kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка родительского собрания по теме: "Влияние полового созревания на психику ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расскрывает необходимость учета полового созревания на измения в психики ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания по теме: "Влияние полового созревания на психику ребенка"»

Разработка родительского собрания на тему: «Начало полового созревания подростков и его влияние на психику.»

Цели:  способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями; предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблемам полового воспитания;  убедить родителей в необходимости активного обсуждения в семье  данных вопросов; способствовать информативному осознанному нравственно-половому семейному воспитанию; показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка; обменяться опытом семейного воспитания.

 

Оборудование:  компьютер, проектор ,бланки анкет ,презентация ,видеоролики.

 

Форма проведення собрания:  Мастерская общения  (тренинг ,обмен мнениями, работа в группах, ролевая игра; интерактивные формы: мозговой штурм, синтез мыслей.)

Подготовительная работа к собранию:   приглашение родителей, анкетирование детей, подготовка материалов для обсуждения в группах.

Ожидаемые результаты: активное обсуждение проблем , осознание родителями важности обсуждаемых вопросов, толчок к дальнейшему обсуждению поднятых вопросов дома с детьми, установление в семьях доверительных взаимоотношений.

І.  Организационный момент .

     Мозговой штурм.

Какие основные проблемы возникают у вас с детьми?

 С чем они связаны  у мальчиков ?У девочек.?

 Какие претензии вы высказываете своим детям? А какие они вам?

Сравнение результатов.

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый вечер, уважаемые родители! Разрешите начать нашу встречу со слов И.С. Кона в работе «Сексуальная революция в России»: «...обратимся к общим тенденциям, проявившимся в сфере сексуально-эротических ценностей и поведения:

• более раннее сексуальное созревание и пробуждение эротических чувств у подростков;

• более раннее начало сексуальной жизни;

• социальное и моральное принятие добрачной сексуальности и сожительства;

• ослабление двойного стандарта, разных норм и правил сексуального поведения мужчин и женщин;

• увеличение разрыва между поколениями в сексуальных установках, ценностях в поведении - многое из того, что было абсолютно неприемлемо для родителей, дети считают нормальным и естественным».

Причем последнее особенно любопытно. Указанные выше тенденции описывают изменения в менталитете, имевшие место в последние... 40 лет. Значит, мы так же «доставали» своих родителей, как наши дети «достают» нас.

Так что же такое, требующее особого внимания взрослых, происходит в половом развитии наших детей-подростков?


II. Выступление школьного врача на тему «Физиологическое развитие подростков»

Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 До 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития - юность. Что это значит применительно к психологии переходного возраста? Прежде всего - что натуральный ряд развития, физическое созревание нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

1) предпубертатный, подготовительный период;

2) собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;

3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный - подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту. Однако все процессы созревания протекают неравномерно и не одновременно, причем это проявляется как на межиндивидуальном (один мальчик 14 лет может быть постпубертатным, другой - пубертатным, а третий - допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают неодновременно).

Основные аспекты физического созревания - скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте - тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин. Как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности? На этот вопрос ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которых эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и физических свойств, и некоторых особенностей темперамента, и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют переходным от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка.







Выступление школьного психолога: Что происходит в период полового созревания?

Половое созревание - это период перехода от состояния физической и сексуальной незрелости к полному оформлению взрослого организма.

Начинается интенсивное развитие вторичных половых признаков, мальчик превращается в мужчину. Период полового созревания длится в среднем около трех лет, от 12 до 15 лет. Способность к деторождению мальчика появляется к 15 годам, однако он пока еще не достиг зрелости. В эмоциональном, интеллектуальном и социальном отношении он продолжает «расти». Этот процесс заканчивается, как принято считать, только к 20-22 годам.

Далеко не все изменения, происходящие в период полового созревания, приятны. Обычно в это время подростки начинают придавать большое значение своему внешнему виду. Слишком критическая самооценка вызывает повышенную стыдливость и неуверенность в себе, а иногда даже приводит к депрессии. Появляются трудности в общении с ровесниками.

Период полового созревания проходит у всех по-разному, и это необходимо знать как мальчику, так и родителям. Различия проявляются в том, что некоторые подростки опережают в развитии своих ровесников, чем нередко вызывают их насмешки, иногда довольно жестокие.

