kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по теме: "Ремёсла на Кубани".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного  мероприятия расчитана на 40 минут. 

Цели:

  • Познакомить с видами  ремесел на Кубани.
  • Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
  • Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.
  • Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по теме: "Ремёсла на Кубани".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с

редняя общеобразовательная школа №10 имени А.С. Пушкина

муниципального образования Тимашевский район














Конспект урока во 2 «В» классе

по теме:

Ремёсла на Кубани.





Учитель: Ермилова Т.С.


Сценарий внеклассного мероприятия во 2 «В» классе

«Ремесла на Кубани».

Цели:

  • Познакомить с видами ремесел на Кубани.

  • Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.

  • Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.

  • Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.


Ход мероприятия

Наши предки-казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов

Мы не забывали,

Чтобы землю берегли,

Не жалея жизни,

Чтоб любили край родной

И свою Отчизну


Учитель .

-Как называется край, в котором мы живём? (Краснодарский край или Кубань.)

Ты весной чудесен,

Летом щедр, как в сказке,

Край хлебов и песен-

Край наш Краснодарский.


- Скажите, пожалуйста, а кто первым переселился на Кубань? (Казаки ).

-Да, ребята. Казаки переселялись на Кубань по суше, по морю целыми казачьими селениями (т.е. большими группами) и, конечно «приходили на новые земли,со своими знаниями и уменниями.

Все в жизни дается трудом нам:

И хлеб наш насущный, и кров,

И каждая новая домна,

И каждая строчка стихов.

За скромной героикой будней,

За всем, чем заполнена жизнь,

Встают созидатели – люди –

Попробуй о них расскажи.


-Чтобы определить тему нашего мероприятия , давайте выполним следующее задание.

- Проведём «мозговой штурм» и расшифруем слова. Когда вы это сделаете, то сможете прочитать тему нашего мероприятия.

Кроссворд.

1.

5

3.

7

4

6.

2.









Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

Впляс по комнате пошел,

Оглянулся, чистый пол! /Веник/

У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/

На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./

5. Под крышей четыре ножки

А на крыше суп да ложки. /Стол/

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. /Глина/

7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/


Учитель.

- Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? «ремесло»

- А теперь ребята, давайте, расшифруем слово.

л с ы о м р п ы

7 6 5 3 4 2 1 8


- Что у вас получилось? «промыслы»

- Правильно, ребята.

- Как вы думаете, какая тема нашего дня? Молодцы!

Сегодня мы с вами познакомимся с промыслами и ремеслами жителей Кубани. Узнаем, чем занимались наши предки, познакомимся с некоторыми видами ремесел.

Но, прежде чем приступить к новой теме, мы с вами, должны определить, что же обозначают данные слова:

Ремесло - Может быть, кто-то знает, что это?

- Ребята, а если мы не знаем или не понимаем значение слова, тогда мы обращаемся к помощи чего?Верно. Нам поможет словарь.

Ремесло - профессиональное занятие- изготовление изделий ручным способом.

Промысел- А это слово, можете объяснить? Тогда давайте узнаем. ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном

Учитель.

А если сказать проще, то:

Ремесло-это изделие, которое человек изготавливает своими руками по секретной технологии, и эту технологию предавали из поколения в поколение.

Промысел- это занятие охотой добыча зверя, птицы, рыбы. Это то, что даёт человеку природа.


Учитель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое с помощью колеса времени

- С какими промыслами и ремеслами на Кубани вы знакомы?

Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное, гончарное, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

- Сейчас мы отправляемся в путешествие по промыслам и ремеслам Кубани.


Никого не может оставить равнодушным работу гончара на гончарном круге.

Знать народные ремёсла – это значит лучше понимать свой народ. В средние века ремесленники селились в городах по цехам - ремёслам: гончары, кузнецы, сапожники, перчаточники. У каждого цеха было своё знамя, а на домах висели вывески с изображением тех изделий, которые изготавливались в цехах и мастерских : на доме сапожника висел сделанный из металла сапог, перчаточника – перчатка. Улицы тоже называли по роду ремёсел – Гончарная, Кузнечная, Поварская… Не только улицы, а даже станицы отличались друг от друга особым ремеслом.


Путешествие в «Город Мастеров».

- И сейчас мы отправимся в город Мастеров. А чтобы открылись городские ворота, выполните задание. Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесленнике идёт речь в каждой из них.

- Не боги горшки обжигают. Гончар

  • Куй железо, пока горячо. Кузнец.

  • Не игла шьёт, а руки. Портной, швея.

  • Не бравшись за топор, избы не срубишь. Плотник.

