"Развитие способностей одарённого ребёнка через творчество и исследования"
"Развитие способностей одарённого ребёнка через творчество и исследования"
В своей статье представляю опыт работы по развитию личности одарённого школьника через активное включение в процесс самостоятельного добывания знаний и творчества в совместной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие способностей одарённого ребёнка через творчество и исследования"»
«Развитие способностей одарённого ребёнка через
творчество и исследования» Нагорнова М.А., учитель начальных классов, МАОУ гимназия №26 г.Томска
«Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник» (Уильям Шекспир)
Аннотация:в своей статье представляю опыт работы по формированию личности одарённого школьника через активное включение ребят в процесс самостоятельного добывания знаний и в совместной деятельности.
В своей педагогической деятельности следую словам В.А.Сухомлинского: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики». Поэтому важной педагогической задачей считаю создание образовательной среды, способствующей формированию творческой и грамотной личности.
Формирование личности является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В инициативе «Наша новая школа» отмечено, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить».
Активное включение ребят в процесс добывания знаний в коллективно распределённых формах деятельности или в совместной деятельности имеет возможность развития интеллектуальных умений, проявления творческих способностей как на уроке, так и во внеурочное время.
В классе функционируют: творческие клубы, объединения по интересам, интеллектуально-поисковый клуб «Эрудит», классная творческая лаборатория,
группа экспертов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися), группы консультантов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися). Цель работы лаборатории и групп: развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Именно проектная и исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность школьника мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Моя задача, как учителя – помочь ученикам развить интерес к проектной и исследовательской деятельности, способствующей освоению таких способов действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Эти качества личности формируются при выполнении исследовательских работ и учебных проектов.
Процесс планирую так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями. Обучающиеся представляют материал в различных формах: творческая работа, мини – проект, презентация, слайд – шоу, журнал, мини – спектакль. Каждое такое мероприятие становится фейерверком мысли, интереса, удивления и самоудовлетворения потребностей в знаниях, роста интеллекта и развития творческих способностей обучающихся. Работа представляется индивидуально, в паре, в группе. К созданию своих «продуктов» ребята относятся очень заинтересованно, с удовольствием, осознавая то, что творчество - это шаг в развитии, проявлении своих возможностей. В классном каталоге собственных учебных продуктов: проекты по темам «Чудеса Томской области», «Кристаллы», «Обитатели Красного моря», «Удивительный мир кристаллов», «Выращивание кристаллов», «Умные поделки», «По стопам святого Фёдора на земле томской», «Ох, уж эти валенки»; исследовательские работы по темам « Представители Красной книги Томской области», «Иркутский тракт моего города», «Львиное одиночество», «Герб Родины малой моей». В 1 – 2 классах эти работы ребят достоянием класса и гимназии: представление на научно-практических конференциях, предметных неделях, интеллектуальных чтениях. В 3 – 4 классах ребята выходят на уровень города, области, России и на международный уровень
Исследовательские работы и проекты моих обучающихся – лауреат Международной Ассамблеи школьников , победители и призёры регионального фестиваля проектов, Областного творческого конкурса «Святой старец Феодор – свет земли сибирской», Регионального дистанционного интернет - фестиваля «Мой край родной», Всероссийского конкурса компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом».
Развитие творческой личности наиболее благоприятно в той деятельности, которая затрагивает, прежде всего, эмоциональный компонент их личности, дает возможность проявить активность в движении, манипуляции различными предметами и материалами. Деятельность в классной Мастерской отвечает этим критериям, а поэтому служит серьезной платформой для формирования личности младшего школьника, эстетики восприятия окружающего мира. Занятия в Мастерской обладают высоким воспитательным потенциалом, позволяя обучающимся действовать самостоятельно и создавать собственные «шедевры». Результаты своего труда в классной Мастерской (произведения собственного сочинения, поделки, рисунки) ребята представляют на Международной творческой олимпиаде «KID OLIMP», Фестивале детского творчества «Звёзды нового века», конкурсах.
Мои ребята – участники Макариевских чтений, победители конкурса «Родина любимая моя», дипломанты городского Фестиваля «Под Рождественской звездой», победители Всероссийского конкурса сказок « В сказке, как в жизни», городских литературных чтений «Мир и человек глазами писателя», призёры Регионального конкурса «Юный журналист», участники Международного литературного конкурса «Сказка в новогоднюю ночь».
По итогам участия в проектной и исследовательской, творческой деятельности материалы обучающихся опубликованы в сборниках, на различных сайтах, что подтверждает высокое качество исследовательских, творческих авторских работ.
Учитель для «маленького учёного», творца – партнёр, помощник, сотрудник, консультант. «Только постоянная напряженность мысли … ставит перед учениками проблему, разрешая вставшие перед классом вопросы, встречая неожиданные затруднения, указывая путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоумений. Только такая бдительность мысли способна приобщить ученика к методу знания… Руководить этой совместной работой класса, указывать ей направление, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант в его решении, ободрять ищущих своего решения — вот подлинная задача учителя» (С.И.Гессен).
Организуяобразовательное пространство, создаю условия для инициирования образовательного запроса обучающихся, для расширения возможностей личностного развития в разных областях. В своей педагогической деятельности не только приобщаю своих обучающихся к научным достижениям, но и формирую «высоконравственную, свободную и ответственную личность».