая высота маяка составляла 117 метров.
С кораблей можно было видеть этот маяк на расстоянии до 50 км. К 12 веку н.э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты.
В 14 веке маяк бы уничтожен землетрясением. Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военный форт. Форт впоследствии не раз перестраивался и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.