проектная работа "глобус-модель земли"по окружающему миру
Проектная работа "глобус-модель земли"по окружающему миру
Цели урока.
• Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
• Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
• Минимум: учащиеся должны знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария и уметь их показывать. Понимать, что это воображаемые линии.
Просмотр содержимого документа
«проектная работа "глобус-модель земли"по окружающему миру »
Цели урока.
• Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
• Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
• Минимум: учащиеся должны знать, что глобус является моделью Земли, уметь объяснять раскраску глобуса, знать, что такое экватор, полюсы, полушария и уметь их показывать. Понимать, что это воображаемые линии.
• Воспитывать бережное отношение к природе, к Земле и ее богатствам, любознательность.
Оборудование: глобусы, мяч, плакат "Форма Земли" и "Глобус и карта" из комплекта "Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса", клейкие метки для каждой группы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке?
- Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему?
- А что нам предстоит изучить сегодня вы узнаете, если отгадаете загадку.
Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет. (Глобус)
2. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах).
- Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрел и ответим на главный вопрос нашего урока.
- Я хочу напомнить вам, какой увидели нашу Землю космонавты. (Слайд)
- Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. Глобус - это модель Земли. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель "земное яблоко". До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. (Слайд)
(Учитель дает каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях.)
- Похож ли глобус на Землю?
- Какие вопросы у вас возникают?
Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе? (слайд)
3. Совместное открытие знаний в группах.
Каждая группа получает свое задание.
Устав группы. (Слайд)
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
Задание 1-й группе:
- Попробуйте вращать глобус.
- Что помогает совершать это движение?
- Посмотрите, как вращаются мяч, глобус.
- Вокруг какой оси вращается мячик: настоящей или воображаемой?
- Как вы думаете, на что похожа ось вращения Земли?
- Куда направлена ось вращения мячика?
- Куда направлена ось вращения глобуса?
- Случайно ли это?
Подготовьте ответ.
Задание всему классу:
- Ось вращения Земли имеет наклон. Позднее вы узнаете, что от этого зависит очень многое на Земле.
- Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
- Кто знает их названия?
- Можно ли, будучи на Северном полюсе, потрогать ось вращения Земли?
- Догадайтесь, как найти Южный полюс Земли на глобусе?
Ключевые слова: глобус вращается вокруг оси, на глобусе два полюса.
(Можно показать детям отрывок мультфильма "Цветик-Семицветик", где девочка попала на северный полюс.)
Задание 2-й группе:
- Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.
- Наклейте другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь вращения?
- Наклейте метку так, чтобы ее путь был самым большим.
- Наклейте другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь. Если вы выполнили задание правильно, то все эти метки окажутся на одной линии. Найдите на глобусе название этой линии.
Подготовьте ответ.
Задание всему классу:
- На какие части делит экватор глобус? Ключевые слова: экватор, полушария
Длина экватора 40 000 км.
Задание 3-ей группе:
- На глобусе есть линии. Есть ли они на Земле?
- Какие же это линии?
- Как они называются и что обозначают?
- Одни из них соединяют Северный и Южный полюсы.
- А как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
- Есть ли эти линии на настоящей Земле? Зачем же люди обозначают их на глобусе? (для удобства ориентировки на глобусе)
(Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем. Приборы позволяют точно определить их место.)
Задание 4-й группе:
- Рассмотрите раскраску глобуса и Земли. Попробуйте объяснить, что обозначает каждый цвет.
- А теперь попробуйте объяснить, почему на глобусе есть синий цвет и голубой? Есть бледно-коричневый и темно-коричневый? Есть даже белый. Какая поверхность Земли может быть белого цвета?
- Подготовьте ответ.
4. Отчеты групп.
5. Самостоятельное применение знаний.
- А сейчас попробуйте применить полученные знания.- Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человека на него. Что происходит с человечком во время вращения?
- А чувствует ли это вращение? Вы ощущаете вращение Земли? Почему?
Работа в группах. Отгадывание кроссворда.
Разгадайте слово под цифрой 5. Составьте к нему вопрос.
1. Самая длинная параллель.
2. Точка, где сходятся все меридианы.
3. Линия, соединяющая на глобусе оба полюса.
4. Линии, параллельные экватору.
5. _________________________
Ключевое слово: глобус.
Чтение учеником стихотворения Е. Шкловского "Ты береги нас"
Смотрю на глобус - шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил олень свой бег:
"Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги".
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"
- Ребята, почему глобус просит беречь Землю?
Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.
Работа в тетради стр. 10-11.
6. Итог работы.
- Что нового узнали? Ответ на вопрос урока с помощью ключевых слов.
• Глобус - модель Земли.
• На глобусе два полюса.
• Глобус вращается вокруг оси.
• Экватор. Параллели. Меридианы.
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?