В период полового созревания подростки, как правило, ведут себя как дети. Иногда родителям непонятны переживаемые ими страхи. По данным исследований, у многих мальчиков в этот период возникает негативное отношение к самому себе и собственному телу. Подростку особенно необходимы внимание и поддержка со стороны взрослых, которые должны рассказать ему о происходящих в его организме физических и психических изменениях. В этом случае у мальчика период полового созревания пройдет без потрясений.

Реклама 09

Обычно подростки уделяют мало внимания своему здоровью или вообще о нем не думают. Кабинет врача посещается либо в случае травм, либо если нужна справка. А ведь именно в этом возрасте формируются привычки в питании, отношение к физическим упражнениям и своему здоровью, что отразится на всей дальнейшей жизни.

Ускоренный рост

Половое созревание начинается с ускоренного роста, резкого увеличения длины тела в результате быстрого развития и роста длинных костей. В этот период таких скачков в развитии бывает много. Они происходят в следующем порядке:

• голова, стопы и ладони увеличиваются до размеров взрослого мужчины;

• кости верхних и нижних конечностей удлиняются и становятся толще;

• туловище увеличивается до размеров взрослого мужчины (нередко случается, что за восемь недель мальчик вырастает на 3,5 сантиметра);

• костная система в это время укрепляется и становится менее хрупкой.

Ускоренный рост обычно продолжается до 18 лет, а иногда и дольше. Кости растут не одновременно. Например, кости ладоней начинают увеличиваться приблизительно на четыре месяца раньше, чем кости предплечий. Нередко у подростка наблюдается нарушение пропорций: ладони кажутся слишком большими, пока рост других костей рук не ликвидирует диспропорцию. Движения становятся неловкими, подросток может задевать предметы или натыкаться на людей. Все это усиливает у него чувство собственной неуклюжести. Насмешки и шутки на эту тему только усугубляют и без того неприятную ситуацию. Высокие парни очень часто сутулятся. Со временем это может войти в привычку и испортить осанку. В такой ситуации надо объяснить подростку, что и почему с ним происходит, убедить его, что такое состояние скоро пройдет, и предложить специальный комплекс упражнений, улучшающих координацию движений и исправляющих осанку.



Физическое развитие

У мальчиков между 12 и 16 годами сердце становится почти в два раза тяжелее, а его деятельность замедляется. Повышается артериальное давление, возрастает объем крови и количество кровяных телец. Температура тела снижается. Увеличивается объем легких, уменьшается частота дыхания. Сила мышц почти удваивается. В результате повышения уровня мужского полового гормона тестостерона подросток становится физически значительно сильнее.

В период полового созревания важно правильно питаться. Слишком худые подростки кажутся вялыми и в то же время беспокойными, быстро устают. У некоторых появляются «боли роста»: ночью болят мышцы и кости конечностей. Это состояние облегчается, если ночью держать ноги и руки в тепле. Необходимо увеличить в рационе таких подростков количество жидкости и обеспечить им более продолжительный отдых. Независимо от интенсивности роста в это время у подростка должен быть хороший аппетит. Он должен есть как взрослый мужчина, если не больше, какое-то время придется «баловать» его любимыми блюдами. Следите, чтобы ваш сын питался в спокойной обстановке, не спеша. Пища должна быть калорийной. В этот период особенно вредно употребление алкоголя.

Рекомендуемая в этот период продолжительность сна - 10 часов в сутки. Для того чтобы убедить подростка вовремя ложиться спать, нужно рассказать ему, что наиболее эффективно гормон роста действует во время сна. Это может сработать - многие хотят быть высокими.

Состояние кожи

В период полового созревания детская молочно-розовая кожа становится более грубой. Уровень тестостерона повышает функцию сальных желез, в результате у подростков часто появляются угри. Предполагают, что огрубление кожи в этот период способствует закупорке пор, и сальные выделения не могут выходить наружу. Обычно угри и прыщи распространяются по всему лицу, но могут появиться также на шее, груди и верхней части спины. Следует регулярно промывать кожу теплой водой, прикладывать слабые антисептические средства, увеличить потребление жидкости. Физические нагрузки и игры на свежем воздухе улучшают состояние кожи. Объясните подростку, что со временем состояние кожи улучшится.

Запах тела

Приблизительно в середине периода полового созревания начинают усиленно функционировать апокриновые железы в паху и под мышками. Они вырабатывают обильный пот со специфическим запахом, который через некоторое время из-за развившихся в нем бактерий становится неприятным. Ежедневное мытье, присыпка тальком, смена носков и педикюр раз в неделю препятствуют возникновению неприятного запаха. Очень полезно чаще ходить босиком.

Адамово яблоко

К концу периода полового созревания увеличивается гортань. Голосовые связки растут в длину и утолщаются. В результате происходит мутация голоса. Высокий детский голосок постепенно превращается в голос зрелого мужчины. Гортань достигает «взрослых» размеров за 3-9 месяцев. В это время подросток говорит то высоким, детским голосом, то низким мужским басом.

Увеличенная гортань носит название «адамово яблоко». Некоторое время она заметно выделяется на тонкой шее. Когда разовьются шейные мышцы, адамово яблоко будет меньше выпячиваться.

Увеличение груди

Гинекомастия - увеличение грудных желез у мужчин. В период полового созревания она появляется у половины подростков. Это происходит из-за повышения уровня тестостерона и эстрогенов и их воздействия на ткани молочных желез. Как правило, все проходит через год-два. Если этого не произойдет, посоветуйтесь с врачом. Гинекомастия чаще встречается у полных подростков, так что избавиться от лишнего веса полезно не только для здоровья, но и с эстетической точки зрения.


Развитие половых органов

Для достижения размеров, как у взрослого мужчины, внешним половым органам в период полового созревания требуется не менее трех лет. Развитие внешних половых органов проходит определенные этапы.

1. Яички и мошонка увеличиваются. Кожа мошонки приобретает темно-красный цвет, меняется ее структура. Этап начинается приблизительно в возрасте 12 лет плюс-минус полгода.

2. У корня полового члена начинают расти редкие волосы. Могут появиться мелкие прыщики. Этап начинается приблизительно в 15 лет плюс-минус один год.

3. Половой член увеличивается в длину и толщину. Яички и мошонка продолжают расти. На этом этапе наблюдается наиболее усиленный рост.

4. Волосы на лобке темнеют, становятся жестче, покрывают все большие участки кожи.

5. Происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек. Головка полового члена уже развита и ясно очерчена.

6. Появляются волосы на верхней губе, под мышками и на теле.

7. Количество вырабатываемого семени достигает того уровня, когда начинаются ночные поллюции.

Не следует забывать, что период полового созревания наступает и протекает у всех по-разному. У абсолютно здорового подростка он может занять от 1 года до 5 лет. К концу полового созревания мужская половая система окончательно оформляется и нормально функционирует.

Эротические сновидения

По мере созревания мальчика предстательная железа и семенные пузырьки наполняются жидким секретом. Возникает сексуальное напряжение. Впервые подросток может пережить оргазм во время ночной непроизвольной эякуляции (поллюции). Просыпаясь, подросток чувствует, что постель влажная, и ему может казаться, что он занимается мастурбацией в полусне. Когда удовольствие, вызванное оргазмом, проходит, подросток чувствует удовлетворение и уверенность в том, что он мужчина. Но если он воспитан в убеждении, что мастурбация является чем-то постыдным, он начинает испытывать неприязнь к самому себе и чувство стыда и вины.

Необходимо успокоить мальчика, объяснить, что с ним происходит. Нужно, чтобы он понял: его половое влечение может порой трансформировать любовь к близким в эротические фантазии. Без таких объяснений он может считать себя извращенцем, поскольку не знает, что у большинства людей мир фантазий полностью оторван от реальности. Полезной будет хорошая книга на эту тему. Можно рассказать, что взрослые осуществляют половые сношения в среднем 2-3 раза в неделю - эта информация поможет подростку понять, что необходимо соблюдать умеренность во всем.

Не рано...

Преждевременным созреванием - начавшимся до 10 лет - называется слишком ранняя половая зрелость. Ранее половое созревание может быть наследственным фактором, большинство таких детей абсолютно нормальны и здоровы. Как правило, это не приводит к преждевременной сексуальной активности. Родители могут не беспокоиться. Но рано развившийся ребенок может чувствовать себя среди своих ровесников неловко. Ему обязательно нужно правильно объяснить, почему это происходит.

Такому подростку трудно приспособиться, поскольку он выглядит более зрелым, чем есть на самом деле. Взрослым не следует забывать, что его умственное и эмоциональное развитие не поспевает за физическим и ему еще нужна опека.

В редких случаях преждевременное созревание является результатом гормональных или психических нарушений. Обычно это сопровождается другими нарушениями, и в таких случаях консультация с врачом обязательна.



Не поздно...

Нет единой точки зрения в вопросе, что считать замедленным половым созреванием. Существуют два показателя замедленного развития: отсутствие увеличения яичек и ускоренного роста в 16 лет. До этого возраста считается, что мальчик просто поздно начал развиваться. Особых причин для беспокойства нет, потому что большей частью это объясняется наследственностью. Но если в 15 лет не отмечается ни одного из указанных показателей, следует посоветоваться с врачом.

Замедленное половое созревание причиняет подростку больше неприятностей, чем преждевременное. В этом возрасте ребята придают большое значение физическому развитию. Развитые нормально ровесники пренебрежительно относятся к нему, да и сам он избегает их и делает вид, что его не задевает их отношение. Можно постараться заинтересовать его индивидуальными видами спорта: гимнастикой, плаванием, тяжелой атлетикой. Такие занятия укрепят и разовьют подростка физически при более благоприятных для него условиях, без ненужного морального напряжения, позволят ему увидеть себя с лучшей стороны и вырасти в собственных глазах.

Пройти через испытания этого трудного периода помогут именно близкие люди, любовь и поддержка родителей.

...А в нужное время

Склонность к преждевременному или замедленному половому созреванию обычно передается по наследству, в какой-то степени это зависит и от условий в семье. Не гордитесь преждевременным развитием своего ребенка. Это не всегда так хорошо, как многие думают. Сейчас доказано, что некоторые виды рака чаще наблюдаются у женщин, преждевременно созревших. Вот еще одна причина, почему необходимо следить за весом перед началом полового созревания и в случае необходимости скорректировать диету.

В среде подростков обычно существует резкое разделение на группы в зависимости от роста, физической силы и развития мускулатуры. Поэтому рано развившиеся мальчики, как правило, пользуются уважением и даже восхищением своих ровесников. Такие подростки могут вырасти излишне самоуверенными и бесцеремонными. Если же добавляется обожание со стороны девочек, у ребят может выработаться не только пренебрежительное, а даже жестокое отношение к женщинам. В такой обстановке поблажки родителей только усугубляют ситуацию.

В школе высокие парни с мягким, покладистым характером часто играют роль «боксерской груши» - их вынуждают драться ровесники, неудовлетворенные своим маленьким ростом. Для высокого подростка, который вовсе не желает драться, это может стать настоящей трагедией. Не понимая неприятностей, связанных у его сверстников с маленьким ростом, он ошеломлен враждебностью (бессознательной), которую вызывает. Объясните своему вытянувшемуся сыну, что происходит, и научите найти контакт с ровесниками.

Проблемы роста

Подрастающий ребенок обычно крайне чувствителен. Можно понять родителей, которые иногда забывают об этом, видя перед собой всех и вся критикующего, нахального, углубленного только в себя подростка. Таким поведением ребенок пытается скрыть пороки и недостатки, которые сам в себе замечает. Смена настроения, в которой часто «виноваты» гормоны, вызвана обычно низкой самооценкой и недовольством собственным внешним видом.

Неприятие родительских советов и постоянная критика их образа жизни - признак естественного стремления к самостоятельности. Забвение признаваемых родителями ценностей - типичная для подростка попытка найти собственные критерии. Конечно, нельзя терпеть недопустимого поведения, но не следует забывать, что борьба подростка за собственную независимость имеет большое значение для его дальнейшей жизни.

Если у родителей были хорошие взаимоотношения с ребенком до начала его полового созревания, этот бурный период пройдет без особых неприятностей. Если же были конфликты, не следует медлить с обращением за профессиональной помощью. Подросток бессознательно ищет возмездия: почувствовав себя достаточно взрослым, чтобы отплатить за причиненные страдания в детстве, он захочет мстить всему свету.

Ранняя половая жизнь не очень полезна. С ней связано большое нервное напряжение: отсутствие места, соответствующей обстановки, страх перед неудачей, болезнями, беременностью, несчастной любовью, боязнь быть обнаруженным родителями. Это напряжение в подростковом возрасте считается главной причиной нарушения эякуляции в дальнейшем. Не всегда ранние половые связи заканчиваются неудачей, однако браки между подростками, вызванные нежелательной беременностью, испортили жизнь многим молодым людям.

Подростки все видят либо в белом, либо в черном цвете. Редко они способны различить оттенки цветов: не хватает опыта, чтобы принять других людей, особенно родителей, такими, каковы они есть на самом деле. Но как подростки, так и их родители должны с пониманием относиться друг к другу в этот сложный период.






 Классный руководитель: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,

  • отсутствие вредных привычек,

  • правильное питание,

  • альтруистическое отношение к людям,

  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

  Школа является важным источником информации в вопросах полового воспитания. В условиях класса, рядом со специалистами, учащиеся имеют возможность получить важную информацию и научиться пользоваться данной информацией в интересах своего собственного здоровья. Наряду с умственным развитием учеников мы развиваем эмоциональную сферу. Такие понятия, как любовь, радость, гнев, страх, ненависть, доверие, уважение, сексуальное влечение, трудно поддаются описанию, но являются важной частью полового воспитания и их необходимо учитывать. Любовь рассматривается как: труд, ответственность, уважение, понимание.

    Но нет никакого сомнения в том, что семья играет решающую роль в поднимаемых вопросах.(слайд 2) «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». А.С.Макаренко

 Большая часть этого воспитания осуществляется в неявной форме, возможно неосознанно, но это воспитание имеет место того. Иногда родителям не так легко обсуждать вопросы секса со своими детьми, как им бы этого хотелось. Им может не хватать знаний, им может мешать чувство неловкости, они могут опасаться, что подобные разговоры могут быть восприняты, как разрешение к началу половой жизни.(слайд3 )

Главнейшая цель полового воспитания формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношения полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении», -так считал

А.С. Макаренко

Молодые люди также могут испытывать трудности в обсуждении проблем секса. Они могут не знать с чего начать, они могут испытывать неловкость или чувствовать нерешительность родителей в обсуждении подобных вопросов, они могут опасаться, что попытка затронуть эту тему может заставить родителей сделать неверный вывод о том, что они уже живут половой жизнью.

    Независимо от характера причин, ограничивающих свободу общения родителей с детьми по этим вопросам, мы знаем, что в большинстве семей, несмотря на то, что семья является важным фактором в вопросах полового воспитания, родители решают эти проблемы не так успешно. И все же они должны это делать, хотя бы в силу той причины, что они могут стать главным источником информации и нравственных ценностей для своих детей.

 Отсутствие полноценного воспитания, истинной близости и взаимопонимания между родителями и детьми, контроля за информацией, получаемой ребенком посредством телевидения и компьютеров, привело к многократному росту случаев детской сексуальной распущенности и жестокости, принимающей иногда страшные формы. Происходит то самое стирание границ дозволенного: при сохраненном психическом здоровье дети не дают отчета своим поступкам, не способны объяснить мотивы и осознать тяжесть последствий содеянного. Критическим в этом плане становится пубертатный период.(слайд 4 ) Пубертатный период – важный, ответственный и нелёгкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности.

 Сегодня мы должны во весь голос говорить о роли семьи, об ответственности не только матерей, но и отцов. Давайте укреплять семью и говорить об ответственности родителей за воспитание своих детей. Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,

  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,

  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей



 Ролевая игра. Общение между родителями и детьми.

   Для участия в игре вызываются 4 человека. Им на голову надеваются бумажные ленты с написанными на них инструкциями. Все четверо усаживаются в круг. Каждый видит инструкции на лентах троих участников игры, за исключением своей. Суть игры в том, что с Вами обращаются в соответствии с инструкцией на Вашей ленте.

 Инструкция для первой части игры:

 - отмахивайтесь от меня;

 - перебивайте меня;

 - задавайте мне вопросы, но не слушайте моих ответов

 - не давайте мне говорить.

 Затем ленты меняются для второй части игры.

 Инструкция для второй части игры:

 - выслушайте меня внимательно;

 - не перебивайте меня;

 - задайте мне вопрос и выслушайте ответ;

 - дайте мне сказать.

 Психолог  просит проанализировать личные ощущения каждого во время беседы в 1-й раз и во 2-й.

 В какой части игры Вы чувствовали себя спокойно, комфортно? Почему?

 После выполнения второго задания разрешается посмотреть на поведенческие инструкции на лентах.

Обсуждение полученной информации. Рефлексия.

 Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.









Работа в группах. Проблемные ситуации. (психолог   предлагает родителям разделиться на 2-3 команды)

Как вы объясните сыну, что такое поллюции?

 

   А) непроизвольное семяизвержение

    Б) симптом заболевания

 2.   В какое время суток чаще бывают поллюции?

    А) ночью

    Б) днем

    В) в любое время

 3.   Стоит ли бояться поллюции?

    А) нет, это естественно

    Б) необходимо обратиться к врачу или родителям

    В) да, это очень опасно

 4.   Как вести себя при наступлении поллюции?

    А) заняться спортом

    Б) следить за чистотой белья

    В) сделать постель более жесткой

 5. Как вы объясните девочке, что такое менструация ?

    А) выход из организма лишней крови

    Б) ежемесячные кровяные выделения из матки у девушек и женщин

    В) естественное изменение в организме у девушки

    Г) признак, свидетельствующий, что организм девушки способен к оплодотворению

    Д) начало болезни

 6. Каким бывает менструальный цикл?

    А) через 15-16 дней

    Б) 21 день

    В) через 28 дней

 7. Длительность менструации

    А) 1-2 дня

    Б) 3-4 дня

    В) 10 дней

 

8. Что надо сделать, чтобы чувствовать себя комфортно в эти дни?

    А) носить особую одежду

    Б) следить за чистотой одежды и тела

    В) иметь удобные прокладки

    Г) не заниматься спортом

    Д) вести обычный образ жизни

 

Число вопросов может быть увеличено или заменено другими.

Проверка знаний .  Спрашивать у каждой группы их ответы. После опроса всех групп делается исправление ошибок, если были допущены.





Классный руководитель:

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством.

С 13-14 лет мальчишки становятся очень влюбчивыми. В отличии от девочек они более склонны к сексуальным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать о правильном отношении к девочкам, девушкам, женщинам. Это отношение закладывается в детстве, поддерживается и формируется всю жизнь, огромная роль здесь отводится личному примеру отца. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи пьяным, он невоспитан, и тогда сексуальные отношения для него никогда не станут чем-то светлым.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Найдите выход из следующей ситуации. Ситуации должны быть представлены на карточках или листах для каждого из группы.

1 группа.

Вы случайно увидели, .как ваш ребенок просматривает кинофильм откровенного содержания (порнопродукцию). Ваши действия? О чем заведете разговор?

2 группа.

Ваш сын ( дочь) обратились к Вам с вопросом: Можно ли делать аборт в 14-15 лет?

3 группа.

Вы случайно увидели в компьютере (телефоне) переписку своего сына (дочери) с представителем противоположного пола. Эта переписка  свидетельствует о том, что ваш ребенок вступил в половую жизнь или уже готов к этому .Ваши действия?





















2. Коллективное обсуждение. Нахождение правильных вариантов решения. Почему подростки ведут половые отношения в раннем возрасте?

Последствия ранних половых отношений.

 

Незапланированная беременность

  • беременность - огромный стресс и напряжение организма

  • возможны нарушение строения костей, вызванное недостатком кальция

  • особенно сильно проявляется токсикоз

  • развивается плацентарная недостаточность,

  • велика вероятность выкидыша

  • различные осложнения при родах могут привести к смерти матери

Нарушение здоровья:

  • венерические заболевания

  • раннее начало половой жизни влечет за собой два рода нарушений в организме подростка: на психологическом и физиологическом уровнях

  • для девушек, пожалуй, половые связи в раннем возрасте чаще всего осложняются беременностью

Проблемная ситуация: разрешать или запрещать??? (слайд10)

Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.

Взрослая позиция (слайд11)

Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми. На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8–9 лет.

Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.

Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, самое важное значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Очень важно также, как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь.

 Еще один вопрос, которого следует коснуться, — это просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографических фильмов (по кабельному телевидению или видеомагнитофону), а также чтение ими газет подобного содержания.
Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие мальчики, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые испытывают проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации.

Проблемная ситуация: разрешать или запрещать???

Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.

Взрослая позиция

Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми. На наших глазах происходит определенное «разоблачение» указанных тем, снятие запретов, табу. Подростки, действительно, много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофону, в кино видят немало сцен, которые в открытой или скрытой форме несут сексуальное содержание. С подростками необходимо разговаривать по этому поводу, причем достаточно рано. Работники служб «Телефон доверия» отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8–9 лет.

Особенно следует обратить внимание на случаи, когда подобный опыт прямо или косвенно демонстрируется подростком взрослому, что обычно является проявлением двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, стремлением доказать свою взрослость, «шокировать» взрослого, с другой — привычным ожиданием и даже требованием от взрослого помощи.

Когда же речь идет о раннем сексуальном опыте, в том числе и о раннем материнстве и отцовстве, то здесь, как правило, самое важное значение приобретает отношение подростка к случившемуся, его переживание этой ситуации. Очень важно также, как на это реагируют родители подростков, готовы ли они оказать им помощь.

 Еще один вопрос, которого следует коснуться, — это просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических или полупорнографических фильмов (по кабельному телевидению или видеомагнитофону), а также чтение ими газет подобного содержания.
Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие мальчики, устойчивое увлечение ими отмечается чаще всего у тех подростков, которые испытывают проблемы в этой сфере, у которых нет доступа к нормальным источникам получения подобной информации.



ІІІ. Практична работа. Тренинг.

1.Просмотр видеоролика «Когда девочка взрослеет» (есть 4 серии для разных возрастов). Обсуждение, как просмотреть и обсудить дома с ребенком полученную информацию.

2.Разбор предполагаемых вопросов для  обсуждения  с детьми. Как   им поступать в сложившихся ситуациях.

Моделирование. Если вам предлагают вступить в половую связь? Ваши действия?

  • если ты меня любишь, ты обязан(а) доказать это половой близостью;

  • ты мне нравишься, не более того, и я не хочу полового контакта;

  • я не в том возрасте, когда уже можно начинать половые отношения;

  • я боюсь забеременеть, и тогда ты откажешься от меня;

  • я еще недостаточно тебя знаю, хотя ты очень мне нравишься (с просьбой о половой близости могут обращаться и девочки тоже).

  • ІV. Подведение итогов.

  •  

  • Интервью для родителей:

  •  

  • 1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

  •  2. Какая часть вызвала особый интерес?

  •  3. Ваши пожелания на будущее.

  •  Главная задача родителей

  • Важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола. Очень важны разговоры со взрослым своего пола о смысле порнографической продукции.
    В заключение можно сказать, что главная задача взрослых в этот период — сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы.

  • Советы родителям

  • Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:

  • 1)Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости.

  • 2) Атмосфера искренности.

  • 3) Разъяснение. Воздействие словом.

  • 4). Избегайте упреков и насмешек.

  • 5) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений.

  •  

  • Решение собрания:  провести с детьми беседы о половом созревании, поведении.Просмотреть совместно с девочками предложенные ролики, обсудить их.

  • Рекомендации родителям

  •  Помните,

  •            что каждый подросток          

  •    несёт в себе огромную мудрость,    

  •        постарайтесь познать эту  

  •     мудрость и использовать её для

  •        взаимного духовного роста


Классный руководитель: Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношение к вам. Но предупрежден - значит вооружен. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения.


Приложение 1


 

Советы психологов,

  • которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола

  • 1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

  • 2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго - ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

  • 3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

  • 4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

  • 5. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

  • 6. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.

  • 7. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка.

  • 8. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: "Ты еще слишком мал, чтобы понять это". Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.

  • 9. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.

  • 10. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

  •  Приложение 2

  • Анкета «Хорошие ли вы родители?»

    На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». Итак:
    1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
    2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
    3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
    4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
    5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
    6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
    7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
    8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 

  • 9. Вы слишком сильно переживаете, неприятности или неудачи вашего ребенка.
    10. Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
    11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
    12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
    13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
    14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
    15. У вас конфликты с собственным ребенком. 

  • Подсчет результатов.

  • За каждый ответ «да» на вопросы: 2,4,6,8,10,12,14, а также «нет» на вопросы: 1,3,5,7,9,11,13,15 получается по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
     

  • 100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники и решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. 

50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
 

0-49 очков. Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


Классный руководитель: Сегодня мы попытались ввести вас в круг проблем, которые, возможно, пока не имеют отношение к вам. Но предупрежден - значит вооружен. Если вам случится когда-нибудь столкнуться с той проблемой, о которой мы сегодня рассуждали, вы, по крайней мере, будете знать ее истоки и пути разрешения.








 

 

 























 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Белогура Анна Викторовна

Дата: 05.12.2019

Номер свидетельства: 530361


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства