Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа с презентацией " Лучик солнца-доброта"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Воронокская средняя общеобразовательная школа »
Тема:"Лучик солнца – доброта"
Курбан Елена Михайловна
учитель начальных классов,
2021г.
Цели и задачи:
Цель классного часа:
Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках и расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи классного часа:
-учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
-воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
-развивать творческие возможности детей.
Планируемые результаты
Личностные:
- развитие доброжелательности
- внимательности к людям готовность к дружбе
- оказание помощи тем, кто в ней нуждается
Метапредметные:
-высказывать свое предположение
-слушать и понимать речь других
-уметь оформлять свои мысли в устной форме
Средства обучения:
Компьютер, интерактивная доска.
Оборудование: презентация к классному часу, 3 конверта для команд с пословицами, бумажная кукла, дерево «доброты» словарь Ожегова, картинки
Ход классного часа
Организационный момент
Мотивация
(Взявшись за руки)
Когда вы добры – вы красивы,
Когда вы красивы – вас любят,
Когда вас любят – вы счастливы,
Когда вы счастливы – вы добры.
Давайте начнем нашу встречу с капли тепла и добра, которое подарим друг другу. ( дети сжимают ладошку друг друга - импульс проходит круг)
- Ребята, я сейчас вам прочитаю сказку, а вы подумайте, о чем мы будем рассуждать сегодня.
«Добрый мальчик» В. Брэйэр
Один мальчик пришел в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шел с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто - то недобрый стреляет в птиц, и позвал;
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дому?
- А вы три рубля дадите?- спросил мальчишка. Тогда доведу.
- У меня только рубль ….- растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дому.
-Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух;
-Бедный старик. И какой добрый мальчик. Наверно его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик: он покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед слепой старик.
А мальчик еще сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (ему было стыдно). А как его называли прохожие? (добрый)
А был ли он на самом деле добрым? (нет, т.к. просил 3 рубля за свое доброе дело?)
А есть надежда, что он станет добрым? (да Мальчик покраснел, ему стало стыдно, он задумался)
Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести беседу? (о доброте).
Слайд 1
II Самоопределение к деятельности (Дети определяют тему (Доброта)
Намечают план изучения темы
(узнаем что такое доброта, добрые поступки)
-Какое странное слово «доброта». Как вы понимаете это слово? Что значит быть добрым?
(ответы детей)
(слайд №2) В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется так: "Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
Помогать сегодня нам будет солнышко. Оно посылает нам волшебные лучики и делает нас внимательными, ласковыми, вежливыми и добрыми.
Открываю доску, на нем рисунок грустного солнышка – на лучах слова: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость
-Ребята, что- то не так с нашим помощником, почему оно грустит?
-Давайте поможем ему стать снова веселым. Давайте подберем слова противоположные тем, что написаны на лучиках.
(Дети подбирают слова противоположные по смыслу тем, что написаны на лучиках грубый-ласковый, злой-добрый, жадный-щедрый, грустный-веселый, обман-правда, жестокость-нежность) переворачивает лучики солнца, солнышко становится веселым.
Каждый из вас обладает частичкой этого солнышка, следовательно, вы должны обладать этими качествами.
- Какой человек может быть добрым? ( Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
III Основной этап
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный- добрый и мягкий по характеру, незлобный
добросовестный- честно выполняющий свои обязанности
Учитель: Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Настя (кукла, вырезанная из бумаги). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу вас помочь мне. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь и ссоритесь. Обижая друг друга, даже словом, мы причиняем боль. Вы будете говорить Насте что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученица называет обидные слова, учитель загибает края куклы)
Учитель: Посмотрите на куклу, изменилась она? Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть куклу, попросить прощения, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
(Дети по очереди называют слова)
- Ребята, а сейчас посмотрите на Настю, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале разговора? Почему?
Попытаемся сделать вывод: боль остаётся в душе ещё очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить. Русский учёный Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить». Слово имеет очень важное значение в жизни человека.
-Скажите, а было ли у вам когда-нибудь стыдно за ваши поступки (чёрный и белый лист)
Игра "Микрофон" -Смотрите, он не простой он волшебный. Возьмите его и расскажите, какие добрые дела по отношению друг к другу вы делали.
(Учитель начинает по кругу передавать, ребята вспоминают добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты… -мне вчера помог донести портфель; - мне дала свой карандаш; -ты помогла убрать клеенку после урока труд и т. д. ) - Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили. - Что чувствовали, когда вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление). -Давайте поразмышляем, что значит быть добрым человеком, как вы считаете?
-добрый человек совершает добрые поступки;
-старается всем помочь; заботится о других; приносит пользу окружающим и самому себе;
- А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)
Добру нужно учиться у других людей, чтобы на земле было меньше зла, чтобы тебя уважали.
- Ребята! Добрые слова дарят людям хорошее настроение и создают атмосферу добра.
- Ещё издавна люди стремились к добру И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
Ребята работают в группах
- «Город пословиц». (слайд №4)
-Прогуляемся по городу. Перед нами волшебное дерево, нет листочков (дерево нарисовано на ватмане)
Дети собирают пословицы. (1 группа)
Злое слово ранит, а доброе лечит. (1 группа)
Добрые дела красят человека. (2 группа)
Жизнь дана на добрые дела (3 группа)
Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
«Мастерская сказок». (слайд №12)
- Ребята, а в каких произведениях чаще всего добро противостоит злу?
(в сказках)
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
-И поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?”. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Прочитайте их, найдите ошибки, подумайте и скажите, в чем дети были не правы?
(Инсценирование ситуация по группам)
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям "Здравствуйте!")
- Как вы думаете, что такое ЗЛО? (Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.)
- Как можно победить зло? (Добрыми делами.)
- Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце.
Будьте добрым людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла!
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми
слайд 6
Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим.
*Совершайте хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
*Любите людей знакомых и не знакомых, не обижайте их.
*Призывайте окружающих хорошо относиться друг к другу.
*Делайте добро для близких и друзей.
*Не завидуйте!
*Не вредничайте!
*Не грубите.
Рефлексия (под песню Дорогою добра )
Итог
Я хочу, чтобы вы встали поближе друг к другу, взялись за руки, закрыли глаза и почувствовали тепло и доброту, которые согревают ваши сердца. Откройте глаза, протяните ладони вперед. Я хочу, чтобы мы в заключение собрали воедино все наши добрые дела, мысли и поступки. Я дарю вам свою любовь, тепло и доброту. Прими его Алена, добавь своё и передай остальным.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой!" "А ты как его зовешь?" - спросила мама. - "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!"