kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка классного часа по поликультурному воспитанию на тему: «Культура народов Донбасса ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и углубить знания, полученные при  ознакомлении с культурой, самобытностью, фольклором народов, проживающих на территории  Донбасса.

Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, способствовать повышению уверенности в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа по поликультурному воспитанию на тему: «Культура народов Донбасса ».»

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Саханская школа»

Администрации Новоазовского района ДНР





Разработка классного  часа

по поликультурному  воспитанию

на тему:

«Культура народов Донбасса ».

Учитель начальных классов : Михель Марина Валериевна.





















с. Саханка

2018г.

Классный час в 3 классе : « Культура народов Донбасса.»



Учитель :Михель М.В.



Цель:

Обобщить и углубить знания, полученные при ознакомлении с культурой народов Донбасса.



Задачи:

Формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов, проживающих на территории Донбасса.



Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитывать у школьников любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов, способствовать повышению уверенности в себе.



Оборудование :

мультимедийный проектор, ноутбук, доска, электронная презентация, фонограмма с записью музыки русского, татарского,украинского, греческого, немецкого, еврейского народов, элементы национальных костюмов (русский, татарский, украинский, греческий, немецкий,еврейский ), выставка рисунков орнамента народов Донбасса, национальные блюда Народов Донбасса, карточки с числами 1, 2, 3, пазлы для «сердца» и народных орнаментов.



Ход классного часа:



Организационно - психологический момент «Улыбка» -2 мин.

Ознакомление детей с темой классного часа, постановка цели-3 мин.

Выступления детей на закрепление полученных знаний-9 мин.

Выявление уровня знаний детей и сравнительный анализ по данной теме:

-Практическое задание (работа в парах) «Собери орнамент»-4 мин

Физкультминутка - подвижная игра -5 мин.

-Викторина по сказкам-7 мин.

-Игра «Сердце доброты»-5мин.

5.Подведение итогов, выводы (рефлексия)- 5 мин.



                     

                                       

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы окунёмся в культуру народов Донбасса. В этом году мы с вами начали ознакомление с народами Донбасса. На классных часах, в музее вы знакомились с традициями, историей, культурой, бытом народов, проживающих на территории Донбасса. Мы с вами разучивали игры, читали сказки, рисовали жилища этих народов. Как вы думаете у этих народов есть что-то общее? Давайте сегодня сравним эти народы.

Сначала вспомним, почему эту территорию называют Донбассом? Где она расположена? (выходит один ученик и показывает по карте)

Ученик 1: Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В широком смысле Донбассом (Большой Донбасс) называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу вдоль украинской границы Ростовской области РФ с городами Шахты и Миллерово. Но обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух украинских областей с населением в 8 миллионов человек (Малый Донбасс).

В настоящее время северная половина Донецкой и южная половина Луганской областей, тесно связанные между собой.

Основным богатством края является каменный уголь. Именно уголь, который вплоть до середины XX века именовался «хлебом промышленности», радикально изменил этот край, превратив его в один из важнейших промышленных центров России. обитаемым этот край был с глубокой древности, и в состав России вошел еще в XVII столетии, но по-настоящему всероссийское и мировое хозяйственное значение приобрел значительно позднее.

Для многих обитавших в крае народов донецкие степи были лишь местом пастбищного животноводства с отдельными очагами земледелия. Донецкие степи стояли на пути переселений народов и были открыты всем ветрам. Неудивительно, что через степи прошли скифы, сарматы, гунны, готы, аланы, хазары, печенеги и половцы, оставившие здесь немалые следы своей материальной культуры.

С VIII века в крае начинают преобладать славяне, особенно племя северян. От северян остались названия реки Северский Донец, города Новгород-Северский (где княжил Игорь, воспетый в «Слове о полку Игореве»).

В районе нынешнего города Славянск находилась ставка хана Кончака. Именно на территории нынешней Донецкой области произошла битва на реке Каяле в 1185 году, когда потерпел поражение и попал в плен к половцам князь Игорь. На реке Калке, ныне Кальчик, притоке Кальмиуса, в 1223 году произошла первая битва русских князей с монголами.С этого времени и вплоть до эпохи XVII века хозяевами края были татары.

На Донбассе жили: украинцы , русские , белорусы   а так же, греки , немцы , евреи , татары .

Ведущий: .Сегодня ребята продемонстрируют нам элементы национальной одежды и напомнят нам о народах. А вы внимательно слушайте и смотрите т.к. после выступления мы сравним эти народы.

Ученица 2: У каждого народа принято при встрече приветствовать друг друга. Здравствуйте, я вам расскажу о национальных особенностях донбасского народа.

1 уч – «Здравствуйте!»-русские.(выступление)

2уч – «Добридень!»  - украинцы.(выступление)

3 уч - «Исэнмесез» -татары.(выступление)

4 уч- «Ясас»-греки.(выступление)

5 уч- «Шалом»- евреи.(выступление)

--- Предлагаю сравнить эти народы, что-то общее вы заметили в национальной одежде, обуви, кухни, праздниках народов?

Ведущая: На уроках рисования мы знакомились с особенностями национальных орнаментов, многие из них мы рисовали. Составьте из пазл на вашем столе орнамент и определите к какому народу он относиться, докажите. (ученики составляют). А здесь есть сходства и какие?

Чтобы вышивать такие орнаменты требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А после работы играли в разные игры. Какие игры народов Донбасса вы знаете? «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть, например, в татарскую народную игру «Тимербай».

Ведущий: Какую игру вам напомнили эти движения?



Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.

Возьмите веера, правильный ответ показывайте числом 1, 2, 3.

К кому обращалась мама со словами: «Скажи им, подружка, чтобы ко мне поспешили»?

К бабушке.
2.К дочке.
3. К белочке.

Какое наследство оставил отец трём сыновьям ?

1Три сундука золота.
2.Три поля.
3. Три совета.

Сколько лап стёрла собака?

1. Четыре.
2.Одну.
3.Две.

Кто утопил лодку у мышки ?

1.Лиса.
2. Медведь.
3.Сорока.

За кого вышла замуж красавица из сундука?

За лекаря.
2. За Ермека.
3. За пастуха.



Ведущий: Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказки.Какие сказки на ваш взгляд схожи друг с другом? Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. Сказки разных народов похожи между собой? Сказок много есть на свете, все их очень любят дети. А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию)



(выходят 6 учеников рассказывают стих о дружбе)

1 ученик: Народы Донбасса объединяет любовь к своим истокам, традициям ,к своей малой родине.

2 ученик: В единстве сила каждого народа,

Всегда равняйте на него судьбу,

3 ученик: Куда бы вас не привела дорога

Не забывайте Родину свою!

 Игра “Сердце доброты”

Ведущий: И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

(Дети складывают “пазлы” на доске, получается большое сердце.)

Ведущий: Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе.
Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Ведущий: Ребята, чем мы сегодня занимались на классном часе?(выясняли что общего у разных народов Донбасса .Так какой вывод можно сделать?(Что у нас много похожего и делить нам нечего, и родина у нас одна, надо уважать культуру других народов) .

Ученик :У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Вот и мы от чистого сердца хотим угостить вас национальными блюдами, которые мы приготовили со своими родителями.

Просим всех к столу! Приятного аппетита!

 (Под русскую народную  музыку    разносятся угощения участникам и гостям.)





Приложение.





Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение.. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.







Украинский национальный костюм








Еврейский орнамент

Сумка для таллита (1870 г., шелк)



Костюм в Германии подразделялся на 2 вида: трахтен (женский и мужской) и дирндль (только женский). Название дирндль произошло от немецкого наименования женской прислуги и исторически связано с одеждой альпийских крестьянок. Название трахт обозначает традиционный костюм на территории Германии, Австрии и Лихтенштейна. Основой его являются льняные ткани с большим количеством вышивки, в некоторых областях его украшают бисером, что является признаком богатства обладательницы. В старину трахтен входил в приданое немецких невест, иногда его надевали на свадьбу. Одна из его отличительных деталей — широкий белый фартук и большие бусины на груди в женском костюме.













Орнаменты и символы в крымско-татарской вышивке

Цветовая гамма состоит прежде всего из нежных цветов: розово-зеленый, сине-желтыйВ целом же, все орнаменты можно разделить на шесть групп: растительные, геометрические, архитектурные, зооморфные, эпиграфические и смешанные. Некоторые также отдельно выделяют астральные тела и посуду (вазы с цветами и фруктами). И хотя символика орнаментов удивительно разнообразна, все же крымско-татарская вышивка имеет ярко выраженную растительную направленность. Зооморфные и архитектурные мотивы часто выступают в симбиозе с цветами, деревьями, плодами, характерными исключительно для природы Крымского полуострова.



Конечно, огромную духовную силу несут в себе изображения-символы. Так, в основе рисунка нередко располагается треугольник – оберег, который может быть изображен в виде трех листьев или треугольной вазы. Популярен и традиционный образ «древа жизни», сильное разветвление ветвей служит пожеланием большого потомства крымско-татарской семье. Образ петуха обозначает победу добра над злом.



Татарский костюм прошёл через века и является уникальным артефактом, по которому можно судить об обычаях и традициях этого народа.








7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михель Марина Валериевна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства