Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля: Что означает это слово? Какого происхождения? Кто придумал? Сколько лет данному предмету? Когда на Земле появился портфель? Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?
Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
- Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект-исследование .Сколько весит здоровье ученика?»
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ
Александровская СОШ
Проект-исследование
по учебному курсу «Окружающий мир»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
Выполнили : Насонова Анна,
. Краюшкина Татьяна, Голенских Юлия.
Учитель: Галаганова Валентина Александровна.
2011г.
Проект-исследование «Моё здоровье»
Тема «Сколько весит здоровье ученика?»
1. Выбор темы (слайд 1)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В начале учебного года мы провели викторину. Тема этой викторины заложена в загадке.
Загадка
Ученик. Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
Проживают в доме том
Карандаши и книжки,
Дружат и не тужат в нем
И тетради, и альбом,
Краски-шалунишки.
Ну, ответьте мне девчонки!
Ведь дом этот вам знаком,
Что такое этот дом? (Портфель)
Тема викторины «Загадки мудрого портфеля». Учащиеся провели небольшие исследования о предметах школьного портфеля: Что означает это слово? Какого происхождения? Кто придумал? Сколько лет данному предмету? Когда на Земле появился портфель? Провели соревнование: кто быстрее соберёт портфель?
Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей. «Порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится – ношу листы.
- Вы можете предположить, когда на Земле появился портфель?
Ученик. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Возник вопрос, что же лучше: портфель или ранец? Ответ на этот вопрос мы решили выяснить при изучении темы «Организм человека и его здоровье» и провели исследование. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:Что предпочтительнее: ранец или портфель? Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Слайд № 2.
Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Организм человека и его здоровье», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путём ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи
Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.
Доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.
Предложить свои способы решения проблемы.
Слайд 3
Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 3-класса МОУ Александровской школы.
Гипотезы исследования
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Результаты исследования
«А что у вас, ребята, в рюкзаках?»
Слайд 4.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.
Что такое осанка?
По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку держать свое тело в покое и движении.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет будет нормально развиваться, и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Эксперимент. - Давайте проверим правильность осанки у школьника.
1. Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками. Это -правильная осанка ученика. А теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.
2. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Слайд № 4 Отчего портится осанка?
Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
На формирование неправильной осанки оказывают:
хронические заболевания,
недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения,
неправильное положение во время занятий;
несоответствующая росту мебель,
неудобная обувь и одежда.
В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно – портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует неправильной осанки. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Поэтому лучше носить ранцы. Конечно, ранец или рюкзак предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны.
Слайд № 5 Выбираем ранец
Но как правильно его выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
Ученик. При покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. Ранец может быть изготовлен без подкладки с подкладкой. В этом случае подкладка должна быть выполнена из легко моющегося материала. Очень важно, чтобы задняя стенка ранца и особенно рюкзачка была уплотнена, хорошо прилегала к спине, «держала» позвоночник, не давая ему искривляться.
Слайд №6 На всё есть свои нормы
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные учёными в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы –
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110% рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своём классе. В эксперименте участвовало 9 человек
Слайд №7 План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить с гигиеническими нормами.
В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Подвести итоги по позициям:
6. Дать рекомендации детям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе у двух учеников.
Слайд № 8
2 человека с нарушением осанки;
1 человек с дальнозоркостью,
1 человек с деформированной грудной клеткой,
1 человек с ожирением,4 человека здоровы.
Читает самая маленькая ученица (вес её 22 кг с огромным портфелем).
В любимую школу с портфелем спешу. Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу! В нем горные кряжи, в нем берег морской, В нем родина наша на карте большой.
Слайд № 9
«Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
- 1-4-х классов – 300 г;
- 5-6-х классов – 400 г;
- 7-8-х классов – 500 г;
- 10-11-х классов – 600 г.
Слайд 10
Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» - 304г
«Математика» - 458 г
«Русский язык» - 410 г
«Окружающий мир» - 470г
Дневник – 220г
Пенал-288г,
Тетрадь с печатной основой – 120г
«Английский язык» - 508г
Все книги не соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашлись и нарушители, им оказались учебники «ИКТ» - 604 г,»Английский язык»-508г
Слайд 11
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжёлую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить 100.
Слайд 12
Данные записали в таблице.
№
п
Фамилия, имя,
ребенка
Год
рожд
Вес
тела
Диагноз
Праввес ранца
Вес пустого
ранца
Реаль
ный вес
ранца
Выво
ды
1
Голенских Юлия
2001г
37
здорова
3,7
560г
3,8-4,048
Превыш
2
Горькова Кристина
2000г
31
здорова
3,8
360г
3,5-3,8
Превыш
3
Задорожный Валентин
2002
26
фкп
2,6
754г
3,9-4,3
Превыш
4
Краюшкина Татьяна
2001г
34
здорова
3,4
662г
3,7-4,2
Превыш
5
Кузнецов Андрей
2001г
56
ожирение
5,6
6
Махинова Мария
2001г
25
дальнозоркость
2222,5
794г
3,9-4,2
Превыш
7
Насонова Анна
2001г
33
здорова
3,3
908г
3,9-4/4
Превыш
8
Хаваев Андрей
2001г
28
Фкп нарушение осанки
2,8
Превыш
9
Чернышков Алексей
2001г
27
деформирование груд
2,7
320г
3,3-3,7
Превыш
Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.
Мы решили выяснить: может, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице.
Слайд 13
Выводы
Мы увидели, что у 9 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 0,5 кг. Нашлись победители легковесы весом всего 0,3кг. Однако у 21 человек вес ранца превысил гигиеническую норму (1,15 кг, 1 кг, 0,9 кг).
Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.
А может быть причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях?
Слайд 14
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в понедельник, вторник: 6кг. Самым легким ранец оказался в среду и пятницу. Вес легковеса достигал 3 кг, причем не учитывался вес сменной обуви. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам.
- самый правильный ранец (до 0,5 кг) -0,3 кг;
- самый лёгкий портфель - нет;
- самый тяжёлый ранец – 0,908 кг;
- самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 4,4 кг;
- самый лёгкий ранец с принадлежностями – 3,3 кг;
- самый тяжёлый учебник – «ИКТ» - 604 г;
- самый «тяжёлый» учебный день вторник; четверг;
- самый «лёгкий» учебный день- среда пятница;
Слайд 15 Диаграмма
Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, сделали диаграмму. Почти во все дни недели реальный превышал правильный вес ранцев.
Слайд 16
Рекомендации родителям
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.
- У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 17
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
- использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома);
- при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы;
- организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Слайд 18
Рекомендации ученикам
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Слайд 19 Правила
для поддержания правильной осанки
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
Не носить ранец или портфель в одной руке.
Не перегружать портфель.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Слайд 20 Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!
Упражнения для формирования правильной осанки.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка – высший класс!
«Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
«Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
«Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими жемаленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
«Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Музыкальные рекомендации и предложения.
Частушки
Носим ранцы мы большие,
Книги, ручки, карандаши
Мы теперь не просто дети
Мы теперь – ученики.
Мы – веселые ребята,
Сильные, красивые,
Но с портфелем за плечами
выглядим мы хилыми.
Наш учитель физкультуры
Очень сильно обомлел
Захотел поднять портфель,
А поднять-то не сумел.
Наш учитель дорогой
Меньше задавай домой
Пусть портфель будет полегче,
Оттого мы будем крепче.
А изготовителя мы просим
Пожалеть ученика,
Чтобы ранцы и портфели
Были легче мотылька.
Ведь СанПин незря придумал,
Чтоб портфеля масса
У детей не вызывала
На лице гримасу.
Я хожу с осанкой гордой.
Прямо голову держу,
И тяжелых ранцев вовсе
За спиною не ношу.
Плечи вниз и спинку ровно
Нужно нам всегда держать
И хорошую осанку
Нужно всем нам сохранять.
Я могу и поклониться.
И присесть, и наклониться,
Повернись туда, сюда!
Ох, прямешенька спина!
Литература.
Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008
Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.