kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность на уроках "История Брянского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлых уроках Брянского края вы узнали о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне и установленных на территории Брянской области. Но у вас возник вопрос: «А почему в учебниках нет никаких сведений о памятниках Карачевского р-на?»  И вы решили  собрать такую  информацию. Для работы над этой проблемой класс разделился на группы (слайд)

1группа – социологи   (проводили соцопрос по проблеме)                                       

2 группа – аналитики  (обрабатывали информацию)                                       

3 группа –историки    (представят собранный материал)                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках "История Брянского края"»

Проектная деятельность на уроках Брянского края

1Слово уч-ля На прошлых уроках Брянского края вы узнали о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне и установленных на территории Брянской области. Но у вас возник вопрос: «А почему в учебниках нет никаких сведений о памятниках Карачевского р-на?» И вы решили собрать такую информацию. Для работы над этой проблемой класс разделился на группы (слайд)

1группа – социологи (проводили соцопрос по проблеме)

2 группа – аналитики (обрабатывали информацию)

3 группа –историки (представят собранный материал)

Сейчас каждая группа расскажет о своей работе. Первыми выступят социологи. (слайд)

2. Выступление социологов

1ч.) Нам нужно было убедиться в важности проблемы. Поэтому группа социологов подготовила вопросы для анкеты и раздала их в параллельных классах. Цель нашего анкетирования была: узнать, что же знают ученики других классов о памятниках Карачевского района, посвященных Великой Отечественной войне.

Для анкеты были предложены следующие вопросы: (слайд)

  • Какие памятники, связанные с ВОВ, находятся на территории Карачевского района?

  • Для чего устанавливают памятники?

  • Где они расположены?

  • В честь кого они воздвигнуты?

  • Зачем нужно помнить о героях войны?

  • Владеете ли Вы информацией о памятниках Великой Отечественной войны в Карачевском районе?

С этими вопросами мы обратились к родителям, соседям. Но убедительного ответа на свои вопросы мы не получили. (слайд)

2ч.) В опросе приняли участие 45 взрослых и 67 обучающихся в 4кл. диагр(слайд)

На последний вопрос (Владеете ли Вы информацией о памятниках Великой Отечественной войны в Карачевском районе?) нужно было ответить «да» или «нет». Ответы на этот вопрос показали, что большинство не владеет такой информацией. Результаты ответов можно увидеть на экране.

3ч.) Опрос показал, что знаний по этой теме и у взрослых, и у детей недостаточно. Мы поняли важность этой проблемы. Но нам очень хотелось узнать мнение эксперта. В качестве эксперта выступила учитель истории нашей школы Ходотова Клавдия Марковна. Наши социологи взяли у нее интервью. (слайд)Клавдия Марковна отметила, что проблема существует. Каждый человек должен знать историю своей страны, свое прошлое. Без прошлого нет будущего. Поэтому выбранная нами тема актуальна.

4) Мы ознакомились с выводами социологов. Классом было принято решение заняться изучением этой проблемы и создать социальный проект под названием «Живи и помни».

Для дальнейшей работы поставили перед собой цель(слайд) : пополнить свои знания и поделиться ими с учениками начальной школы.

Задачи(слайд) нашего проекта: собрать информацию о памятниках, обработать и оформить ее; создать календарь «Живи и помни» на 2014год.

Продуктом нашего проекта станет календарь «Живи и помни».

Для того, чтобы достичь цели и реализовать задачи, составили план своей работы:

1.Узнать значение слова памятник

2.Совершить экскурсию к памятникам

3.Сделать фотографии

4. Собрать информацию и подготовить историческую справку

5.Сделать презентацию

6.Изготовить календарь

5) Мы сходили в школьную библиотеку(слайд). Обратились к словарям за точным толкованием слов. Мы нашли значение терминов: памятник, обелиск, памятный знак.

Каждый из нас выбрал тот памятник, который его больше заинтересовал.

Потом мы совершили экскурсии.

Конечно же, первая экскурсия была к памятнику, находящемуся на территории нашей школы. У памятника вспомнили выпускников школы, погибших на фронтах В.О.войны. (слайд)

-Мы сходили к памятнику «Танкистам»(слайд)

-Посетили Аллею Героев(слайд)

-Побывали на Братской могиле, расположенной на городском кладбище (слайд)

-Съездили на экскурсию к мемориальному комплексу «Хацунь» (слайд)

памятнику артиллеристам в д.Аксиньино(слайд)

3этап. Поиск информации…….

6) Мы стали думать, где же найти сведения о памятниках.

