kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеурочного занятия "Путешествие по устному народному творчеству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учетелям начальных классов для систематизации и обобщении знаний учащихся о жанрах фольклора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия "Путешествие по устному народному творчеству"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа №23 р.п. Чунский










Внеурочное занятие

по теме «Путешествие по устному народному творчеству»

2 класс
















Автор: учитель начальных классов

Попова Алёна Игоревна

Стаж работы: 5 месяцев












Р.п. Чунский

2024 год

Цели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества.


Ход мероприятия.

Учитель: Каждый человек должен знать историю своего народа и своей страны. А для этого нужно знать культуру и быт своих предков, их обычаи и нравы.

Сегодня мы отправимся в удивительную страну, название которой вы отгадаете, решив ребусы.

А) Старинное название губ(рта),

А) Усть – ь +ное =устное

Б) Синоним слова ЛЮДИ +ное= народное

В) (твори-и)+(честь-ь)+(волк-лк)=творчество

Устное народное творчество – это произведения устного характера, которые создавались исключительно народом. Его еще называют ФОЛЬКЛОРОМ.

Раньше такие произведения не записывали, а запоминали. Их передавали взрослые детям отец-сыну, бабушка –внучке. Это способствовало возникнов ию разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий 

древних людей. 

творчеством, многие жанры вы уже знаете.

Вы будете работать в группах, вспомнить правила работы в группе.

1.Работать сообща

2.Не перебивать, не ссориться

3.Учитывать мнение каждого члена группы.

Уже с самого детства взрослые приучают детей к устному народному творчеству. Первое, что слышит ребенок это колыбельные песни.

Ребята, а какие вы знаете колыбельные песенки?

Баю-баюшки-баю

Баю — баюшки — баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он утащит во лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Прямо Катеньке в рот.

Вырастает ребёнок, а его уже ждут новые песенки и приговорки. Становится на ножки, его поддерживают и приговаривают: 

Дыбок, дыбок,

Скоро Ванюшке годок!

Искупают Ваню в деревянном корыте и, когда станут окачивать в последний раз, проведут рукой по телу и обязательно скажут:

С гуся вода,

С Ванюшки вся худоба!

  1. Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая...», «Ладушки, ладушки. Где были – у бабушки».

  2. «Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, —
Забодает, забодает, забодает!»


  1. «Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит».

Посадит отец Ваню на ногу и качает:

Ехали по кочкам, по кочкам, кочкам

По маленьким цветочкам, цветочкам, цветочкам. В ямку бух!


Потешкой обращаются к маленькому ребёнку, поэтому в ней слова с уменьшительно-ласкательным значением.


Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки.


Еще есть такой жанр как прибаутка

Сейчас ребята вам представят их

Сценка №1 «Федул»

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг?

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Прибаутка от слова «баять» - рассказывать.


Задание 1 «Битва СКОРОГОВОРОК»

Издавна на Руси на ярмарках, гуляньях, посиделках и во время работы русские парни и девчата пели песни, загадывали загадки, соревновались в произношении скороговорок.

В чем польза скороговорок? (Развивают речь, произношение отдельных звуков).

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения.

Сейчас предлагаю провести битву скороговорок, мне нужно по 1 человеку из команды

- Проговорите каждую скороговорку 3 раза.


1.Три сороки-тороторки

Тараторили на горке.

2.Кукушка кукушонку 

Купила капюшон.  

3.Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

4.Пошла Поля полоть в поле.



Задание 2 «Найди пословицу»

Что такое пословицы?

Давным – давно появились в нашей речи пословицы и поговорки. Это такие краткие изречения, в которых подмечаются достоинства и недостатки людей.

Сегодня мы проверим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки.

Как вы думаете, почему говорят: (дети читают) «Пословица – твоя помощница?» (ответы детей) .

Верно. Помощницей пословицу можно назвать по праву. С ее помощью можно осудить поступок или, наоборот, похвалить человека; можно высказать свое отношение к происходящему.


- Пословица - древнейший жанр устного народного творчества. Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие-то советы, правила, обычаи, законы. Пословица- это народная мудрость.

- О чем бывают пословицы? (о труде, дружбе, здоровье, жадности, счастье, добре и зле)

- Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу - время, потехе - час. Терпенье и труд все перетрут.

- А какие пословицы о дружбе? (Нет друга — ищи, а нашел - береги.

