4. Упражнять в совместной командной деятельности (прислушиваться к мнению товарищей, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным)
Форма организации детей: подгрупповая.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?».
2. Беседы о различных явлениях живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций, журналов, энциклопедий по теме.
3. Чтение познавательной литературы о животных и птицах.
Оборудование: разноцветные конверты с вопросами; юла со стрелкой; черный ящик с заданием (материал для экспериментирования: снег, блюдце, стакан, шарф, картинки с изображение полезных и вредных продуктов, животных и их следов, природные явления в зимнее время, картинки лекарственных растений).
Правила игры:
На столе лежит круг, разделенный на 15 секторов. Конверты с заданиями лежат по кругу. Педагог крутит волчок, стрелка которого указывает на конверт с заданием. Отвечает тот ребенок, у которого на медальоне такая же фигура, что и на конверте. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. Если дети затрудняются – им помогает воспитатель.
Ход
Педагог. Много тайн и загадок скрывает от нас природа зимой. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому мы знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ? », «ОТЧЕГО? », «КУДА? », «ЧТО? », и «ЗАЧЕМ? ». Итак - внимание! Начинаем игру «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Педагог облачается в образ магистра (надевает мантию и конфедератку). Приглашает детей занять свои места у игрового стола.
У меня на столе лежат по кругу конверты с заданиями, которые прислали герои сказок, лесные жители. Отвечать на вопрос будет тот из вас, у кого из вас такая же фигура, что и на конверте. Если кто-то затрудняется ответить, то ему может помочь другой. Для этого я вам предлагаю вспомнить все о жизни животных, птиц, различных явлениях природы зимой.
Спешите выиграть! Желаю вам успеха!
Игра начинается.
Педагог вращает волчок. Когда волчок останавливается, стрелка указывает на конверт. Отвечает на вопрос тот ребенок, у которого на медальоне такая же фигура, что и на конверте.
1. Конверт с заданием нам прислал Охотник.
-Зимой в лесу на снегу можно увидеть очень много разных следов. Кто же эти следы оставил на снегу?
Ответ: Следы оставляют животные и птицы, живущие в лесу. И вот вам задание: на карточках нарисованы следы животных, которые обитают в лесах, а вам надо найти животное, которому они принадлежат.
Волчий след похож на собачий. Волк идёт таким образом, что каждый раз в след правой ноги ступает левою заднею и наоборот, так что следы тянутся лентою; если волков несколько, то следующие за первым идут след в след, от чего получается впечатление, что прошёл только один зверь.
Лисица не делает троп: постоянно вступает очень аккуратно в прежние свои следы.
След рыси похож на след кошки, причём когти видны только в случае самого быстрого бега.
След кабана очень сходен со следом домашней свиньи, только относительно больше и резче его.
Интересно, что перед тем, как залечь, заяц начинает делать петли, т. е. закругляет свой ход, снова пересекая свой след, причём следы бывают наложены один на другой. Весь отметившийся на снегу за ночь путь зайца, начиная от места, где он дневал, до места, где он кормился и обратно на лёжку – называется маликом.
Легко и просто разобрать и запомнить белки почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду играет. Короткими передними лапками обопрется, длинные задние далеко вперед вынесет, широко расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних лап след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами.
Педагог: ребята, интересно, а чьих следов мы не увидим в зимнем лесу?
Дети: мы не увидим барсучьих, медвежьих следов. Эти звери зимой спят.
2. Конверт с заданием от Машеньки.
- Ребята, ответьте мне на вопрос: что происходит с деревьями и кустами в зимнее время?
Ответ: Зимой деревья не питаются, не растут, погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь им необходимых. От холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает из деревьев ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
3. Конверт с заданием от Лесных жителей.
- Правда ли что медведь сосет лапу зимой, и это помогает ему пережить зимнюю бескормицу?
Ответ: Медведь во время сна принимает позу «калачика»: задние лапы поджаты, передние закрывают морду. Зимой, когда медведь спит, под старым слоем огрубевшей кожи продолжает расти новая кожа. Медведю это причиняет определенные неудобства, поэтому он и скусывает грубую отслоившуюся корку, чтобы унять зуд.
4. Конверт с заданием от Незнайки
- Почему снег скрипит (хрустит) под ногами?
Ответ: Снег хрустит от того, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи снежинок
5. Конверт с заданием от птиц.
- Какие птицы улетают на зиму в теплые края и почему, а какие остаются зимовать на родине?
Детям нужно разложить карточки с изображением птиц на две группы: перелетные и зимующие.
6. Конверт с задание от Незнайки
- Почему снег белый? Ведь снежинки - это замерзшая вода, то есть крошечные шестигранные льдинки, а лед прозрачный.
Ответ: Если быть точнее, снег белый потому, что белым является свет Солнца, который он отражает. Если бы лучи нашего Солнца были желтыми и красными, то и снег тоже был бы желтым или красным. На закате или восходе, когда лучи солнца видятся нам как розовые, снег тоже становится розовым.
7. Музыкальная пауза:
Игра «Зимние забавы»
8. Конверт с заданием от Знайки. (Опыт)
- Ребята, как вы думаете, какой снежок быстрее растает, снежок, лежащий на блюдце или в стакане, завернутом шарфом?
Ответ: Снежок, лежащий в блюдце, растает быстрее, так как шарф не пропускает комнатное тепло к снежку.
- А зачем тогда человек зимой надевает шубу?
Ответ: Шуба не выпускает тепло тела человека на улицу и не пускает к нему холод.
9. Черный ящик:
Для того чтобы отгадать, что спрятано, я предлагаю вам задавать вопросы, а я постараюсь вам помочь ответами:
-Предмет природный? (нет)
- Предмет рукотворный? (да)
-Он нужен птичкам? (да) Это еда? (нет) Это кормушка? (да)
10. Вопрос от Совуньи.
- Как лесные звери и насекомые проводят зиму?
(медведь, белка, заяц, лиса, барсук, еж, ящерицы)
Ответ: Медведь залегает в берлогу, барсук впадает в спячку, еж готовит логово под пнем и спит там до весны. Насекомые забираются в щели; заяц питается корой деревьев, имеет белую окраску шерсти. Белка питается запасами, имеет маскировочную серую окраску, которая спасает ее от холода и делает менее заметной. В морозы подолгу не выходит из дупла, где спит. Самый опасный враг белки – куница. Лиса охотится на зайцев, подстерегает мышей.
11. Вопрос от старичка -лесовичка.
- Какие лекарственные растения вы знаете, и для чего они применяются в зимнее время?
Ответ: Ромашка используется в виде отвара, когда болит горло. Подорожник применяют для остановки кровотечения. Календула при ангине и для промывания ран. Из листьев душицы и мяты заваривают успокоительный чай, для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника. При нехватке витаминов пьют отвар шиповника. Рассказ сопровождается показом картинок.
12. Видео вопрос от медсестры:
- Зимой мало солнца и света, организм становится ослабленным, что нужно делать, чтобы не заболеть?
Ответ: Чтобы организм человека был здоровым и крепким, ему необходимо полноценное и правильное питание. Благодаря витаминам человек меньше болеет. Нужно заниматься физкультурой, чаще мыть руки, проветривать помещение, гулять, закаляться.
Детям предлагается предложенные картинки разделить на две группы: полезные и вредные продукты.
13. Вопрос от дедушки Ау.
- Какие природные явления бывают зимой?
Ответ: Дети выбирают на картинках те природные явления, которые бывают в зимнее время.
Воспитатель: Дорогие ребята! Наша игра подошла к концу. Все старались, правильно отвечали на вопросы, поэтому каждый из вас достоин «Приза».
А теперь мы попросим наших гостей повесить синие снежинки - если им наша игра понравилась, а красные - если им что-то не понравилось.