Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные. Б – бодрые. В – весёлые. Д – добрые. З – здоровые. К – красивые. Л – любознательные. С – сильные. Т – трудолюбивые. У – умные. Ч – честные.
- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.
- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».
2. Повторение.
- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.
- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)
1) Индивидуально.
- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)
- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)
- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)
- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)
- С «познавательной минуткой» работает.
2) Фронтально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: магнитофон, кассета с музыкальным произведением Моцарта, портрет композитора, карточки с заданиями, ножницы и квадраты средних размеров на каждого ученика.
Ход занятия
На доске
«ЗАНИМАТИКА» АРИФМЕТИКА ФОЛЬКЛОР ЛОГИКА ГЕОМЕТРИЯ
Ведущий:
– Ребята, вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика».
– Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (Занимательная математика)
– Наше занятие предлагаю начать с прослушивания музыки. (Звучит симфония 40 Моцарта)
– Прозвучала прекрасная музыка. Имя композитора вам, думаю известно. Сейчас решим цепочку выражений и узнаем кто композитор этой замечательной музыки.
25 – Бетховен 15 – Моцарт 10 – Чайковский
– Ребята, этот великий композитор увлекался математикой. Он исписывал пол, стены, выполнял сложные математические вычисления.
– А как вы думаете, нужна ли человеку математика? (Ответы детей)
– Да, математика нужна человеку. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке» и только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – 5 пальцев, «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа. Но прошло ещё много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
– Один из величайших греческих математиков древности – Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.
– Попробуйте сами прочитать, что говорил о числах Пифагор. (см. Приложение 1)
– «Миром управляют числа». Как можете объяснить это выражение?
– Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать выражение, решить задачу, или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
– Все эти знания пригодятся на нашем занятии «Заниматика». Совершим путешествие по Стране занимательной математики.
Арифметика
– Начнём с арифметики. Это, пожалуй, самая древняя область математики. Нужно будет произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
– Да, математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
– А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая рассматривает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком очень тесно связана с математикой? Ведь во всём нужны числовые подсчёты.
– Поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
Задание 2 (см. Приложении 2)
Фольклор
– Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)
– А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием используют его в своих пословицах и поговорках.
Задание 3
Прочитать пословицы и объяснить смысл. (Пословицы нужно прочитать справа налево См. приложение 4)
Логика
– Этот раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас предлагается порассуждать, и вставить в выражения слова «некоторые» и «все».
Задание 4 (см. приложение 5)
Геометрия
– Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматривают различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
– Перечислите геометрические фигуры? (Показать лист с геометрическими фигурами, см. приложение 6)
– А сейчас ребята вашему вниманию предлагаю посмотреть сценку «Треугольник и Квадрат» по стихотворению-шутке Е.Паина.
Автор:
Жили два брата: Треугольник с Квадратом. Старший-квадратный, Добродушный, приятный, Младший-треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат: Почему ты злишься брат?
Автор: Тот кричит ему…
Треугольник:
Смотри: ты полней меня и шире У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор: Но квадрат ответил.
Квадрат: Брат! Я же старше, я – квадрат.
Автор: И сказал ешё нежней.
Квадрат: Неизвестно кто нужней.
Автор:
Но настала ночь, И к брату, натыкаясь на столы Младший лезет воровато Уходя, сказал…
Треугольник:
Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратным, А проснёшься без углов!
Автор:
Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет квадрата! Онемел! Стоял без слов. Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов!
– А вы как думаете, какая фигура самая главная?
– В какую фигуру надо превратить квадрат, чтобы не было углов?
Практическая работа.
– Попробуйте из квадрата вырезать круг. Помним что у нас в руках опасный предмет – ножницы.
– Покажите, что у вас получилось?
– А теперь превратите ваш круг в личико, изобразите на ней, какое настроение вызвало у вас это занятие.
– Поднимите ваши личики, я хочу посмотреть на ваше настроение.
– Спасибо за внимание.
Приложения.
Занимательные головоломки.
1.Перевернутые пирамиды.
Заполни пустые клетки таким образом, чтобы число внизу являлось суммой двух чисел вверху.
Пример:
2
2
0
1
0
2
1
1
0
1
2
1
1
3
2
2
1
4
3
1
2
1
5
9
4
3
1
4
2.Игра в шарики.
- Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 10.
Пример:
9
1
8
9
3
1
3
2
7
6
4
7
- Обведи кружками пары шариков, сумма которых составляет 15.
10
4
14
9
1
6
3
5
13
11
8
12
2
7
8
7
- Обведи кружками тройки шариков, сумма которых составляет 12.
Пример:
6
5
1
3
7
2
4
4
3
8
4
6
2
4
1
1
11
5
5
1
6
1
10
0
2
6
0
3.Три стрелки.
Начиная с числа 2, заполни все пустые кружки, выполняя вычисления по стрелкам так, как показано на доске справа.
2
+1
+4
+3
4.Какой знак?
Поставь в пустых клетках квадратов знаки « + » или « - » так, чтобы красные стрелочки указывали на правильный результат.
Пример:
2
7
-
9
-
+
2
-
3
1
8
6
10
3
13
12
4
8
8
2
6
7
4
11
1
7
0
1
17
18
15
3
10
7
3
12
7
5
4
7
10
10
20
3
5.Числовой треугольник.
Дополни каждый треугольник, зная, что внутреннее число является суммой трёх чисел.
12
Пример:
7
2
3
15
18
19
5
4
5
4
7
9
2
7
3
3
5
1
1
4
2
20
16
8
3
3
9
6.Дикобраз.
Заполни пустые кружки этого числового «дикобраза».