Для сбора информации по каждому памятнику обратились за помощью к родственникам, учителям, библиотекарю, музейным работникам. Посетили школьную(слайд) и городскую библиотеки(слайд), музей(слайд), искали информацию в книгах, газетах, в интернете. Под руководством учителя наша группа аналитиков обработала информацию, собранную всем классом(слайд)

Для того, чтобы полнее представить весь собранный материал, мы обратились к старшеклассникам с просьбой помочь оформить презентацию.

Историки: Вашему вниманию предлагается презентация «Живи и помни»

(текст к презентации)

Слайды 26-29 Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите... Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

22 июня 1941года, прямо с выпускного бала ученики нашей школы добровольно ушли на фронт, многие из них не вернулись. Чтобы увековечить память героев, ученики, родители и учителя школы решили во дворе школы возвести обелиск. Большая работа была проведена следопытами школы по установлению имен воинов-горьковцев, погибших на фронтах В.О.войны. Торжественное открытие памятника состоялось 5 ноября 1967г.

Время не властно над памятью людской, но властно над камнем. Обелиск стал разрушаться и поэтому в 2008г на месте старого памятника поставили новый. Было установлено и внесено в список воинов новое имя-выпускника школы 1941г Виктора Лакутина.

Возле памятника проходят торжественные линейки.

Слайды 30-32

1943 год. Война еще в разгаре, но наши наступают по всем фронтам. В августе сорок третьего года советские войска освободили Орел и устремились к Брянску.12 августа развернулись ожесточенные бои за г.Карачев. Около Карачева гитлеровцы пытались остановить наступление советской армии, и здесь прошли тяжелые кровопролитные сражения. Немцы укрепились на Аксиньинской высоте, подтягивали все новые силы.

Они не собирались сдаваться, а советским воинам во что бы то ни стало нужно было взять город. С севера ударила 11-я армия генерала Ивана Федюнинского, с востока - 11-ая гвардейская Ивана Баграмяна. Бой шел за каждую улицу, дом. Ценой огромных усилий утром 15 августа Карачев наконец был освобожден. Очевидцы тех страшных боев вспоминают, что когда они ворвались в город, то увидели только дымящие груды развалин. Оставляя Карачев, гитлеровцы разрушили и сожгли город полностью..

В честь воинов-артиллеристов в Аксиньино установлена пушка

Каждый год у памятника артиллеристам проходит митинг. На торжественном митинге в Аксиньино в честь 70-летия освобождения Карачева, присутствовал внук Ивана Христофоровича Баграмяна -Иван Баграмян и участник освобождения г.Карачева Василий Никифорович Корольков.

Слайд 33. В центре города находится памятник воинам 4-й гвардейской танковой армии, погибшим при освобождении города Карачева. Памятник открыли в 1948 году. На высокий бетонный постамент был установлен танк Т-34. Кажется, что он и сейчас охраняет мирное население от вражеской силы. 7ноября 1967г у памятника зажжен Вечный огонь.

Имена погибших бойцов отлиты на чугунных плитах. И первым среди них значится имя командира гвардии полковника Жабо. В списке есть и имя гвардии лейтенанта Привалова. Во время одной из атак немцев погибли командир батальона и его заместитель. Привалов взял на себя командование батальоном. В этом бою он погиб.

Слайд 34. 15 АВГУСТА 1996 году была открыта Аллея Героев. На ней установили бюсты наших земляков, которые за мужество и героизм в годы ВОВ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Эти люди прославили не только свою малую Родину, но и всю страну. Мы должны знать и помнить их имена:

Хахерин Илья Кириллович

Лоскутов Степан Петрович

Кучеров Петр Владимирович

Часов Дмитрий Иванович

Тесленко Илья Алексеевич

Худякова Антонина Федоровна

Слайд 35 Старший лейтенант ИЛЬЯ КИРИЛЛОВИЧ ХАХЕРИН на фронте был командиром стрелкового взвода, роты, батальона. Он участвовал во многих боях по освобождению Украины. Был для других примером храбрости, смекалки, самоотверженности. За образцовое выполнение боевых заданий, и проявленные при этом мужество и героизм, в октябре 1943г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 36 Старший сержант, командир взвода снайперов СТЕПАН ПЕТРОВИЧ ЛОСКУТОВ воевал на Ленинградском фронте. Он уничтожил 117 фашистов. Был награжден медалью «За отвагу». Указом от 6 февраля 1942г ему было присвоено звание Героя Советского Союза. О снайпере из Карачева не раз писали фронтовые газеты.

Слайд 37 Свой первый бой Пётр Иванович Кучеров принял 22 июня 1941г на границе с Румынией. На всем боевом пути гвардии сержант, бесстрашный пулеметчик проявлял примеры мужества и отваги, за что неоднократно награждался орденами и медалями. На его счету около 800 убитых солдат и офицеров противника. А 24 марта 1945г ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 38 ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ЧАСОВ в годы Великой Отечественной войны командовал стрелковым батальоном. Освобождал Крым, Белоруссию, Украину, Польшу. Отважный комбат умело руководил бойцами и организовывал атаки, сам при этом проявлял мужество и отвагу. В феврале 1945г вышел Указ о вручении ему Золотой звезды Героя.

Слайд 39. С 1941г Илья Алексеевич Тесленко участвовал в боевых действиях за Одессу, Севастополь, Феодосию. Старший политрук всегда был среди отчаянно сражавшихся морских пехотинцев. Осенью 1941 года майор Тесленко возглавил десантный отряд морской пехоты, находившийся в Керчи. Захватив две вражеские батареи, в течение трех дней управлял боем отряда с превосходящими силами противника. Личным примером бесстрашия воодушевлял бойцов. Под его руководством  морские пехотинцы прорвали кольцо окружения и присоединились к своим войскам».

За умелое руководство десантом и личный героизм он был представлен к званию Героя.

Слайды 40-41 Антонина Фёдоровна Худякова в 1941г добровольно ушла фронт и добилась зачисления в 588-ой ночной бомбардировочный авиационный полк . Каждую ночь самолеты, управляемые бесстрашными девчонками и груженые бомбами, летели к линии фронта, чтобы сбросить смертоносный груз. Не раз отличилась отважная летчица, выполняя ответственные задания. Она была награждена орденами и многими медалями. В наградном документе на звание Героя Советского Союза говорилось: «Лично произвела на бомбометание 926 боевых вылетов, сбросила 130тонн бомб, владеет отличной техникой пилотирования».

Антонина Фёдоровна присутствовала на открытии Аллеи Героев.

Мы в долгу перед Вами неоплаченном-

Подвиг ваш ничем не измерим

Пусть же вечно солнце над Карачевом

Светит вам - и павшим, и живым.

Слайд 42 На братском кладбище находится памятник солдату, скорбно склонившему голову у праха 187 товарищей, погибших при освобождении г.Карачева в августе 1943года. Среди похороненных командир гвардейской стрелковой дивизии гвардии полковник Ахтям Мусалямович Бахтизин. Пионерская дружина нашей школы носила его имя. Памятник установлен в 1954г.

В 35 братских и одиночных могилах на территории Карачевского района захоронено 3413 воинов Советской Армии, павших при освобождении Карачева в августе 1943г. На Братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

Слайд 43-46 Деревня Хацунь Карачевского района одна из первых в Брянской области была сожженных дотла фашистами. В октябре 1941 года несколько красноармейцев напали на трех фашистов и освободили группу военнопленных. А на рассвете 25 октября 1941 года деревню Хацунь окружили фашисты, они согнали жителей Хацуни, близлежайших деревень и беженцев из Брянска и расстреляли 318 человек из пулеметов, среди которых около шестидесяти детей в возрасте до 10 лет. В 1942 году деревню сожгли дотла.

Стих. (отр.) Е.Кузина «Хацунь»

Это было… О, как это было !

Ранним утром, в тревожной тиши

Автоматная дробь разбудила

Луговую хацунскую ширь.

И Хацунь, и Хацунь загорелась –

Сотня русских сосновых хат.

А хацунцы ждали расстрела,

Прижимая к груди ребят.

А потом – тишина и пепел.

И могила на всех одна.

Только чибисы стонут в небе.

Тишина. Тишина… Тишина!

На месте массовой трагедии в 2011г. был открыт мемориальный комплекс с таким же названием, что и деревня- «Хацунь». Он создан не только в память о расстрелянных жителях деревни, но и о 1016 уничтоженных в годы Великой Отечественной войны деревнях и селах региона.

Владимир Владимирович Путин присутствовал при открытии комплекса 25 октября 2011г. Он возложил цветы к памятникам.

Фильм «Живи и помни»

Эту презентацию мы покажем ученикам нашей школы. Презентацию можно показать другим классам, но ее нельзя повесить на стену, чтобы видеть фотографии памятников. Поэтому все сведения, которые мы собрали, оформили в календаре на 2014год. Календарь стал результатом этой работы над проектом «Живи и помни». Один календарь мы повесим в классе, а другой подарим школьной библиотеке. А еще мы распечатаем маленькие календари и подарим своим близким.



Мы считаем наш проект важным и нужным. (слайд)

Мы создали его для того, чтобы люди никогда не забывали тех, кто погиб, защищая мир на Земле. Мы преклоняемся перед ними и относимся к их памяти с уважением.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность на уроках "История Брянского края"

Автор: Литвинова Тамара Алексеевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355664


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства