3. Воспитывать чувство сопереживания природе, чувство ответственности за поступки людей по отношению к Земле, воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
Оборудование: мультимедийная презентация, листы с заданиями для каждого ребёнка, цветные листы для коллективного коллажа, стихи русских поэтов по теме, музыкальное оформление.
Экологическая компетентность современного человека является одним из важнейших условий реализации гуманитарной стратегии решения глобальных экологических проблем и устойчивого развития цивилизации. Высшая цель современного образования согласно государственным образовательным стандартам – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Казахстан, принимающий судьбу государства как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достичь этой цели возможно в контексте решения задач экологического образования , начиная с раннего детства. Особая ответственность в формировании экологической культуры личности лежит на педагоге начального этапа школьного образования. Стандарт в качестве результатов экологического воспитания младших школьников выделяет: - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни; - понимание активной роли человека в природе; - ценностное отношение к природе и всем формам жизни; - элементарный опыт природоохранительной деятельности; - бережное отношение к растениям и животным. Таким образом, разработанный классный час является частью экологического образования как приоритетного направления работы современной школы.
Ход классного часа:
I Орг момент.
Звучит песня «Притяжение Земли» ( муз. Д. Тухманова).
Ребята входят в класс, рассаживаются за парты.
II Основная часть урока.
Определение темы занятия. Знакомство с теоретическим материалом.
- Сегодня на занятии речь пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вами, о нашем отношении к Природе.
- Ребята, мы много говорим об охране природы.
Для кого мы охраняем природу? (Для человека)
От кого мы охраняем природу? ( От человека)
- В последнее время мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать?
(Звучит стихотворение Р. Рождественского в исполнении подготовленного ученика) Кромсаем лед, Меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы еще придем просить прощения У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота, Сейчас нам не до этого. Пока. Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.
- Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу. А обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.
- Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не прийдёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.
- В общепланетном доме люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. И сегодня перед людьми стоит задача сохранить природные богатства для будущих поколений. Поэтому был создан специальный экологический календарь, включающий в себя особые дни.
16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли
20 марта
День леса
25 сентября
День моря
4 сентября
День защиты животных
22 марта
Всемирный день воды
1 апреля
День птиц
22 апреля
День Земли
5 июня
День охраны окружающей среды
17 июня
День борьбы с опустыниванием и засухой
В апреле отмечается праздник, который знают во всём мире – День Земли. Как возникла идея – отмечать этот день, как особенный?
- Я хочу познакомить вас с символами Дня Земли, которые известны во всём мире:
(слайд : Символ, флаг, колокол Мира)
22 апреля 1989 года вблизи небольшого американского городка Санта Барбара произошёл разрыв нефтепровода. В ликвидации последствий этого экологического бедствия приняло участие всё население городка и многие добровольцы из других городов Америки. Известный американский учёный-эколого профессор Денис Хейс обратился к мировой общественности с призывом отмечать, начиная с 1990 г., 22 апреля «День Земли» и вносить в этот день свой посильный вклад в облагораживание и благоустройство территорий родной планеты и природных памятников.
Стихотворение читает подготовленный ученик:
Природа нас окружила дивной своей красотой.
Природа нам подарила воздух лесной и степной.
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.
- Природа – самое дорогое, что есть на нашей планете, а человек – это маленькая часть этой природы. Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается всё хуже год от года. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения 70% населения нашей планеты дышат воздухом, вредным для здоровья. Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
Практическая часть занятия
- А теперь я предлагаю вам пройти несколько испытаний, чтобы доказать, что вы любите и знаете природу и готовы прийти к ней на помощь.
Конкурс эрудитов:
Что в переводе означает экология:
А) наука о доме;
В) наука о природе.
2. Какое растение называют сосной сибирской:
А) лиственницу;
В) кедр.
3. Кит – это:
А) рыба;
В) млекопитающее.
4. Название «адмирал» носит:
А) жук;
В) бабочка.
5. С какой стороны дерева растёт мох:
А) с северной;
В) с южной.
6. Сколько пар ног у паука:
А) три;
В) четыре.
7. На стволе берёзы растёт гриб:
А) чага;
В) подберёзовик.
8. Какой газ используют для дыхания все живые существа:
А) кислород;
В) углекислый газ.
Конкурс «Лесная аптека»
Задание 1 Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом. (Подорожник)
Задание 2 У мальчика Миши болит горло. Порекомендуйте ему лечение.
Задание 3 У ребёнка простуда, сильный кашель. Что вы посоветуете его маме? Что поможет вылечить кашель?
Конкурс «Бюро прогнозов»
А: хорошая погода
В: плохая погода
Пчёлы сидят в улье и громко гудят;
Ласточки и стрижи летают высоко;
Воробьи купаются в пыли;
Благоухают цветы сирени, жасмина, акации;
Раскрыты цветы кувшинки;
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик;
Поздно вечером трещат кузнечики;
Крот нагребает высокие холмики;
Паук усиленно плетёт паутину;
Голуби разворковались
А) 2, 5, 6, 8, 10, 11 В) 1, 3, 4, 7, 9
Конкурс «Цветочный калейдоскоп» ( на доске прикрепляются фотографии цветов)
Ландыш
В рассветный час, сырой и сумрачный,
Когда роса во тьме блестит,
Горят фарфоровые люстрочки.
Да так, что глаз не отвести.
Пастушья сумка
Много беленьких цветочков по 4 лепестка.
Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.
Тысячелистник
Тысяча долек в зелёном листе.
Белых цветочков в корзинке не счесть.
Ромашка
Нарядные платьица. Жёлтые брошки.
Ни пятнышка нет на красивой одёжке.
Шиповник
Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь.
Шипами огорожен я, об этом не забудь.
Дуб
Он раскидист и могуч.
Головой коснулся туч.
Черёмуха
Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись,
Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
Берёза
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Прилетели сестрицы
Сели на косицы.
Ель
Её всегда в лесу найдёшь,
Стоит колючая как ёж.
(По результатам конкурса определяется лучший знаток природы)
III Заключение . Посадка растения. Выполнение коллективного коллажа.
- Вы показали неплохие знания природы. Ребятам, продемонстрировавшим лучшие знания, предоставляется замечательная возможность – посадить комнатное растение, которое будет украшать наш класс.
- Остальные ребята, посмотрите, у вас вас на столах лежат листочки бумаги. Обведите ваши ладошки и напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.
(Дети прикрепляют вырезанные ладошки с надписями на плакат на доске. Звучит мелодия «Счастливые дни на зелёном холме)»
- Итак, посмотрим, как же каждый из нас может сохранить Землю. (Чтение высказываний детей на коллаже)
Ученик читает стихотворение:
Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счёт будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
- Вот мы и перелистнули очередную страницу книги знаний о природе. Каждый человек, живущий на планете Земля, должен помнить, что все мы являемся частью природы. А в природе всё взаимосвязано. Каждый из нас сегодня предложил свою «щепотку» добра для сохранения природы.