Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, ножницы, трафареты сердечек (по количеству детей).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа Доброта спасет мир »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
муниципального образования город Горячий Ключ
Краснодарского края
Классный час в 1 «А» классе, посвящённый
Международному Дню инвалидов
Подготовила и провела
Быченок Наталья Олеговна,
учитель начальных классов
3 декабря 2014 года
Цель:
Сформировать представление об "особом ребенке".
Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, ножницы, трафареты сердечек (по количеству детей).
Учитель: Любую нашу встречу мы начинаем именно словом "Здравствуйте!". И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик - семицветик". (Просмотр слайдов). А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.
- Сколько лепестков было у волшебного цветка?
- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).
- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм. Еще их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Сегодня во всем мире отмечают День инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем поселке, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем поселке таких людей много. Это и взрослые, и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)
Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.
- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.
А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.
Практические упражнения
1. - Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.
Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).
2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.
- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, у которые не видят глазами? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.
4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»
- Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.
Рефлексия:
Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?
Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).
Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. .
Учитель: - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Практические упражнения
5. - Почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
6. Приглашаются ещё 4 человека.
- Без помощи рук соберите ранец.
Рефлексия:
- Что испытывали? Что хотелось сделать?
Учитель:- А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите.
Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
Кто такие дети-инвалиды? Дети-инвалиды - Ангелы земли Сколько незаслуженной обиды На себе они перенесли Сколько раз они лицом в подушку, Чтоб не плакать на глазах у всех Говорили ночи как подружке… Разве то что есть мы ,-это Грех? Сколько раз их матери украдкой Увозили в сторону детей Чтоб не слышать шёпот этот гадкий Злых, недобрых, немощных людей.
Часто бывает так, что люди, имеющие какие-то отклонения в здоровье, не хотят появляться на улице, потому что чувствуют на себе заинтересованные взгляды других людей, смешки за спиной, видят, как тычут в них пальцем, слышат такое оскорбительное слово «калека». Поэтому инвалиды часто замыкаются в себе, не выходят из дома, лишая себя тем самым общения и развития. Нужно знать, что этим людям нужна не жалость, а поддержка и принятие их такими, какие они есть. Вести себя с таким людьми нужно естественно, как со всеми, относиться как к полноценному человеку. Думаю, многие из вас не станут смеяться над такими людьми, а, наоборот, по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас. ( Ответы детей: – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)
А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы сегодня по-новому взглянули на людей с ограниченными возможностями и узнали, какие замечательные они слагают стихи, не видя света, как они танцуют, не слыша музыки. А какие картины они рисуют, держа карандаш ногами и зубами! Как они, не умеющие ни говорить, ни читать, ни писать, тонко чувствуют природу, цвет, музыку. А те, кто не могут ничего, они просто очень-очень добрые.
(Просмотр слайдов с рисунками детей-инвалидов). (На фоне музыки).
Учитель: Эти дети пришли в мир точно так же, как и все другие люди. Они родились у обыкновенных родителей. Их ждали, им радовались. Но судьба распорядилась по-иному. Но дети с инвалидностью при этом так и остались детьми, остались людьми. Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь, доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям, взрослым, будем оказывать им всяческую поддержку.
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
Итог классного часа.
- Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?
Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
Рефлексия занятия.
- Доброта - вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Я очень хочу, чтобы вы были добрыми людьми, умеющими дарить кусочек своего сердца тем людям, которые так нуждаются в нашем внимании и общении. У вас на партах лежит красная бумага и трафареты сердечек. Кто обладает добрым сердцем – пусть вырежет из бумаги сердечко и прикрепит на листе бумаги. Этот плакат «Доброта спасет мир» будет висеть в нашем классном уголке и напоминать о том, что люди должны быть милосердными.