  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Пахарь, хлебороб

- Молодцы, ребята! Ворота открыты, и мы отправляемся в путешествие в город Мастеров.

Первая остановка «Гончарное ремесло». Слайд №2

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану. Среди глиняной посуды есть и макитры – для варений и солений. Каждый мастер старался создать посуду оригинальной формы, расписать ее разными красками. Гончарное производство развивалось во многих станицах, но особенно славилась станица Пашковская. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». Особой областью применения глины явилось производство черепицы, плитки, кирпича. Появляется слова: глэчик, макитра



Вторая остановка «Ткачество и вышивка». Слайд №3

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин.

Учитель.

Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:


Геометрический

Растительный

Животный

Предметный

Смешанный.


Каждая линия каждый знак были полны смыслом.

  • Прямой линией обозначали поверхность земли.

  • Волнистой горизонтальной – воду.

  • Волнистой вертикальной – дождь.

  • Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.

  • Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.

  • Женская фигура символизировала образ матери-земли.

  • Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.

  • Птица – символ счастья, богатства и радости.


Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! Появляется слово: рушник


Учитель:

- Следующая станция «Плетение, лозоплетение». Слайд №5

Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Лозоплетение – одно из древнейших промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные корзины, верши (емкости для хранения зерна), коробы плелись из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/, из камыша, плелись колыбели, столы и стулья корзины, лукошки. В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно, мебельные гарнитуры.

- Как вы понимаете смысл слова панно? Картина, постоянно занимающая какой-нибудь участок стены.


Следующая станция «Кузнечное дело»

- На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело.

В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами. Они создавали настоящие художественные произведения из металла: козырьки, решетки на окна, ворота, парадные лестницы, ограды, флюгера, фонари. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Они плели кружева из металла. В каждой кубанской станице с конца 19 века работали до пяти кузнец. Здесь изготавливалось все необходимое для быта – замки , ухваты, ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги, подковы. А человек нашедший подкову считался счастливым. В кузнице всегда темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Когда люди работали, то пели песни. Вот и мы с вами сейчас отдохнём.

100 ремёсел, 100 названий

Кузнецы коней подкуют.

Мастерицы рушники-

Вышивкой живой цветут.

А из глины гончары

Волшебство нам создают.

Ну, а в море рыбаки

Невод полный достают.

И корзины из лозы

Урожай собрать помогут,

Если руки золотые-

они очень много могут.


Творческое задание. (работа вгруппах)

-Мы с вами много говорили о ремёслах, а теперь у вас будет возможность самим побыть ремесленниками.

- Сейчас мы с вами своими руками попробуем выполнить задания по каждому виду ремесла.


1 группа украшает рушник.

2 группа занимается декоративным украшением глэчика.

3 группа расписывает ложки.

4 группа занимается оформлением корзины.

5 группа оформляет выкованные ключи.

Работа идёт под музыку

Выставка работ учащихся. Ярмарка.

Приходи, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет,

Вот ремесленник трудяга,

Свой товар доставил вам

Он его не продает, а даром отдает

На ярмарке бывайте,

Ничего не забывайте.

На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли. Частушки.


Ученик 1. Мы кубанские девчата

Мы танцуем и поём.

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.


Ученик 2. Дайте лён, дайте лён,

Дайте сорок веретён.

Стану прясть – попрядывать

На дружка поглядывать.


Ученик 3. Не рубает мой рубанок,

Не пилит моя пила.

Ко мне подружка не приходит,

И работа не мила.


Ученик 4. Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица!


Ученик 5. Сидит заяц на осине,

Плетёт лапти косяком.

Чтобы наши все ребята

Не ходили босяком.


Ученик 6. Моя прялка не прядёт,

Колесо не вертится.

Что – то милый не идёт.

Видно долго сердится.


Ученик 7. Шила – шила сарафан,

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики!


Ученик 8. Мы частушек знаем много,

Мы танцем и поём.

Приходите к нам , ребята,

Мы другие вам споём!


Обобщение.

- А теперь сюрприз!

Звучит музыка, появляется «Черный ящик»

- В этом ящике 3 предмета.

1. Этот предмет казак надевает на голову, когда выходит на работу в поле /соломенная шляпа с широкими полями - брыль/

2. А в этой посуде хранят молоко и сметану /кувшин – глэчик /

3. Попьет казак молоко, а чем он усы утрет? /полотенцем – рушником/


Итог урока.

- И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова.

Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.

Учитель.

- Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.


- Спасибо за работу! Счастья вам, здоровья и добра.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по теме: "Ремёсла на Кубани".

Автор: Ермилова Татьяна Сергеевна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства