Просмотр содержимого документа
«Разработка программы летнего лагеря "Росинка"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Борское
муниципального образования «Гвардейский район»
Калининградской области
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
«РОСИНКА»
1. Пояснительная записка
Лето– наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето – всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.
Предшкольный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Пришкольный лагерь экологического направления “Росинка” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.
Программа «РОСИНКА» предусматривает: нестандартную организацию смен, максимальное включение ролевых игр. По своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Все учащиеся школы объединены в отряды по возрастам.
I отряд –предшкольный класс -1классы.
II отряд –2,3,4, 5, 6, 7 классы.
III отряд – 8-10 класс.
I отряд – «Почемучки». Основное направление деятельности – познание окружающего мира через привитие детям любви к прекрасному. (Художественно- эстетическое направление).
II отряд – «Эколог». Основное направление деятельности – экологическая работа. (Экологическое направление).
III отряд – «Вожатый». Основное направление деятельности – вожатская работа.
Каждый отряд имеет свое название, герб и девиз, которые отражают направление его деятельности.
У каждого отряда есть вожатые, которые являются советниками.
Каждый день лагерной смены начинается с линейки, на которой подводятся итоги прошлого дня и строятся планы на ближайшее время.
Каждый день в лагере проходит одно общелагерное мероприятие. Ответственными за него являются вожатые, но привлекаются к организации и проведению учащиеся.
При планировании общелагерных мероприятий на первое место ставится инициатива ребят и их интересы.
В течение дня отводится время каждому отряду на отрядные дела, согласно их плану. Кроме этого отряды могут панировать мероприятия на целый день (походы, экскурсии, встречи и т. д.).
Летний отдых детей должен быть насыщенным, полным событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг и игры должны побуждать подростков к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях сельской местности;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период летних каникул.
2.Цели и задачи программы:
Цель программы - расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи программы:
-воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
- воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности;
-выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
-приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
-развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
3. Условия реализации программы.
Основное условие реализации программы: проведение мероприятий по решению поставленных задач.
Для успешной реализации программы нужно:
-педагоги в качестве помощников и консультантов для решения поставленных задач.
-столовая для осуществления здорового питания;
-повар для приготовления пищи; ответственный за организацию питания и доставку продуктов;
-уборщица для поддержания чистоты;
-здание школы и пришкольный участок для отдыха;
-фотоаппарат, канцелярские принадлежности; компьютеры для оформления творческих работ; призы для поощрения;
-спортивный инвентарь для проведения спортивных мероприятий;
-методическая литература для проведения мероприятий;
-знания, умения и навыки поведения в природе.
4. Участники проекта
Летний лагерь является лагерем с дневным пребыванием для учащихся предшкольный класс -10-х классов в помещениях МБОУ СОШ пос. Борское МО «Гвардейский район». Лагерь работает после окончания учебного года в июне месяце. В лагерь принимаются дети по их желанию. Обеспечивается двухразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 21 дня. В программе особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ;
-Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197 – ФЗ;
- Об учреждения порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
- Закон Калининградской области № 196 от 25 ноября 2002 г. Приказ № 46 от 21 февраля 2011 г. «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Калининградской области».
5. Сведения об участниках проекта
Почемучки
Экологи
Вожатые
Состоят на внутри
школьном
учете
Состоят на учете ПДН
В трудной жизненной ситуации
20
55
10
8
1
3
6. Этапы и сроки реализации программы.
1 этап – организационный.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
В этот период происходит знакомство с лагерем, идет открытие смены, знакомство с проектом, составление плана действий, проведение и реализация программ направленных на сплочение коллектива, формируется орган соуправления, благоустраиваются лагерные помещения и территории.
Основные составляющие организационного периода: создать у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помочь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; ознакомить с правилами и законами жизни в лагере.
Задачи этапа:
выявить интересы, склонности и способности детей;
мотивировать на игровое взаимодействие.
2 этап – основной этап проходит под девизом:
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Задачи этапа:
проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая природу родного края и социум;
создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области истории; географии, экологии и краеведения;
учить учиться;
обеспечить полноценный отдых детей.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования, социометрия и диагностика.
3 этап – заключительный.
Лети-лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по - нашему, вели….
Задачи этапа:
рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
обобщение и демонстрация исследовательских работ
7. Методы и формы работы.
- тематические экскурсии; - познавательные игры и викторины; - спортивные игры и соревнования; - беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов; - занятия на природе; - изготовление поделок, гербариев, выпуск газет, листовок;
План мероприятий.
Список мероприятий
Сроки
Исполнители
Участники
Воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей
-Торжественная линейка.
-Праздник лета (Открытие лагерной смены).
-Знакомство с законами лагеря «Росинка»
июнь
начальник лагеря
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Создание атрибутов (герб, девиз) отрядов.
- Защита атрибутов отрядами.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Экологическая сказка «В гостях у Берендея». -Конкурс экологических плакатов «Мы рисуем лес». -Подвижные игры на свежем воздухе.
июнь
воспитатели
вожатые
библиотекарь
учащиеся
-Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».
-Экскурсия в питомник пос. Калинково.
- Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.
- Конкурс гербарий, рисунков, подделок.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
«Друзья природы» - праздник посвящения в друзей природы.
июнь
начальник лагеря
воспитатели
вожатые
учащиеся
2.Воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности
Экологический десант «Родничок»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
- Минутки здоровья «Зеленая аптечка».
-« В согласии с природой»- КВН
- СOС-составление жалобной книги природы.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
Экологический десант «Муравейник»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Просмотр презентации «Лекарственные растения» -Экскурсия в лес. Сбор материала для гербариев.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Музыкальная программа «Как поет природа».
-Экологическая игра «Мы - друзья леса».
-Конкурс экологических листовок.
июнь
воспитатели
вожатые
начальник лагеря
учащиеся
3.Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии
-Беседа «Земля - наш общий дом».
-Исследовательская работа «Изучение экологического состояния улиц населённого пункта». -Весёлые старты.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Бал цветов.
-Игра «Познакомимся с деревом», подвижные игры.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-«Вода в нашей жизни»: Экологический десант на водоёмы села. -Исследовательская работа: «Вода в нашей жизни». -Минутки здоровья «Советы доктора Воды»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
4.Приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек
Борские олимпийские игры 2014.
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Работа на пришкольном участке.
-Минутка здоровья
«Солнечный ожог». Первая помощь при ожоге
-Сказочный калейдоскоп. КВН по сказкам о природе.
июнь
воспитатели
вожатые
фельдшер
библиотекарь
учащиеся
-Минутки здоровья «Как закаляться»
-Спортивные состязания «Богатырские потехи»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
5. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся
-Поездка на «Куршскую косу» - экологический десант.
- Творческий отчет о поездке
июнь
воспитатели
вожатые
начальник лагеря
учащиеся
-«Поле чудес»
экологическая игра.
-Конкурс поделок «Мое самое любимое растение, животное»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
-Праздник «Русской березки»
июнь
воспитатели
вожатые
учащиеся
«До свидания, лагерь»- торжественная линейка с подведением итогов.
- Просмотр презентации «Как мы отдыхали»
июнь
начальник лагеря
воспитатели
вожатые
учащиеся
8. Организаторы и соорганизаторы проекта.
9. Кадровое обеспечение программы.
№
Ф.И.О.
Должность
Основная специальность
Образование
Квалифи-кационная категория
1.
Крюкова Людмила Анатольевна
начальник лагеря
учитель географии
высшее
высшая
2.
Бохан Наталия Васильевна
воспитатель
учитель начальных классов
среднее специальное
первая
3.
Суслова Ирина Николаевна
воспитатель
учитель
начальных классов
среднее специальное
соответствие
4.
Болгарь Татьяна Алексеевна
воспитатель
учитель
начальных классов
высшее
первая
5.
Титова Светлана Анатольевна
воспитатель
учитель
начальных классов
высшее
соответствие
12. Предполагаемые результаты.
1. Повышение уровня экологической культуры. 2. Укрепление и здоровья детей.
3. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
4. Приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек. 5. Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии.
6. Развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей.
7.Выработка рекомендаций для родителей и педагогов по проблеме оздоровления в летний период.
13. Критерии оценки
Опрос, анкетирование детей об участии в экологических акциях
Отзывы родителей
доля участия детей в итоговых, финальных мероприятиях
активность участия в исследовательской деятельности в учебное время