У вас на партах лежат пословицы. И сейчас я узнаю, хорошо ли все знают пословицы?


1.Труд человека кормит, а …/ лень портит/.

2.Кто много говорит, тот…/мало делает/.

3.Не спеши языком, …/торопись делом/.

4.С кем поведёшься, …/ от того и наберёшься/.

5.Делу – время, …/ потехе – час/.

6.Не сиди сложа руки, …/ так и не будет скуки/.

7. Не куёт железо молот, а куёт его кузнец.

8.Повторенье - …/мать ученья/.

1.Труд человека кормит, а

…/ потехе – час/.

2.Кто много говорит, тот

/мать ученья/.

3.Не спеши языком,

…/ так и не будет скуки/.

4.С кем поведёшься,

а куёт его кузнец.

5.Делу – время,

…/торопись делом/.

6.Не сиди сложа руки,

…/ от того и наберёшься/.

  1. 7. Не куёт железо молот,

…/ лень портит/.

8.Повторенье - …

…/мало делает/.


Проверяем, каждая группа по пословицы (раскрывая ее смысл)

Поговорки – это те же пословицы, но немного короче. Они не содержат поучений в настоящее время считаются «острыми « выражениями:


Пословицы вспомнили, а какие вы знаете считалки?

Следующий жанр считалки

Задание 3 «Считалки»

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам.

Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.

– Какие считалки знаете, мы сейчас проверим (дети проговариваем считалку и выбирают водящего)


  1. Баба сеяла горох,

Уродился он не плох,

Уродился он густой

Мы помчимся, ты постой!



2.Шел баран.

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет,

Тот и водить пойдет



3. Раз, два, три, четыре, пять —

Ты, Васятка, выйди, сядь.

Будем дальше мы считать —

Хотим в жмурки мы играть.


Задание 3 «Игра»

Посчитались, можно и поиграть

- У русского народа есть очень много игр. И сейчас я вам предлагаю поиграть .

- Игра называется «В ушки». Встаньте друг против друга. Поднимите руки, и в такт слов будем

делать движения.

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки-

Закрывай скорее ушки.

Побеждает тот, кто быстрее прикрыл ладонями уши.


Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.


Здорово, молодцы!

Задание 4 «СКАЗКИ»

-Ребята, мы дошли до последнего задания. Поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки? Все, но конечно они вызывают восторг, пробуждают воображение. Они полны чудес; учат быть твердыми, советуют бороться со злом. Скажите, пожалуйста, вы много прочитали сказок?

-Угадайте, кому принадлежит этот предмет? ( рукавичка, корзинка, стрела, яйцо, избушка)

Угадай сказку.

1.Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке.

(Колобок.)

2. По тропе Шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(Емеля.)

3.Красна девица грустна:

Ей не нравиться весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Девочка Снегурочка.)

4. А дорога далека,

А корзина - не легка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь.)

5.Ах ты, Петя - простота.

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко.

(Петух и кот.)

6. Отворили дверь козлята -

И пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят.

7. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль.)

  1. В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)

  2. Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)

  3. Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)

  4. Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)

  5. Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)

  6. Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)

  7. Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)

  8. Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)


Учитель: Как богат и красив русский язык! Так и пестрит речь прибаутками, пословицами и поговорками. В них народная мудрость, свод правил жизни народной.

 Сегодня мы заглянули в далёкое прошлое нашего народа, увидели, что поистине талантливы люди на Руси. Чего только не создали они! Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нашу речь богаче и красивее.









Найди пословицы

1.Труд человека кормит, а

…/ потехе – час/.

2.Кто много говорит, тот

/мать ученья/.

3.Не спеши языком,

…/ так и не будет скуки/.

4.С кем поведёшься,

а куёт его кузнец.

5.Делу – время,

…/торопись делом/.

6.Не сиди сложа руки,

…/ от того и наберёшься/.

  1. 7. Не куёт железо молот,

…/ лень портит/.

8.Повторенье - …

…/мало делает/.



1.Три сороки-тороторки Тараторили на горке.

2.Кукушка кукушонку  Купила капюшон.  

3.Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

4.Пошла Поля полоть в поле.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеурочного занятия "Путешествие по устному народному творчеству"

Автор: Попова Алёна Игоревна

Дата: 19.05.2024

Номер свидетельства: 650899


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства