«Работа с родителями в образовательных учреждениях по вопросам взаимодействия и реализации курса« Основы религиозных культур и светской этики» .
«Работа с родителями в образовательных учреждениях по вопросам взаимодействия и реализации курса« Основы религиозных культур и светской этики» .
Круглый стол на тему: « Актуальные вопросы введения и реализации комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути решения».
Выступление по теме: «Работа с родителями в ОУ по вопросам взаимодействия и реализации курса»
Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Работа с родителями в образовательных учреждениях по вопросам взаимодействия и реализации курса« Основы религиозных культур и светской этики» . »
ОРКСЭ
Круглый стол на тему: « Актуальные вопросы введения и реализации комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути решения».
Выступление по теме: «Работа с родителями в ОУ по вопросам взаимодействия и реализации курса»
Учителя начальных классов
МОУ « Лицей № 12»
Селивановой Оксаны Николаевны
Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Каким же образом стараюсь привлекать родителей в апробационный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления: • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата; • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях; • углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. На первоначальном этапе были проведены мониторинговые исследования социального, возрастного, национального состава родителей, дети которых будут участвовать в апробации данного курса. После этого провела пресс-конференцию с родителями. Главная задача этого мероприятия – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
Это позволило собрать необходимую информацию, и на основе этого моделировать свою дальнейшую педагогическую деятельность. Следующим шагом стало проведение серии родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации. На одном из собраний подготовила для родителей памятку о данном курсе. В этой памятке постаралась отразить все моменты, которые могли бы вызвать непонимание и вопросы у родителей. Разработанная мной памятка состоит из нескольких основных разделов: нормативно-правовое обеспечение курса, общие положения, содержательная часть, организационное и методическое обеспечение.
Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, мультимедийными дисками, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы. На данных родительских собраниях родители определились с теми модулями, которые будут изучаться их детьми.
В начале апробационного периода поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса. С этой целью разработала авторскую программу взаимодействия с родительским коллективом с целью активного включения родителей в процесс по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель программы: в результате эффективного взаимодействия выработка общей позиции школы и семьи в обучении и воспитании детей, в формировании и развитии ценностных ориентации и установок учащихся.
Задачи программы: 1. Формирование активной педагогической позиции родителей.
2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями, то есть обучение родителей по трём направлениям: • обучение родителя как воспитателя; • обучение родителя как учителя своего ребёнка; • обучение родителя как со - юзника, партнёра, со – управленца.
3. Активное участие родителей в процессе обучения и воспитания детей в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса: • 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений; • 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей; • 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях; • 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.
В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.
2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей, помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.
Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как: 1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. 2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов. 3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, стали еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии (например, интересными стали рассказы и рисунки учащихся о праздновании традиционных семейных праздников).
После изучения первой части программы в мае 2010 года для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения было проведено итоговое мероприятие, в котором приняли участие не только дети, но и родители, а также члены их семей. Они стали не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. По окончании первого этапа обучения на данном мероприятии учащиеся представили результаты групповых мини-проектов «Из истории русского национального костюма», «Милости просим в русскую избу» - кулинарный калейдоскоп. Некоторые учащиеся совместно с родителями выполнили проект «Моя родословная» - выполнив его в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа. Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену