Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку подготовиться к ВПР».»
Родительское собрание на тему
«Как помочь ребенку подготовиться к ВПР».
Если ребёнку удается
добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни.
Американский психолог Уильям Глассер.
Здравствуйте, уважаемые родители! Всероссийские проверочные работы тесно вошли в нашу современную жизнь. Ежегодно школьники России пишут такие работы. Так что же такое ВПР?
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным.
В настоящий момент перечень Всероссийских проверочных работ регламентируется Приказом Минобрнауки № 69 от 27 января 2017 года.
Я думаю, что теории достаточно. Тема нашей сегодняшней встречи - «Как помочь ребенку подготовиться к ВПР». Кажется, что путь прост – выучи, напиши и все. Но нет, мы с вами говорим о младших школьниках, о детях, для которых любая проверка их знаний – это испытание, требующие как физических, так и психологических усилий.
Предлагаю вам обсудить следующие вопросы:
Что я, как учитель, могу сделать для подготовки детей к ВПР.
Чем вы, родители, можете помочь своем ребенку?
И как сам ребенок может помочь себе?
Роль учителя в подготовке детей велика! Каждый урок для наших детей – время открытий. Если разложить итог урока, то получиться что общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них:
Первый - самый очевидный - это знание, которое получит ученик, или умение, которое он освоит. В этом случае моя учительская задача: построить урок так, чтобы подобранный материал, объяснение помогли ученикам в понимании и усвоении изучаемой темы.
Второй результат менее очевидный - это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Четвертый результат - след ваших взаимоотношений с детьми, если вы принимали участие в занятиях.
Таким образом, чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителей, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: организация режима дня; контроль за выполнением домашних заданий; приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
В период подготовки к ВПР учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе. Необходимо позаботиться об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Старайтесь не допускать перегрузок ребенка. Следите, чтобы ночной сон был не менее 8 часов. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Через каждые 30-40 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут. Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
Контроль за выполнением домашних заданий должен быть систематическим, а не от случая к случаю. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
• какая бы погода ни была,
• какие бы ни шли телепередачи,
• чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо.
Надо учить их самостоятельно размышлять, анализировать, доказывать.
Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу. Самостоятельность – признак взрослости!!! Самостоятельность нужно воспитывать!
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам.
создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной.
создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена.
Но самое главное и самое важное при подготовке ребенка к сложным испытаниям – это любовь и вера в своего ребенка, что профессионалы называют психологической поддержкой. Помните, что вы – родители – главная опора и надежда ребенка во всем!
Оказывать психологическую поддержку ребенку можно разными способами. Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!». Другой способ – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Какова же роль самого ребенка при подготовке к ВПР?
Правильно, идти за своим учителем, родителем к достижению поставленной цели, выполнять наши требования и рекомендации, соблюдать режим дня и оставаться ребенком, т.к. ВПР приходят и уходят.
Спасибо вам, уважаемые родители, что нашли время и пришли сегодня на нашу встречу. Очень надеюсь, что все рекомендации будут вами не только услышаны, но и обязательно применены в практике. А перед тем, как попрощаться с вами, я хочу вручить вам памятки, которые еще раз освежат в вашей памяти все сказанное сегодня мной.
Родительские ошибки, которые можно избежать 1. Отношение к ВПР, как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка. 2. Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая бед в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ВПР - это плохие помощник и в преодолении стресса. 3. Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье. 4. Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку. 5. Безусловно, усиливает волнение и страх перед ВПР подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
Рекомендации по подготовке к ВПР
Подготовьте различные варианты заданий по предмету.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Не нужно зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
Делайте краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Заранее во время тренировки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всей работы, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Как избежать ошибок на ВПР? Посоветуйте детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее: 1. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу. 2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать). 3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время в самом конце. 4. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
Как снять стресс перед ВПР? Если до ВПР еще есть время можно выполнить ряд упражнений мозговой гимнастики, которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома. Накануне ВПР: • Встаньте в день ВПР пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо. Накануне ВПР ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим. • С утра перед ВПР можно дать ребёнку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность! • Если ребенок не носит часов, дайте ему часы на ВПР. Это поможет ему следить за временем на ВПР. • Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи! • Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат ВПР, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый. После ВПР: • в случае неудачи ребенка на ВПР не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений; • найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться, снять напряжение.