kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  •  В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

    Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в начальной школе. »

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

 Использование различных педагогических технологий в процессе управления определяет степень упорядоченности проектной деятельности, ее содержательный вектор.

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу, положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время. В учебном проекте ученики работают самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

- самостоятельно мыслить;

- находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний;

- способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;

-сформировать умения устанавливать причинно- следственные связи.


Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

                    самостоятельно конструировать свои знания;

                   самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;

                   самостоятельно планировать свою деятельность;

                    самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

                   способствует практической реализации деятельности ребёнка;

                   развивает его индивидуальные интересы.


Проектную деятельность можно  организовать  в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.

 Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.

Структура проекта. 

Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  •  Выбор темы.

  •  Постановка цели и задач.

  •  Гипотеза исследования.

  •  Организация исследования.

  •  Подготовка к защите и защита работы.

  •  Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: 

  • Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. 

  • Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.



























Конспект урока – проекта.

Внеурочное мероприятие (утренник) в 4 «Б» классе.

Учитель: Н.М.Караваева.

Тема: Традиции казачества. Проектная деятельность.

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (октябрь – декабрь)

Формы и методы реализации проекта.

Формы:

Внеурочные занятия, свободно – самостоятельная деятельность уч-ся с использованием дополнительных источников информации (детские энциклопедии, ИКТ, занятия на внеурочной деятельности по истории казачества)

Методы:

Игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта:

Уч-ся, музыкальный руководитель, учитель по внеурочной деятельности по истории казачества ( краеведения)

Цель проекта:

- знакомство с казачьими традициями и обрядами;

- воспитание духовных и нравственных качеств на знании традиций казачества;

- формирование активной жизненной позиции уч-ся;

- привитие ценности здорового образа жизни;

- сплочение коллектива через хоровое пение.

План реализации проекта.

1.Выявление проблемы:

- зачем надо изучать и применять в жизни традиции и обряды казаков?

2.Подборка материала по теме проекта.

3.Цикл бесед с просмотром и обсуждением презентаций по теме проекта.

4.Продукт проекта – утренник.



1. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно - исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

2. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники;.

3. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.











Ведущая: Здравствуйте гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость.

Песня «Бравый атаман».

1 уч-ся

Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час,

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

2 уч-ся

Хлебосольством и радушьем

Знаменит казачий край.

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

3 уч-ся

И места всегда почетные

За обеденным столом.

Ведь сегодня радость светлая

Входит в наш прекрасный дом.

4 уч-ся

Вас приветствуют ребята —

Саракташские казачата

Мы живем в Саракташе

Средь полей и степей.

Мы живем в Саракташе

И нет места милей.

Любим мы свой казачий,

Изумительный край.

Хорошей наша родина, Богатей, расцветай!

5 уч-ся.

Мы живем в Саракташе

Средь холмов и равнин,

Говорят казачата:«Пусть всегда будет мир!»

Пусть всегда будет счастье,

Пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость,

И здоровье в сто лет!

6 уч-ся.

Народ наш – хлебосольный,

Много в нем душевной теплоты,

Славься, край певучий и раздольный,

Красота родимой старины.

Цвети, цвети мой край родной

И становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

7 уч-ся

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Выносится каравай и угощаются гости.

Песня «Хлеб да соль».

Учитель: На такой удивительно красивой земле живет саракташский народ, создавший самобытную культуру, уходящую своими корнями в творчество великих народов живущих на нашей земле – русского, татарского, казахского.

Если мы хотим себя чувствовать гражданами нашей Родины. Мы должны знать культуру своего родного края. Должны перенять опыт обычаев и традиций, опыт воспитания трудолюбия, уважения к старшим у разных народов и, в первую очередь, у казаков. Потому что мы маленькие казачата. Будущие защитники своего Отечества.

А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?

Ответы уч-ся……

Учитель: … и пошли казаки с земли кубанской, с реки Дон.

1.Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут

Казаки давно живут.

2.Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

3.Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

4.Память предков охраняют,

веру в Бога почитают,

и обычаи свои

сохраняют на Руси.



Гимн Оренбургского казачества.

Казаки и родители.

(Информация рассказывают уч-ся)





Ведущая: Верным другом и спутником для казака всегда был конь, об этом сложено много пословиц.

Казак без коня – солдат без ружья.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь – отец родной и товарищ.

Казаку конь себя дороже.



Устали? Отдохнем!!!

Игра. «Плетень».

Отряды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:

Мы плели ( первая команда поднимает руки и опускает)

Плели плетень (вторая команда поднимает и опускает)

Любовались ( 1 ая команда…)

Целый день ( 2 ая команда…)

Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)

Очень долго ( обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему).

Только никакого толка ( на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее.)



Учитель: Казаки умели не только воевать-защищать Родину, работать, быть примерными семьянинами, но они умели весело отдыхать, проводить гулянья. И конечно же на этих гуляньях пели веселые частушки.

Частушки.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Саракташские девчонки
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Саракташская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Саракташского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Учитель: Чтобы быть казаком, надо знать казачьи законы. И к нам в класс попасть не так-то просто. Как попасть к нам в класс? Расскажите….

Законы казачьего класса

Ведущий №1. В казачий класс попасть не просто

Это право заслужи.

Что ты смел, умел и вежлив

Сразу делом докажи.

Ведущий №2. Казаками назовут

Только тех, кто любит труд,

Кто в учении прилежен,

Не ленив и не изнежен.

Ведущий №1. В казачий класс пускай к нам идет

Только тот, кто в дружбу верит.

Никогда, нигде, ни в чём

Мы друзей не подведём.

Ведущий №2. Вместе весело шагать,

Песня помогает.

Делать нечего у нас

Тем, кто этого не знает.

Ведущий №1. Чтобы был у нас порядок

Надо поработать.

Ты о слабых, младших, старых

Проявляй заботу.

 

Учитель: 

Надеемся, что вы, ребята, будете расти именно такими: радостью и гордостью России.

Мы казачьи заветы

Не забудем никогда!

И пускай, как скорость света,

Мимо нас летят года.

И куда б мы не попали,

Завела судьба бы нас,

Никогда не оплошает

Наш казачий 4 класс!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Караваева Нина Михайловна

Дата: 12.10.2015

Номер свидетельства: 239007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства