Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников на тему: «Готовимся в 1 класс»
Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников на тему: «Готовимся в 1 класс»
Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает будущий первоклассник, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.
Необходима работа с родителями, поскольку именно близкие люди являются наиболее значимыми для дошкольника. Для этого подойдёт психологический тренинг, который я рада Вам представить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг для родителей будущих первоклассников на тему: «Готовимся в 1 класс»»
Шахтёрская общеобразовательная школа I-II ступеней № 8
Психологический тренинг для
родителей будущих первоклассников
Подготовила:
учитель начальных классов
Михальцова Алла Николаевна
Шахтёрск 2016
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться» .
Л.А. Венгер
Цель: - создание условий включения родителей будущих первоклассников в
процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи: - познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период
адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
- вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
- вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке
ребенка к школе.
Ход встречи
I Вступительное слово учителя
Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников!
В вашей жизни наступает ответственный момент – скоро ваши детки станут школьниками. Это важное событие в их жизни. У них появятся новые обязанности, новые друзья, новые общения с взрослыми. Сейчас им как никогда понадобиться ваша помощь. Осталось полгода. Какая же цель в эти полгода?
IIОзнакомление с приёмами подготовки ребёнка к школе - приучайте ребенка к самостоятельности (сам слаживает вещи, сам собирает игрушки …); - приучайте вежливо общаться со взрослыми; - больше внимания уделять речи ребенка (читайте им, просите пересказать, разучивайте скороговорки, загадки, строить полные предложения, а не отвечать одним словом); - будьте к ним требовательными, но справедливыми; - не старайтесь сейчас обучать ребенка писать, лучше пусть больше рисует, разукрашивает, работает с пластилином, т.е те занятия, которые развивают моторику руки
IIIПравильная мотивация - залог стремления малыша к обучению в школе
Почему сначала все первоклассники имеют огромное желание учиться? И почему же у многих из них это желание исчезает достаточно быстро? Чаще всего виноваты в этом взрослые. Что я имею ввиду? Мы иногда слышим такие слова: - «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут»; - «Только попробуй мне двойки приносить»; - «Вот попадешь к строгой учительнице – наплачешься». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к обучающему труду, подчеркивать его значение для всех членов семьи. Обязательно должна быть оптимистическая нотка, которая утверждает уверенность родителей в том, что обучение ребенка будет успешным. Не проявляйте в присутствии детей свои переживания по отношению к будущему обучению. Наоборот, демонстрируйте радость и уверенность, вызывайте позитивные эмоции, не запугивайте неудачами. Надо уметь найти привлекательные моменты в нелегкой школьной жизни, рассказать о том важном и новом, что привнесет в его жизнь школа, одноклассники, учитель, те знания и умения, которыми он овладеет: - «Ты научишься читать и будешь читать книги сестричке или братику»; - «Когда научишься писать, напишешь письмо бабушке»; - «Когда ты научишься считать, сможешь делать покупки в магазине, как взрослые». Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменения условий жизни: нарушается сон, аппетит, снижается сопротивление организма к болезням. Все это отражается на трудоспособности, теряется интерес к школе, обучению. Поэтому взрослым надо со вниманием отнестись к ребенку на этом новом для него этапе, больше с ним беседовать, присматриваться к нему, объяснять ему новые обязанности. А мы уже со своей стороны приложим все усилия, чтобы наша школа стала для вашего ребенка школой радости, его вторым домом. Дорогие родители! Успех обучения лежит не только на плечах учителя, а и на ваших. Как будет учиться ваш ребенок, будет зависеть не только от меня, а и от того, сумеете ли вы найти 30 – 60 минут в день, и посвятить их ребенку. Причем не только для занятий, а и для решения каких-либо личных проблем и переживаний.
Сейчас я вам раздам небольшие рисунки с цветком. Ваша задача разукрасить свой цветок по своему желанию. (По окончанию работы рисунки собираются. Учитель обращает внимание на то, что цветы родителям раздавались на одинаковых листах бумаги, совершенно одинаковой формы, а разукрашены все цветы по разному). С вашими детьми происходит та же картина. Все дети одинаково приходят в школу получить новые знания, но каждый по разному относится к процессу воспитания своего ребёнка. Каким в дальнейшем станет ваш ребёнок старательным, внимательным или наоборот зависит от нас с вами. Ведь мир шестилетнего ребенка необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя – выбрать и дать ему то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали бы его возможностей. Есть хороший стих по этому поводу:
Если вы родители — ласкатели, хвалители.
Если вы родители — прощатели, любители.
Если разрешатели, кyпители, дарители.
Тогда вы не родители, а просто восхитители!
А если вы родители — ворчатели,сердители.
А если вы родители — рyгатели, стыдители.
Гyлять не отпyскатели, собакозапретители…
То знаете, родители, Вы просто крокодители! Ну, а теперь, давайте поговорим, что же привлекает ребенка в школе? Вначале это, конечно же, Документы для поступления в 1 класс: • ксерокопия свидетельства о рождении ребенка • медицинская карта • заявление от родителей
внешняя атрибутика для школьника: - Ранец, портфель (домой не носят, но приобрести надо, складывать учебные принадлежности. В пятницу забирать, для того, чтобы навести в нем порядок) - Тетради в косую линию (обязательно, чтобы была межстрочная линия(дополнительная), в клеточку (около 10 штук) - Пенал (желательно на мягкой основе) (простой карандаш, ручки 2 шт.(запасная, шариковая, без всяких погремушек), ластик, линейка 15-25 см(деревянная, либо не прозрачная), точилка для карандашей) - Папка по трудовому обучению, заведем в первом классе, будут оставаться, эти же папки останутся на 2,3,4 классы, то что закончилось или потребуется еще будем докладывать. Что в ней? (клей ПВА, цветная бумага, картон, пластилин(стеки и дощечка для работы с пластилином), ножницы ( с тупыми концами и если продаются в футляре) - на рисование ( краски, кисточка, цветные карандаши, альбом) - спортивная форма, обувь. В первом классе ребенок переходит на новый уклад жизни. Режим дня его несколько изменяется по сравнению с детским садом. Какой же будет режим дня? (рассказать об этом. Уроки 35 мин и 2 физкультминутки с 9.00 до 12.30)
IV Рекомендации родителям будущих первоклассников :
Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, потому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить его учебу.
Познакомьте ребенка с его учителем еще к официальному началу занятия.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Не запугивайте ребенка школой!
Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голову должен сложиться позитивный, теплый образ.
Расскажите ему о вашем школьном детстве, вспомните несколько веселых историй.
Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках.
Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.
Поиграйте в школу(вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки.
Хвалите своего ребенка.
Оценивайте не ребенка, а его действия. Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок.
Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.
Создайте условия для соблюдения режима дня.
Давайте больше самостоятельность(для профилактики неуверенности).
Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день(для развития памяти, языка).
Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику(для развития мелкой моторики).
Уделяйте время на развитие памяти, внимания(Это основные процессы, на которых строится учеба).
Если ребенок допустимо ошибку, попросите его найти ее самому(это первая форма самоконтроля).
Если вы будете придерживаться моих советов, воспитывать своего ребёнка правильно вам не составит большого труда. Да и он сам с удовольствием будет спешить в школу чтобы порадовать вас своими успехами. А еще я хочу попробовать ответить на самый главный вопрос, который волнует родителей будущих первоклассников. Это вопрос: как найти хорошую школу?! И Вашему вниманию я предлагаю притчу, которая поможет Вам в этом сложном вопросе. V Притча о лучшей школе Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети. - Который смешной старик, - засмеялся один мальчик. - Эй, маленький толстяк, - скорчил личико другой. Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. - Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик. - Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-либо школу, дед заходил во двор и ожидал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и шел оттуда. Наконец, он вошел в крошечный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограждению. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор. - Доброго дня, дедушке! Может Вам принести воды? - предложил один мальчик. - У нас во дворе есть скамейка, хотите сесть и отдохнуть? - услышал он голос девочки. - Хотите, я позову учителя? - спросил еще один ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец, я нашел наилучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушке, наша школа не лучше. Она маленькая и тесная. Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и пошел. Вечером мама мальчика спросили деда: - Отец, Вы уверены, что не ошиблись с выбором школы? Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед. Обсуждение: - Как вы думаете, правильно ли дед искал школу? - Какой должна быть школа, чтобы все дети ходили в нее с радостью? - Расскажите, какие предметы дети будут изучать там, и как будут проходить уроки. - Представьте(нарисуйте) школу радости.
Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним. Я надеюсь, что с вами мы еще встретимся в августе и тогда начнется наше тесное сотрудничество. Спасибо за внимание!