Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по организации проектной деятельности первоклассников во внеурочное время»
Рекомендации по организации проектной деятельности первоклассников во внеурочное время.
1.)При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2).Целесообразно начать работу со сплочения детского коллектива.
Дидактические игры, направленные на общение.
Подвижная игра «Близнецы»
Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.
Игровое правило: действовать только по сигналу учителя.
Ход игры: Педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу учителя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим, поговорить, посмеяться, что любим, читать, какой у меня характер.
2. Игра - соревнование «Самый лучший»
Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Ход игры: Детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», «короля (королевы) вежливости», «защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:
• рассмеши царевну Несмеяну;
• попроси игрушку у ребят;
• уговори маму пойти в цирк;
• помирись с товарищем;
• попроси ребят принять тебя в игру;
• насмеши ребят;
• расскажи о щенке, живущем на улице, так, чтобы хотелось его забрать домой.
3. Дидактическая игра «Позвони мне, позвони»
Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».
Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне, позвони И что хочешь мне скажи. Можешь быль, а можешь сказку
Можешь слово, можешь два -
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
4. Дидактическая игра «Колдун»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Ход игры: «Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.
5. Игра «Путаница»
Цель: сплочение и бережное отношение друг к другу.
Ход игры: Дети встают в круг, держась за руки, и запутываются, ведущий должен их распутать, не разрывая рук.
6.Игра «Черные шнурки»
Цель: разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.
Ход игры: Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки( любой общий предмет ).
Задача: Всем найти себе место, в том числе и ведущему.
7.Игра «Паровозик»
Цель: общение.
Ход игры: Дети стоят в разных местах. Учитель предлагает 1 человеку собрать паровозик «Вася ты паровозик, собирай состав, вагончики отцеплены, подходи к вагончикам по очереди». Педагог наблюдает к кому в первую очередь подойдет «паровоз», во второй раз и т.д. Действия выполняются под музыку.
8. «Маленький художник»
Дети садятся в круг. Педагог предлагает поиграть в художников, но рисовать с помощью слов. В этой игре необходима наблюдательность и внимательность. Посмотрите друг на друга и запомните у кого какие: глаза, волосы, одежда, обувь, украшения, цвета. Дается 3-4 минуты.
Вызывается: 1 человека-художника
1 человека-модель.
Они встают спинами друг к другу и художник «описывает» модель.
«Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
Игры.
I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок
II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело
съемка град ворота
гриб ручьи чум
подъем клад воробей
II . Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили
. огород парк море школа столовая зоопарк
гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкле-ка
кали-ка бере-кифла-киобло-кипиро-ки марты-ка
реди-ка ду-кило-ки тетра-ка сли-китра-ка
морко-ка ли-ки остро-кипромока-ка голу-цыреше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
III . Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.жыиланскикьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игровые приемы.
1. Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
· «Волшебная палочка» Ручка ( карандаш ) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
· Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
· Приём «Сказочныепазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:
-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
-описание персонажа;
-сочинение своего продолжения сказки.
· Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка).
3.) Диагностирование УУД младших школьников.
1. Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения)
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
«Братья и сестры» (Пиаже, 1997
. Методика «Кто прав?»
(модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992])
2. Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
3. Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)
«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).
4.)Организовать всеобуч для родителей по теме: «Проектная деятельность младших школьников».
- познакомить с положениями Стандарта
- заготовить памятки для родителей «Шаги к проекту»
5).Большинство младших школьников ещё не имеют постоянных увлечений, поэтому темы проектов должны быть из области познавательных интересов учащихся.
6).Обратить внимание детей на следующие источники информации:
- энциклопедии и другие книги
- библиотеки
- интернет-ресурс
-рассказы взрослых
7.)Длительность проекта зависит от интереса детей.
8.)Целесообразно начать работу над проектом с индивидуальных проектов, т.к. дети –первоклассники ещё не овладели навыками совместного взаимодействия.
9. )Познакомить учащихся с алгоритмом оформления проекта.
10.) Осуществить презентацию проекта привлечением детей старших классов, родителей, предварительно можно оформить «лист ожидания».
В процессе презентации продуктов проектной деятельности акцентировать показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,которые могут и должны пригодиться им в жизни.