1.Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка.
2.Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
3.Расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско – родительских отношений.
4.Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
5.Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
6.Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности
Ход собрания.
Вступительное слово классного руководителя.
. Уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьёзностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросами:
- каким вы хотите видеть вашего ребёнка через несколько лет;
- какую роль сыграла ваша семья в его становлении?
Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Часто чтобы вырастить полноценного человека, культурную, социально зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью. Мы убеждены в том, что каждый из нас искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания. Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям — залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Разговаривая с детьми школьного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Мы знаем, что школьник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо — опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышение уровня жизни и т. д
Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах.
Наблюдая, что ребенок безволен, забит, запущен или. наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен к демонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда по каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.
Хвастливость и высокомерность детей часто связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей — их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.
Иногда отсутствие у детей самостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых — результат родительского педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребенка и требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов и поручений.
Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей — это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповинове-нием на авторитет назидания.
Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как ни парадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется, где ребенка «заласкивают». выполняют все желания за проявление привязанности к родителям.
Часто хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытается привлечь ребенка на свою сторoну, т. е. процветает авторитет подарка. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.
Слово психологу.
1) о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка, о четырёх типах семей.
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчётливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков.
В семейной книге «Мир детства: Подросток» авторы рассматривают данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:
а) гармоничность отношений в семье;
б) особенности воспитательных усилий родителей.
Проведённые исследования позволили выделить несколько групп семей.
В семьях I группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:
- общительность;
- коллективизм;
- доброжелательное отношение к окружающим их людям;
- уважение к старшим.
II группа семей - здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определёнными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
III группа семей . Наиболее характерная черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
IVгруппа - это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребёнка.
Их главное правило: «чтоб учился отлично и вёл себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребёнком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребёнка - его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
2) Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
а) Преимущественно воспитанием. б) Сочетанием врожденных задатков и условий среды. в) Главным образом врожденными задатками. г) Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
а) Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. б) Абсолютно с этим согласен. в) Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. г) Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
а)Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) б) Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) в) Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) г) Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
а) Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. б) Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. в) Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. г) Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
а) Если попросит, можно и дать. б) Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. в) Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
г) Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
а) Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. б) Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. в) Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. г) Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
а) Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. б) Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. в) Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
г) Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
а) Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. б) Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. в) Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. г) Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
а) Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. б) Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. в) Расстроюсь г) Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
а) Безусловно. б) Стараюсь. в) Надеюсь. г) Не знаю.
Обработка результатов (слайд №7)
Стиль поведения
Номера вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Авторитетный
б
в
в
г
в
г
а
б
г
б
Авторитарный
а
а
г
в
б
б
б
а
а
а
Либеральный
в
б
б
б
а
а
г
в
в
в
Индифферентный
г
г
а
а
г
в
в
г
б
г
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
3) Сообщение психолога о стилях семейного
Отношения в семье можно представить в виде формулы:
СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
Сегодня на собрании мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
.
Задание для родителей.
Готовясь к данному собранию, я встретила в книге Н.И.Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребёнка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь её расшифровать (5-ти минутная музыкальная пауза) Вопрос родителям: у кого что получилось?
1 2 3 4
Законы семьи = -------- + ---------- + -------- + -----------
ед. тр. зн. похв. тр.у. разд. бл.
1-ый закон- единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
2-ой закон – закон значимости похвалы для ребёнка.
3-ий закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4-ый закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Все эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, значит. Ребёнок состоится как человек, как личность.
V. Анализ анкет, проводимых среди учащихся. (выступление психолога)
Школьный психолог предварительно предлагает родителям ознакомиться с вопросами анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам предпочтение их детям. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т.е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.
В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребёнка в семье.
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Дорогие папы и мамы! Мы сегодня с вами обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьёзные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребёнка.
Задание : Нарисуйте солнышко. В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких либо на то условий, просто так, безусловно. Неоспоримо, что если в основе взаимоотношений родителей и детей отсутствует любовь, все остальное покоится на непрочной основе: страхе, угнетении, подчинении. Для безболезненных, полноценных детско – родительских отношений важна, прежде всего, любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях, ведь …
Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые, ласковые прикосновения смягчают душу ребенка и снимают напряжение. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: “Для того, чтобы просто существовать, ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития - двенадцать”.
VII. В заключении хочется сказать: Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
«Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей. Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе». Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто! (
«Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей»
А.С.Макаренко
В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребёнка в семье.
Законы воспитания ребенка в семье.
1.Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2.Закон значимости похвалы для ребенка.
3.Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4.Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Общие советы родителям.
*Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки, и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?)
*Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать помногу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
*В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
*Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Не делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
*Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его, во что бы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.
ПАМЯТКА для родителей
«Дети советуют родителям»
· Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
· Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными людьми, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить свое место в жизни.
· Если вы будете давать обещания., которые не можете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
· Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу вас использовать в качестве прислуги.
· Относитесь ко мне как к своему другу. Тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
· Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
· Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Родители, покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
· И кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь ответить и мне любовью тоже.
Анкета для учащихся.
Для учащихся анкетирование проводилось с использованием вопросов аналогичных из анкеты для родителей.
Задание: выберите одно приоритетное качество.
1.Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живёшь?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищённости.
2. Одинок ли ты в своей семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
3.Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учёба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи;
Г) настроение детей и причины его изменений.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является для вас наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным;
Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей;
Г) реализовать свои интеллектуальные возможности.
6.Есть ли у тебя секреты от своей семьи?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю
7. Что для тебя вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
А) да;
Б) нет;
Анкета для родителей:
(Задание: выберите одно приоритетное качество.)
Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
А) хорошей организации быта;
Б) радости общения;
В) покоя и защищённости.
2. Что более всего заботит вас в семье?
А) здоровье детей;
Б) хорошая учёба;
В) трудовое участие детей в жизни семьи.
3. Одинок ли ваш ребёнок в семье?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?
А) да;
Б) нет;
В) не знаю.
5. Какая из приведённых ниже жизненных установок является , по вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой?
А) быть материально обеспеченным;
Б) встретить любовь;
В) иметь много друзей.
6. Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?
А) да;
Б) нет;
7. Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи?
А) да;
Б) нет;
8. Что для вашего ребёнка вечер дома?
А) радость общения;
Б) возможность быть самим собой;
В) мучение и пытка.
Используемая литература
Спиваковская А.С. «Как быть родителем». Москва 1986г.
.А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.
.Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» 1981г Захаров
Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1-11 классах» Москва 2000г.
Корчак Я. Избранное. Киев. 1983г.
Мир детства: Подросток (под ред. А.Г.Хрипковой). Москва 1988г.
Мир детства : Юность (под редакцией А.Г. Хрипковой) Москва 1986г.