Развитие психоэмоционального здоровья младших школьников средствами программы "Я и Полезные привычки"
Развитие психоэмоционального здоровья младших школьников средствами программы "Я и Полезные привычки"
Это программа организации внеурочной деятельности социально - педагогического и спортивно - оздоровительного направления, расчитанная на учащихся 1-4 классов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие психоэмоционального здоровья младших школьников средствами программы "Я и Полезные привычки"»
Лобанова Светлана Васильевна
учитель начальных классов,педагог-психолог
МБОУ « Новоомская СОШ»
Омского Муниципального района Омской области
Реализация модуля «Психоэмоциональное здоровье младших школьников средствами программы «Я и Полезные привычки»
Программа «Я и Полезные привычки» - это программа организации внеурочной деятельности социально-педагогического и спортивно - оздоровительного направления. Она способствует формированию у младших школьников ценности здорового и безопасного образа жизни, освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, формированию коммуникативных навыков в общении и сотрудничестве.
Один из модулей программы – «Психоэмоциональное здоровье младших школьников».
Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком,- мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко. Но не стоит преуменьшать значения подобных процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем настроением, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами (К.Изаард).
Программа «Я и Полезные привычки» позволяет:
-учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению;
-сформировать представление о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций;
Тематическое планирование по теме «Разные чувства»:
Радость. Как ее доставить другому человеку.
Страх. Его относительность.
Гнев. С каким чувством он дружит.
Радость можно передать прикосновением и взглядом.
Как справиться со страхом.
Может ли гнев принести пользу.
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Какой я. Какой ты.
Школьные трудности.
Изучая различные эмоциональные состояния, младшие школьники приходят к выводу, что не бывает плохих и хороших чувств. Наши чувства относительны. Все зависит от того, какие поступки мы совершаем под их воздействием. Таким образом, дети приходят к осознанию личной ответственности за свои поступки. Что является очень важным в повседневной жизни.
При работе в группах обучающиеся приобретают навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из трудных ситуаций.
Учитывая, что ребенку легче оценить поведение сказочного героя, чем собственное, активно используются психотерапевтические сказки и рассказы.
Эффективность рассказывания психотерапевтических сказок заключается в том, что таким образом рассказчик может сообщить ребенку какую-то важную для него информацию, избежав при этом чтения нотаций и каких-либо жестких директивных указаний, которые, как правило, вызывают у человека агрессию и отторжение.
Для знакомства с конкретными чувствами используется чтение и последующее обсуждение народных и авторских сказок, которые дают огромный материал о нравственных ценностях, мотивах поступков, способах решения разнообразных жизненных задач. Так от бабушки-старушки ребята вместе с Иваном дураком узнают, что нужно делать, если сильные чувства овладели тобой. Вместе с зайчатами запоминают правило избавления от обиды: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи». Для избавления от неприятных переживаний проводится игра «Мусорное ведро», «Оловянный солдатик и тряпичная кукла» и многие другие.
Уже к концу первого класса дети называют простые способы избавления от неприятных переживаний: послушать веселую музыку, заняться физическим трудом, пообщаться с друзьями, поиграть с домашними животными, поделиться переживаниями с родителями, водные процедуры.
Ребята приходят к осознанию того, что радость мы можем испытывать не только тогда, когда нам делают что-то хорошее, но и когда мы приносим пользу людям.
Спиральность расписания программы позволяет каждый год обращаться к изученному вопросу, но на другом уровне.
Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться. Ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями. Для того, чтобы научиться справляться со своими страстями, ребенку необходима помощь родителей, которые часто не осознают этого и очень небрежно относятся к внутреннему миру своего чада. Известно, что подобные ситуации в жизни ребенка могут подтолкнуть его к крайней мере – суициду.
То есть, занимаясь развитием эмоционального мира ребенка, обучая навыкам управления негативными эмоциями, мы, возможно, сохраняем его жизнь.