В пояснительной записке дается определение понятию «дети с задержкой психического развития». Приводится характеристика их особенностей, рассматриваются различные классификации детей с ЗПР. Рассматривается наиболее известная классификация детей с ЗПР, предложенная Лебединской Кларой Самойловной. Лебединская К.С. выделила 4 варианта детей с ЗПР. Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Исходя из рассмотренных классификаций делается вывод, что диапазон различий в развитии детей с ЗПР чрезвычайно велик. Переходя к рассмотрению вопроса особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста, дается определение понятию «познавательная деятельность», с одной стороны, как форма самореализации обучающегося, с другой стороны, как результат усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося. Разбирая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, уделено внимание таким структурным компонентам, как внимание, интерес, мышление, восприятие и речь детей с ЗПР. Делается вывод, что для осуществления полноценного эффективного образовательного процесса, педагогу необходимо подобрать приёмы, способствующие активизации, как познавательных психических процессов, так и познавательной деятельности детей. Рассматриваются, какие существуют приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на отдельных этапах урока. Рассматриваются приёмы АПД из практического опыта. Например, приёмы АПД, предложенные Г. И. Щукиной, педагогом, исследователем – дидактом. Уделено внимание ситуациям, которые дают активизирующий эффект на занятиях. Исходя из особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР, рассмотренных в пояснительной записке, рассматриваются некоторые приёмы, способные активизировать познавательную деятельность обучающихся начальной школы с ЗПР на отдельных этапах урока русского языка. |