Просмотр содержимого документа
«Развитие творчесских способностей учащихся младших классов средствами краеведения»
Развитие творческих способностей учащихся младших классов средствами краеведения
Целью модернизации российского образования является развитие личности ребёнка. Современному обществу нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди. В качестве приоритетной выдвигается задача творческого развития личности отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В настоящее время в стране идёт активный процесс формирования российской государственности, и ориентация падает на субъекты федерации. Из регионального характера развития государства следует необходимость регионального подхода в обучении учащихся. В Смоленской области был введён и разработан региональный компонент «Азбука Смоленского края». Он помогает реализовать принцип государственной политики и общие требования, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании». Приоритетным становится краеведческое образование.
Ознакомившись с взглядами психологов Д. Б. Богоявленской, А. А. Крылова, О. И. Моткова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова на проблему развития творческих способностей, за основу взяла следующее положение "творческие способности – индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точкой зрения на окружающую действительность».
Наиболее благоприятным для развития творческих способностей детей является младший школьный возраст. Именно младший школьный возраст важен для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации и роста его личного достоинства. Встаёт вопрос: как организовать процесс обучения, чтобы он помогал развитию творческих способностей? Эффективность занятий по краеведению в значительной степени зависит от разнообразия средств, методов, приёмов, которые я использую в своей работе. Рассмотрим некоторые из них. Основной формой работы является урок. Очень нравятся моим учащимся интегрированные уроки: уроки, в которых вокруг одной темы могут объединяться материалы нескольких предметов. Чаще всего я объединяю краеведение и труд, краеведение и ИЗО. Эти уроки я провожу с первого класса. Они помогают заинтересовать, в полной мере раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.
Кроме того, интерес учащихся вызывают и нетрадиционные уроки. Среди них можно выделить следующие виды:
Уроки-праздники. Проводить их начинаю с первого класса. Проведению праздника предшествует подготовительная работа: составление сценария, распределение ролей, оформление помещения, изготовление костюмов. В начале эта работа проводится под моим руководством, затем больше самостоятельности предоставляю детям. Мы проводим такие праздники, как «Капустки», «Масленица», «Коляда».
Уроки-викторины. Эта форма организации учебного процесса всегда вызывает у детей интерес. Викторины я провожу со второго класса. При отборе материала и подготовке можно выбрать одну тему или несколько. Викторины я провожу в устной или письменной форме. При подготовке я учитываю уровень знаний детей и познавательную ценность материала направленного на развития творческих способностей детей. «Знай и люби родной природу», «Млекопитающие Смоленской области», «Одежда наших предков».
Уроки-экскурсии. Экскурсии позволяют объединить учебный процесс с реальной жизнью. Данную форму работы я начинаю проводить с первого класса. Объектами экскурсии выбираю памятные места, связанные с историческими событиями, музеи. Перед экскурсией я сообщаю детям о тете экскурсии, её целях, После экскурсии я предлагаю выполнить задания, которые помогают не только закрепить материал экскурсии, но и развивают творческие способности детей. После экскурсии провожу опрос на занятии. Заслушиваем сообщения, составляем ребусы и загадки по материалам экскурсии. «Огненными дорогами войны», «Гнёздовские курганы», «Смоленская крепостная стена».
Особую роль для развития творчества детей на уроках краеведения играют сочинения. Данный вид работы начинаю проводить со второго класса. Среди видов сочинений, используемых мною, я предпочитаю: сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.
Сочинения-описания. Они могут быть основаны на наблюдениях или анализе литературы и выражать не только результаты наблюдений, но и эмоциональное восприятие исторического объекта, события, факта. Ученики отражают своё понимание окружающей действительности в тексте, то есть проделывают творческую работу. «Смоленское сражение 1812 года», «Ожерелье Руси», «Памятные места».
Сочинения-рассказы. Представляют собой повествование, о каких-либо событиях в истории края. При написании сочинений данного вида я предлагаю темы, связанные с посещением музеев, экскурсий, с личным опытом детей. «Что интересного я узнал в музее «Русский лён?», «Военное прошлое в экспозиции музея Великой Отечественной войны», « На семи холмах».
Сочинения-сказки. Сначала работу над составлением сказки мы ведём коллективно, потом от коллективной работы дети переходят к самостоятельной. Темы предлагаемые мной: «Ночью в музее», «Откуда пошли праздники», «Путешествие из варяг в греки», «Сказка о крепостной стене».
Сочинения-загадки. Представляют собой разновидность как сочинений-описаний, так и сочинений-сказок. Дети описывают исторический объект, его свойства, чтобы его можно было узнать. Загадки-рисунки, загадки-описания «Меркурий Смоленский», «Башня Громовая», «Зодчий Фёдор Конь».
К творческому виду деятельности относится и обучение детей написанию сообщений, докладов, рефератов. Эти виды работ я использую со второго класса. Я сообщаю тему краеведческого характера, мы обсуждаем план, подбираем литературу, выбираем необходимый материал, затем учащиеся оформляют подготовленный материал. Надо отметить, что во втором и третьем классах работа ведётся под моим руководством, в четвёртом классе учащиеся самостоятельно готовят доклады, сообщения, рефераты.
Большое значение в работе по развитию детского творчества я отвожу игровому и занимательному материалу. Он стимулирует деятельность учащихся, развивает, побуждает интерес. Например, я с первого класса провожу такие игры, как: «Подбери словечко», «Лукошко», «Угадай предмет» (система вопросов для получения нужной информации), «Третий лишний».
Дети младшего возраста часто любят подражать взрослым, поэтому на своих занятиях я использую ролевую игру. Дети выступают в роли экскурсоводов. Ребёнок дома самостоятельно готовит сообщение о каком-либо событии, памятнике или историческом месте. На уроке он рассказывает об этом, как бы проводя заочную экскурсию. Использовать данный вид работы я начинаю со второго класса.
Большой интерес вызывают у учащихся задания творческого характера, среди которых можно выделить следующие: «Волшебный клубок», составление ребусов, кроссвордов, написание и оформление рукописных книг и книжек-малышек, изготовление плакатов природоохранной тематики.
При изучении краеведения большую роль я отвожу внеклассной работе. Она приобщает учащихся к изучению своего края, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к краеведению. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Внеклассная работа по краеведению раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, даёт почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании гражданской позиции, патриотизма учащихся. Поэтому для учащихся первого класса, когда мы ещё не изучаем краеведения, я провожу кружок «Я шагаю по родному краю». Работа кружка осуществляется в двух направлениях: теоретическом (беседы, обсуждения, творческие работы), практическом (экскурсии, посещение музеев, библиотек, детских клубов, целевые прогулки, праздники).
Планирование материала кружковой работы «Я шагаю по родному городу»
(34 часа)
Вводное занятие (1 час).
Дома моего района (1 час).
За что я люблю свой дом? (1 час).
Знакомство с достопримечательностями города (1 час).
Праздник «Капустки» (1 час).
Целевая прогулка (1 час).
Целевая прогулка (1 час).
Целевая прогулка (1 час).
Фамилии писателей в названиях улиц района (1 час).
Что даёт наш край стране? (1 час).
Что даёт наш край стране? (1 час).
Целевая прогулка (1 час).
Знакомство с учреждениями культуры района (1 час).
Знакомство с детскими учреждениями района (1 час).
Знакомство с учебными заведениями нашего района (1 час).
Люди, борющиеся с огнём (1 час).
Праздник «Колядки» (1 час).
Праздник-игра «Русские посиделки» (1 час).
Обряды старины (1 час).
Традиции русского народа (1 час).
Как отдыхали наши предки (1 час).
Традиции наших предков (1 час).
Народный календарь (1 час).
Народный календарь (1 час).
Церкви нашего города (1 час).
Героическое прошлое города (1 час).
Героическое прошлое города (1 час).
Героическое прошлое города (1 час).
Награды в моей семье (1 час).
«Пернатые гости» (1 час).
Птицы – наши друзья (1 час).
Экскурсия в зооэкзотариум (1 час).
Растения Смоленской области (1 час).
Однодневный поход (1 час).
Таким образом, я раскрыла некоторые формы, методы и приёмы работы с детьми в урочной и внеурочной деятельности. Показателем эффективности моей системы является результативность. Результативность работы по развитию творческих способностей я отслеживала в течение 4 лет, используя для этого различные формы и методы диагностирования: тесты. анкетирование, сочинения, письменные работы учащихся. После обработки полученных данных мною были получены следующие результаты: 1 класс - низкий уровень развития творческих способностей показали – 54%, средний – 42%, высокий - 4%; 4 класс – учащихся с высоким уровнем стало – 61%, со средним – 39%, с низким уровнем нет ни одного ученика. По результатам этой диагностики можно сделать выводы: уровень развития творческих способностей учащихся первого класса находился на низком и среднем уровне; к четвёртому классу уровень развития творчества значительно вырос.
Основной замысел моей работы заключался в разработке и апробации системы по развитию творческих способностей при изучении краеведение вопроса. Изучив состояние вопроса в теории и практике, разработав программу кружка, систему упражнений и педагогических приёмов, апробировав их, проведя диагностику, сделала следующие выводы. Предложенная система краеведческого образования способствует: развитию творческих способностей учащихся, формированию определённого отношения к своему городу, осознанию своего места в окружающем мире, значение своего края в истории и культуре России, накоплению и систематизации краеведческих знаний необходимых для формирования целостной картины мира, решению задач нравственного, интеллектуального и эстетического развития младших школьников.