kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание. Выступление педагога- психолога школы. Тема «О ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание. Выступление педагога- психолога школы.

Тема «О ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

На родительском собрании рассматриваются вопросы наиболее сложного периода - начало обучения в школе.  Учеба - это серьезный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения детей.   Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизиологические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей. В беседе с родителями даются необходимые советы и заполняется анкета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Выступление педагога- психолога школы. Тема «О ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА» »

Родительское собрание. Выступление педагога- психолога школы.

Тема «О ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»


Уважаемые родители, поздравляю вас с началом первого в жизни ваши: детей учебного года. Желаю, чтобы он был успешным, вам большого терпения, выдержки, самообладания, доброжелательности к детям, чтобы все проблемы мы решали сообща и чтобы постепенно становились большой и дружной семьей. Здоровья вам и вашим детям, большого семейного счастья. Теперь мы с вами одна семья на долгие годы. Посмотрите друг на друга, познакомьтесь с соседями. Ваши дети будут дружить между собой, вы должны лучше узнать товарищей своего ребенка (родители могут представиться).

Основная часть.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс - серьёзное испытание, как для вашего ребенка, так и для родителей. Вы с первых дней должны понять, что учеба - это серьезный труд, требующий значительного эмоционального, интеллектуального и физического напряжения.

Наиболее сложный период - начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизиологические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребенка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Поэтому первая тема нашего собрания - «О возрастных психофизиологических особенностях младших школьников».

Младший школьный возраст - период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивитруются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание необходимо направлять на выявление резервов развития младших школьников, использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Возрастной интервал от 7 до 10 лет объединяет учащихся начальной школы. В это время скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового скачка ребенок вырастает в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7-10 лет - лишь на 2-3 см. в год. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребенка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте на­мается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8-9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых про­дуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудоч­но-кишечного тракта.

В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, пояс­ничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гиб­кость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.

Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий физического развития. Вот почему необходимо роди­телям, учителям следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой - это важнейшие ус­ловия нормального физического развития ребенка, его осанки, условий всей его дальнейшей работоспособности.

Если представить, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда необходимо детям удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7-9 лет приходится макси­мум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обу­словлено их физиологическими потребностями.

Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно- силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребенок не следит за положени­ем своего тела, то это может привести к нарушению осанки. Цель проходит мимо, когда ребенок сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при письме, рисовании. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирую­щим воздействиям.

Задачи учителей и родителей:

• следить за соразмерностью мебели;

• следить за весом ранца;

• наблюдать за осанкой детей;

• наблюдать за двигательной активностью.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т.д.), но трудно справляются с мелкими, требующими точности.

Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9-11 годам, а запя­стья - к 10-12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с боль­шим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомля­ется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

При выполнении графических заданий важно следить:

• за правильным положением тетради;

• за положением ручки (учиться правильно держать ручку, рука не должна быть напряжена, пальцы должны быть чуть расслаблены);

• важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения;

• за продолжительностью работы, норма 3-5 минут, а затем отдых, пе­реключение.

Необходимо помнить:

• не следует перегружать ребенка письменными заданиями (родители : часто переусердствуют);

• желание переписать плохо выполненное задание не улучшает

результата, рука быстро утомляется, теряется работоспособность;

• следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание штрихование -; развитие мускульной памяти).

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кро­вью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря боль­шому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное коли­чество крови, что является важным условием его работоспособности.

Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формирова­нии высших и сложных функций психической деятельности человека. Изме­няется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.

Торможение (основа сдерживания самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика - отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и ра­зумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необ­ходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаи­моотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисципли­не, усидчивости, выдержке.

Часто родители жалуются, что занятия - сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать без отвлечений. Так что несовершен­ство внимания - естественная возрастная особенность младшего школьника.

У первоклассников - незрелость внимания, невелик его объем. Ребе­нок может или слушать, или приостанавливать работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объем внима­ния, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развива­ется оно в процессе учебной деятельности, здесь важно влияние учителя.

У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети об­ращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвле­ченным вещам формируется к 9-10 годам. Это вы должны знать. Если хоти­те чему-либо научить ребенка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребенка. Простейший вариант - похвала за ста­рание выполнить задание взрослого или удивление, что все выполнено за­мечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.

Часто родители замечают, что через 10 минут серьезного занятия ре­бенок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замеча­ниями отвлекаемость детей не одолеть. И если вы хотите чему-либо научить ребенка, то необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную.

Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом.

Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9-10 лет увеличивается объем па­мяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребенка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9-10-летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учебы.

Подготовка к школе и успехи взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше родительский уровень притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлага­ли столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.

Поэтому первые неудачи ребенка, помноженные на непонимание и не­терпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому именно сейчас, в трудный адаптационный период, с вашей стороны должна быть поддержка и терпение. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.

Советы:

• если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть;

• пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребенка;

• помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

- не понимают, чего от них хотят;

- понимают, но не получается;

- кое-что получается;

- получается все лучше и лучше.

Заполнение анкеты.

1. Фамилия, имя, отчество родителей ученика (или лиц, их заменяющих):

отец: ________________________________________

мать: ________________________________________

2. Состав семьи (нужное подчеркнуть):

полная семья (родители, дети, родители родителей)

неполная семья (один из родителей не живет в семье)

3. Количественный состав семьи: _______________________ в том числе детей (возраст): ______________________ ___

4. Кем и где работают взрослые члены семьи:

5. Любимые занятия: отца

матери

6. Средняя сумма дохода на каждого члена семьи (по желанию):

7. Жилищные условия ______________ ___________

Имеет ли ученик постоянное место для занятий, игр


8. Адрес семьи:

Телефон:

9. Семейные праздники и традиции:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Борисова Галина Леонидовна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148731


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства