kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект - акция "Сбережем елочку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нас тревожит вопро: Как поступают люди  с елками? После новогодних праздников "зеленые красавицы", как правило, отправляются на свалку.Нам жалко елку, ведь она приносит нам столько радости в зимние праздники. Как же быть? Был проведен социологический опрос среди населения. разрабатывали плакаты, листовки в защиту елок.Была проведена экскурсия в питомник.Дети призывали жителей села с правильному выбору - искусственная елка.Изготовили праздничные сувениры(елки) и подарили жителям села - бабушкам и дедушкам.В детском садике показали театрализованное представление "Не рубите ели."В итоге посадили возле школы  хвойное дерево - сосну.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект - акция "Сбережем елочку" »

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крутчанская ООШ» Каменского муниципального района

Воронежской области








Проект – акция

«Сбережем елочку»












Выполнили:

учащиеся 4 класса

МКОУ «Крутчанская ООШ»

Бубонья Беатрис Самировна

Карпова Светлана Владимировна


Научный руководитель:

учитель начальных классов

Макаренко Т.А




х. Крутец 2013

Земля должна быть достойна человека,

и для того, чтоб она была вполне

достойна его, человек должен

устраивать землю так же заботливо, как

он привык устраивать свое жилье, свой

дом.

А. М. Горький


  1. Введение.

Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями».

“Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля” – с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, “гигантский” понятие относительное. Те, кому довелось видеть нашу планету со стороны, с высоты космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Да, Земля наша не столь велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь ее можно за полтора часа. Что касается хрупкости, то здесь тоже нет преувеличений. Над многими районами планеты нависла угроза необратимых разрушений природных условий в результате беспорядочной эксплуатации природных ресурсов варварского и бесконтрольного загрязнения среды. Да и сам термин “экология” мы все чаще употребляем со словом не “риск”, а – “катастрофа”! С этого, пожалуй, и можно начать разговор о гармонии природы и человека.

Мы живём на планете Земля неправильно: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное - нет. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а леса, озёра, реки, родники, зоны чистого воздуха – не хотим.

Выбор темы проекта

Чудесен русский лес в любое время года! Что только не увидишь! Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками, дрожит осина. А вот и ёлочки, которые выгибают колючие ветви: наше прекрасное, вечнозелёное дерево! Какое главное украшение любого дома в Новый год? Конечно, елка Зеленая лесная красавица, пахнущая хвоей - это здорово! Людей всё больше привлекают живые ёлки. Они настоящие и всегда разные, каждая из них неповторима и по-своему уникальна. Она пахнет лесом, зимой, Новым годом. Да, нам действительно хорошо с ёлкой. Но возникает встречный вопрос: а хорошо ли ёлке с нами?

Мы подумали, а что будет с елью, когда закончится праздник?

Но ведь после праздника деревья безжалостно выбрасывают на свалку! Многие так поступают. Правильно ли это?

(Приложение № 2 )

Стоит ли ради нескольких дней губить дерево? Нам очень жалко такие деревья, поэтому мы задумались: возможно ли сохранить жизнь новогодней ёлочке.

Сегодня мы хотим обсуждать проблемы новогодних вырубок. Я задумалась, а не варварская ли это традиция – ставить дома новогоднюю ёлку? Прочитали много познавательной литературы, изучили материалы в сети Интернет по этому вопросу и узнали много интересного и полезного. В своей работе мы хотим рассказать и показать людям, что рубить ёлки, лишать их жизни плохо и счастья от этого не прибавится.

Неужели же мы люди, придумавшие сотовые телефоны, компьютеры, интернет, не можем ничего придумать для защиты нашей природы от самих себя. В результате возникла тема проекта «Сбережем елочку». Мы надеемся привлечь внимание всех, потому что тема нашего выступления касается каждого.

Цель и содержание: обратить внимание людей на массовую незаконную вырубку елок в предновогодний период, после которого остаются сотни, тысячи выброшенных новогодних елей. Задуматься о пользе хвойных лесов, охране природы.

Задачи проекта:

- воспитание гуманного отношения к природе и ее охрана в предновогоднее время;

- пропаганда среди населения экологических знаний, бережного отношения к природе;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.

Участники: учащиеся начальных классов

Возраст: 10 лет

Продукт проекта: посаженное хвойное дерево в школьном дворе.


Ход работы над проектом

Организационный момент. Производится определение темы , уточнение целей, выбирается рабочая группа из обучающихся, обсуждаются задания О

2. Планирование – анализируется проблема, определяется источник информации, производится постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределяются роли в команде; сбор общей информации об объекте исследования, обращение к справочной литературе, ознакомление с методами исследования, подготовка оборудования, необходимого для работы.

3. Исследование – собирается и уточняется информация, обсуждается альтернатива («мозговой штурм»), выбирается оптимальный вариант, уточняются планы деятельности, приступаем к выполнению проекта:

  • выполнение теоретических заданий №1 и №2;

(Приложение № 10)

  • размещение хвойных деревьев в комплексе;

  • видовой и количественный состав деревьев;

  • примерный возраст хвойных деревьев;

  • количество выбрасываемых елочек в комплексе после новогодних праздников - …………..

4.Практический этап

  • Составление анкеты для социологического опроса и проведение социологического опроса;

  • Чтение сказки Андерсена «Ель»;

  • Бубонья Беатрис и Карпова Света – подготовка и проведение мероприятия «В лесу родилась елочка и пусть она растет».

  • Выпуск листовок в защиту елок и расклеивание их в селе;

  • Изготовление творческих поделок «Елочка своими руками» - подарки жителям села;

  • Встреча с начальником ОГУ «Каменское лесничество» учащихся 4 класса;

  • выпуск рисунков в защиту елок «Не рубите елочку», «Елочка должна расти в лесу», «Берегите елочку».

  • проведение занятий по аппликации «Елочка», «Нарядим искусственную елочку» - учащиеся 1 класса

  • Ставим опыты «Барометр из шишки» - поделки из шишки (Приложение №10 )

  • Подготовка к театрализованному представлению «Не рубите ели»;

  • показ театрализованного представления «Не рубите ели..» детям детского садика х. Крутец и школьникам МКОУ «КрутчанскаяООШ».

5.Аналитический этап. Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

6.Заключительный этап. Представить проект – акцию на научно –практическую конференцию «Я познаю мир».

Методы исследования:

- теоретический (изучение и анализ специальной и методической литературы);

- эмпирический (наблюдение, описание, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);

- статистический (анализ и обработка результатов эксперимента и исследований).

Реализация проекта

Работа над проектом проходит перед Новым годом. При проведении акции «Сохраним елочку!» большинство обучающихся оказались активными участниками всех запланированных мероприятий. С целью повышения уровня экологического сознания жителей нашего села, понимания значимости проблемы сохранения лесных ресурсов, члены рабочей группы активизировали практическую и природоохранную деятельность.

Нам очень жалко такие деревья, поэтому мы задумались: возможно ли сохранить жизнь новогодней ёлочке?

В ходе реализации проекта

  • Мы учащиеся 4 класса проводили сбор информации о хвойном лесе, о ели и сосне из самых различных источников, занимались поиском стихов, пословиц, загадок, чтение сказки Андерсена «Ель», песен.

  • Учащимися был проведен социологический опрос среди населения села, с целью выявления как люди относятся к рубке елочек в предновогодний период, какую елку они собираются ставить дома: искусственную или настоящую. Было опрошено 70 человек. Результаты опроса были таковы:



Анкета

1. Какую елку вы предпочитаете на новый год:

А) натуральную – 53% Б) искусственную -44% В) не ставлю – 3 %

2. Какая елка была у вас в прошлом году?

А) натуральная – 39% Б) искусственная – 50 % В) никакой - 11%

3. Какая елка будет у вас на этот Новый год?

А) натуральная – 39% Б) искусственная -50% В) никакой – 11 %

4. Как вы считаете, нужно ли отказаться от натуральной елки на Новый год?

А) да – 46% Б) нет – 34% не знаю - 20 %

5. Как вы считаете, наносит ли природе существенный вред рубка елей, сосен в предновогодние дни?

А) да -70% Б) нет – 24%

Вывод можно сделать следующий: люди в основном предпочитают натуральную елку искусственной. Но, тем не менее половина опрошенных ставит искусственную. Большинство опрошенных считают, что необходимо отказаться от рубки елочек перед Новым годом, так как это наносит вред природе.

Акция «Не рубите ёлку, люди!»

Перед новогодними праздниками, мы всегда хотим купить елку, чтобы порадовать своих родных и близких. Порадуем же и природу, покупая искусственные ели. Чтобы побудить у людей желание отказаться от вырубки ёлок, я предложила своим одноклассникам разработать плакаты, которые призывали бы людей покупать искусственные ёлки и ещё лучше, сажали бы хвойные деревья возле своих домов, клубов, школ и каждый год наряжали бы эти деревья прямо на природе. Были выпущены рисунки и листовки в защиту елки. Листовки о значении леса получили жители села Крутец. Листовки были расклеены в общественных местах, члены рабочей группы ознакомили с содержанием листовок воспитанников школы, родителей.

(Приложение № 3)

Мои одноклассники отлично справились с этим заданием. Агитационные плакаты мы повесили на заборы школы, магазина и клуба. Я уверена, что глядя на наши плакаты люди вдумаются о новогодних вырубках.

Перед новогодними праздниками мы решили показать театрализованное представление в рамках природоохранной акции «Не рубите ели..» для детей детского садика и школьников.

(Приложение № 4)

Новогодние праздники, никогда не обходятся без трат. И если ущерб

нанесенный семейному бюджету восполним, то ущерб живой природе, причиненный вырубкой хвойных восполнять придется долго. Ведь для того, чтобы вырастить новогоднюю красавицу – елку, потребуется не менее 10 лет. И то, речь идет о среднем деревце, высотою не более полутора метров. Ель растет медленно – после посадки скорость роста составляет всего 3-4 см в год. Впоследствии скорость увеличивается до 10-20 см, при продолжительности жизни около 250 лет.

Экскурсия в питомник

14 января 2013г состоялась встреча с начальником лесничества

ОГУ «Каменское лесничество» Шафоростовым Сергеем Владимировичем. На этой встрече мы узнали, что в структуре лесных ресурсов нашего района из хвойных пород - сосна (1, 8 га).

Стоимость новогодней елки зависит от ее высоты: чем выше, тем дороже. За незаконную рубку предусмотрена материальная и административная ответственность. Мы также узнали, что в 2км от поселка Каменка находится питомник, где выращивают сосну на посадку и разведение. Работники лесничества не рубят сосны для продажи – это радует. Сергей Владимирович рассказал нам о работе питомника. Мы узнали, как выращивают сосну в питомнике.

Сергей Владимирович рассказал о вреде, который нанесли этим летом соснам насекомые – вредители.

Мы научились определить возраст сосны – по количеству мутовок – веток ( к количеству мутовок прибавить 2 года, так как

елочки ветвятся на третий год жизни).

Вывод:

  • Размещение хвойных деревьев в комплексе: растут в питомнике и самосев;

  • Видовой и количественный состав: сосна – 1, 8 га в питомнике;

  • Примерный возраст хвойных деревьев: возраст сосен - от 3лет до 30 и выше;

  • Количество выбрасываемых елочек в комплексе после новогодних праздников – 59 елок

(Приложение № 5)

Ежегодно новогодние сосны заготавливаются в Семилукском лесничестве, наиболее близко расположенном от Воронежа. Будущие новогодние красавицы выращиваются на специальной плантации площадью около двух гектаров. Первые три года после посадки двухлетних сеянцев на плантации производят прополки и прореживания, обеспечивая растениям значительное пространство для роста — 0,8–1 м. Это необходимо для формирования красивой и симметричной кроны. Для заготовки выбираются деревца, достигшие 4-7-летнего возраста. Ежегодно с плантации вырубается 10–15% деревьев, переросшие и не соответствующие стандартам, выкорчевываются.

Заготовка новогодних сосен и елей производится также на территории Острогожского и Россошанского лесничеств.

Работники лесничеств специально для праздника рубят хвойные деревья и реализуют их организациям, частным лицам, украшают ими площади, стадионы, дворцы.

Но что греха таить, за месяц до Нового года и в нашем районе можно купить елку у браконьеров. Кто эти люди? Чаще всего люди склонные к употреблению алкоголя, неработающие, дети из неблагополучных семей. Да, в погоне за наживой, люди забывают, что сами являются частью природы. А помнят ли они о том, что зеленые растения – это «лёгкие планеты», чтобы срубить дерево - нужна минута, а посадить и вырастить - несколько лет. Анализируя такие поступки, убеждаешься в невежестве, неуважении труда других людей, не говоря уже об экологической культуре.

Актуальность проведения экологической акции «Сохраним елочку!» неоспорима, актуальна.

Сколько красивых искусственных хвойных деревьев (любой высоты, по разной цене) можно приобрести в торговых точках.

Можно возразить, а как же запах свежей елки? Для этого можно сделать елочный букет, требуется немного фантазии. Зато поверьте, душа будет спокойна и совесть чиста. В лесу родилась елочка и место ей в лесу!

Не сгущаем ли мы краски? Нет! Ситуация в области, районе, в каждом населенном пункте отражает общую ситуацию в стране: чтобы не раскаиваться потом, необходимо принятие срочных мер уже сегодня.

Нами осуществлялся поиск информации о том, как можно сделать елочку своими руками. По собранным материалам были выполнены поделки – самые различные елочки, организована выставка творческих поделок «Елочка своими руками». Эти елочки мы подарили жителям села. (Приложение№ 6)

Я уже давно не ставлю в доме живую елку, предпочитаю искусственную.

(Приложение №7)

И я вам хочу сказать: смотрится ничуть не хуже, чем настоящая елка. Я счастлива, что елочка осталась жива. Я часто беседую со своими сверстниками и убеждаю их в том, чтобы последовали моему примеру. Моя подруга Беатрис осенью посадила около своего дома маленькую елочку. Теперь эта елочка будет в новогодние дни самым ценным подарком. Потому что она будет расти много лет и радовать ни одно поколение. В нашей школе мы решили собраться этой весной и провести трудовой десант – посадить хвойное дерево – сосну. Это будет просто замечательно! Потому что никто не будет рубить ели (сосны) в лесу, ведь около школы будет расти елочка, посаженная самими ее жителями. Я думаю, что у каждого дрогнет рука, срубить такую красавицу.

(Приложение № 8)

Заставлять природу страдать – черная неблагодарность. Природа должна быть счастливой. А вместе с ней и мы, ее дети. Давайте жить с природой в ладу! И тогда все будут счастливы!

В последние годы все более популярным стало выращивание хвойных деревьев. Вы только задумайтесь: ведь вы сами собственноручно в состоянии обеспечить себя новогодней ёлкой. Причем это будет ни

какое-нибудь выросшее неизвестно где дерево, а одна единственная, ваша, посаженная и выращенная своими руками ёлочка. Можно купить уже готовое растение в горшочке, а можно вырастить ёлку из семян.

Я с мамой взяли семена из шишек ели, которые лучше собирать в конце февраля, так как к этому времени они считаются полностью созревшими. Затем семена на несколько дней замочили в воде. Набухшие семена обеспечивают высокую скорость роста и качество всхожести. При посадке семян в горшки учитывали несколько важных нюансов, которые влияют на быстроту всхожести и качество будущего растения. Прежде всего, это глубина посадки семян. Она не должна превышать 1,5 см от уровня земли. Лучшими почвами для семян являются свежие, хорошо дренированные суглинки. При достаточной влажности посевы хорошо удаются и на супесчаных почвах. Мы купили специальную землю для хвойных деревьев и посадили в нее семена.

Всходы появились через 23 дня. При правильном подходе, заботе и внимании елочка будет круглый год радовать Вас своей красотой. А как приятно украшать на Новый год Ёлочку, выращенную своими руками!

(Приложение №9)

Вопросы охраны хвойных пород деревьев в настоящее время очень актуальны, возникла острая необходимость повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимания значимости проблемы сохранения лесных ресурсов; активизации практической и природоохранной деятельности детей, формирования ответственного отношения к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей сознательного отношения к природе

Данный проект привлекает внимание общественности к проблемам охраны природы, повышает уровень экологического сознания подрастающего поколения и населения, раскрывает значимость проблемы сохранения лесных ресурсов, формирует ответственное отношение к природным богатствам родного края. В проекте так же отражена социальная значимость и оригинальность решения данной проблемы.

Предлагаемый материал поможет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности.

Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. От поведения каждого из нас зависит будущее нашей планеты, и наше будущее. Наш девиз: «Мы все являемся частью природы, мы единое целое».

Мы, педагоги и ученики нашей школы, считаем необходимым прививать глубокие знания с самого раннего детства, приучать общаться с природой, пользоваться её дарами, уметь защитить её от хулиганской руки человека. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединило нас здесь. Все ваши мечты – это мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы.


Много интересного мы узнали о хвойных деревьях. Хочу рассказать вам, что из шишек можно сделать много красивых вещей. А ты знаешь, что шишка может предсказывать дождь?


Итог работы

Работа по проблеме сохранения лесных ресурсов, которая проводилась в канун Новогодних праздников среди населения, дала положительный результат. Многие люди просто не понимали, какой вред они приносят, вырубая ели. Не знали, какие существуют последствия вмешательства человека в природу, и как человек должен вести себя, чтобы не допустить ее разрушения. Теперь после поднятия проблемы бережного отношения к лесу, многие родители пересмотрели свое потребительское отношение к природе. Жители села находят новые способы для того, чтобы не рубить живую ель, а украшать свой дом искусственной елочкой или, используя фантазию, творчество, чтобы смастерить Новогоднюю композицию самим, это будет способствовать улучшению микроклимата в семье, укрепит дружбу взрослых с детьми.

Благодаря практической направленности, высокой значимости, экологической направленности проект широко востребован обучающимися, педагогами и родителями.

Вывод: в процессе работы над проектом, обучающие пополнили свои знания о великой роли растений в природе, установили связи ели с животными, овладели умениями применять биологические и экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма. Ребята не только сами убедились в том, что можно организовать свой досуг без ущерба для природы, но и провели разъяснительную работу в школе, дома и среди своих односельчан.

Задачи, поставленные в проекте, частично были выполнены. Члены «зеленого» патруля работали с заданиями №1 и №2; определили видовой и количественный состав, а также определили примерный возраст хвойных деревьев; подсчитали и проанализировали количество выбрасываемых елочек в комплексе после новогодних праздников.

У обучающихся сформировались общественно-значимые мотивы охраны природы и культурного природопользования. Ребята расширили и закрепили экологические знания и применили их на практике, проводя пропаганду экологических знаний среди населения, проявили инициативу в решение экологической проблемы и в получении результата.

Повысился уровень информированности населения о нормах экологической культуры, члены «зеленого» патруля будут надеяться, что в следующем Новом году количество срубленных елочек станет еще меньше.























































Приложение №1.

Анкета

1. Какую елку вы предпочитаете на новый год:

А) натуральную – % Б) искусственную - % В) не ставлю – %

2. Какая елка была у вас в прошлом году?

А) натуральная – % Б) искусственная – % В) никакой - %

3. Какая елка будет у вас на этот Новый год?

А) натуральная – % Б) искусственная -% В) никакой – %

4. Как вы считаете, нужно ли отказаться от натуральной елки на Новый год?

А) да – % Б) нет – % не знаю - %

5. Как вы считаете, наносит ли природе существенный вред рубка елей, сосен в предновогодние дни?

А) да % Б) нет – %


























Приложение №2







Не рубите ели в Новый год!

Пусть стоят красавицы лесные,

Подпирая синий небосвод

На просторах матушки России












Приложение №3

Листовка 1

«С детства, с уроков еще в начальной школе все мы знаем, как важен лес для здоровья человека. Лес – это "Легкие земли". Лес улучшает климат, обогащает и закрепляет почву, является источником технического и лекарственного сырья, прекрасным строительным материалом. Один гектар еловых насаждений может задерживать до 32 т. пыли в год, сосновых – до 35т. Но ежегодное варварское уничтожение большого количества молодых елей и сосен в Новогодние праздники приводит к его постепенному уничтожению.

Люди, опомнитесь! Подумайте хорошо, прежде чем взять топор в руки и отправить в лес за елкой. Ведь мы сами себе угрожаем. Давайте спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)!»


«Зеленый» патруль

МКОУ «Крутчанская ООШ»



Листовка 2

Уважаемые односельчане! К Вам обращаются юные защитники природы - члены «зеленого» патруля. Приближается самый прекрасный и всеми любимый праздник Новый год. Все и взрослые, и дети ждут от него чуда, свершение своих надежд и желаний. Вероятно, для того, чтобы украсить свой дом, вы отправитесь в лес за елкой? Стойте! Будьте благоразумны! Подумайте: чего мы сами себя лишаем? От нашего леса совсем скоро останутся одни только пни. Купите искусственную елочку, которая долгие годы будет украшать Ваш дом. Вместе мы сохраним наш лес, а совесть Ваша будет чиста. Желаем Вам здоровья и счастья!


«Зеленый» патруль»

МКОУ «Крутчанская ООШ»





Приложение №4 Наши руки не знают скуки.


















Подготовка к театрализованному представлению «Не рубите ели..»










Постановка театрализованного представления «Не рубите ели..»

в детском садике х. Крутец.














Сценарий театрализованного представления в рамках природоохранной акции «Не рубите ели..»

Действующие лица: Автор, Дед Василий, Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.

Автор: Раз морозною зимой

Дед Василий шел домой

И увидел на горе

Елку в снежном серебре.

Он решил, что эта елка

С тонкой колкою иголкой

Дом украсит в Новый год,

Внукам радость принесет.

Взял он санки, взял топор

И побрел в еловый бор

Елка на горе стояла

Ярким инеем сверкала.

Подошел старик поближе

И сказал…

Дед: Ох, вижу, вижу.

Хороша, стройна, красива,

А макушка, просто диво!

И звезда на ней, как раз

Загорится в нужный час.

Автор: Елка дрогнула с испуга

Позвала зайчонка – друга.

Заяц: Ах, зачем ты дед Василий

Нашу елку напугал.

Я по елкой этой милой

Целый месяц зимовал.

Дед: Вот так чудо – чудеса

Заяц молвит словеса.

Длинноухий, ну – ка кыш.

А не то поймаю, слышь.

Заяц: Ой – ой –ой ( убегает)

Дед опять пытается срубить елку.

Белка Дед, ты елку не руби.

Сколько шишек, погляди

Выросло на ней к зиме

Эти шишки нужны мне,

И клестам, и дятлам

Угощения хватит.

Дед: Вот дела и белка тоже

Говорить умеет.

Погляжу я, всякий зверь

Мне перечить смеет.

Белка. Ой – ой –ой (убегает)

Лиса: Ты, Василий, что шумишь,

Всех зверей пугаешь.

Есть один лесной закон,

А ты его не знаешь.

Дед: Ишь, какие тут дела.

Ты зачем, лиса, пришла?

Лиса: Елку я спасти хочу.

Ведь она меня спасала

И от зноя укрывала.

Береги лесное чудо!

А не – то придется худо!

Волка позову сюда,

Не случилась – бы беда.

Волк: Ты чего шумишь, старик?

Я с опушки слышал крик.

Вас людей, смотри как много.

Всем открыта в лес дорога.

Но для тех, кто лес обидит,

Красоту его не видит,

Путь закрыт, в наш дивный лес,

Не увидит он чудес:

Как зимой под снегом спит,

А весной – листвой шумит,

Летом – ягоды, грибочки,

Осенью в листочках кочки.

И всегда в лесу красиво,

Ну а елка, просто диво.

И зимой, и летом

В цвет один одета.

Дед: Елку эту выбрал я,

Будет елочка моя!

Из берлоги вылезает медведь:

Разбудил меня ты зря!

Эта елка не твоя.

Вот уж много лет подряд

Звери елочку растят.

И хотят, чтоб все вокруг

Знали, елка – добрый друг.

Все звери выстраиваются полукругом вокруг елки :

Заяц: Не дадим в обиду елку!

Белка: Елку колкую иголку.

Лиса: Праздник будет и в лесу.

Волк: В хоровод зову лису.

Медведь: Позовем твоих внучат

И нарядим их в зайчат.

Все водят хоровод

Автор: Ох, и дружный хоровод

Веселись, честной народ.

Веселитесь дети

Елка всех вас встретит.

Сверкает, улыбается

Спасена – красавица.





















Приложение №4 Экскурсия в питомник.




Не рубите ёлку, люди!

Пожалейте зимний лес!

Пусть вокруг неё зверушки

Водят в праздник хоровод!

Пусть спасаются зайчишки

От лисицы озорной,

Под мохнатыми ветвями

Доброй ёлочки лесной.



Приложение №5 Елочка своими руками


Автор работы: Карпова Света и папа Карпов Владимир Викторович




Автор работы: Кащенко Дима и мама Кащенко Татьяна Васильевна


Авторы работ: учащиеся 1 класса

















Маленькая елочка, сделанная своими руками, будет напоминать вам о том, что скоро праздник




















Приложение №6


Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей.





























Приложение №7 Посадка хвойного дерева







Приложение №8 Выращивание елочек из семян

















Приложение №9 Выполнение теоретических заданий

Обучающиеся, привлеченные к этой работе делятся на группы и получают карточки с заданиями.

Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Задание №2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

1. «Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестами шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Если вырубят ели, то нарушатся взаимосвязи в природе. В результате вырубки леса мелеют и пересыхают реки. Лес защищает пашни от выдувания ветром. Плохо придется всем обитателям леса, а также и человеку». ( Бубонья Беатрис 4класс)

2. «Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, это хвойное дерево стоит зеленое. Оно прямое и стройное. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Какую ель лучше нарядить к празднику – живую или искусственную? Мое мнение: нарядить лучше, конечно же, живую ель: от нее исходит смолистый аромат. На веточках ели находятся небольшие иголки, которые всем своим строением приспособлены к испарению влаги. Эти иголки покрыты плотной смолистой кожицей с сизым восковым налетом, веточки такие холодные с мороза, хочется их согреть.

Искусственная елка красива. Да спора нет. Она может быть и разной высоты и разного цвета. Но она не живая. И только люди, которую осознают свою ответственность за судьбу лесов, за наше будущее, поставят все – таки в своем доме искусственную елку. Я поговорю с родителями, и мы украсим свой дом новогодней композицией, которую сделаем своими руками и всей семьей. Праздник будет замечательный еще и потому, что у всех будет чистая совесть и спокойная душа.

Можно в лесу, прямо на опушке нарядить живую елочку, водить около нее хоровод, радоваться Новогодним праздникам. Тем самым мы спасем елочку. Это будет большая польза и для живых обитателей леса и для человека». (Карпова Света 4 класс)



































Приложение № 10 Барометр из шишки.























Сценарий театрализованного представления в рамках природоохранной акции «Не рубите ели..»

Действующие лица: Автор, Дед Василий, Заяц, Белка, Лиса, Волк, Медведь.

Автор: Раз морозною зимой

Дед Василий шел домой

И увидел на горе

Елку в снежном серебре.

Он решил, что эта елка

С тонкой колкою иголкой

Дом украсит в Новый год,

Внукам радость принесет.

Взял он санки, взял топор

И побрел в еловый бор.

Елка на горе стояла,

Ярким инеем сверкала.

Подошел старик поближе

И сказал…

Дед: Ох, вижу, вижу.

Хороша, стройна, красива,

А макушка, просто диво!

И звезда на ней, как раз

Загорится в нужный час.

Автор: Елка дрогнула с испуга

Позвала зайчонка – друга.

Заяц: Ах, зачем ты дед Василий

Нашу елку напугал.

Я по елкой этой милой

Целый месяц зимовал.

Дед: Вот так чудо – чудеса

Заяц молвит словеса.

Длинноухий, ну – ка кыш.

А не то поймаю, слышь.

Заяц: Ой – ой –ой ( убегает)

Дед опять пытается срубить елку.

Белка Дед, ты елку не руби.

Сколько шишек, погляди

Выросло на ней к зиме

Эти шишки нужны мне,

И клестам, и дятлам

Угощения хватит.

Дед: Вот дела и белка тоже

Говорить умеет.

Погляжу я, всякий зверь

Мне перечить смеет.

Белка. Ой – ой –ой (убегает)

Лиса: Ты, Василий, что шумишь,

Всех зверей пугаешь.

Есть один лесной закон,

А ты его не знаешь.

Дед: Ишь, какие тут дела.

Ты зачем, лиса, пришла?

Лиса: Елку я спасти хочу.

Ведь она меня спасала

И от зноя укрывала.

Береги лесное чудо!

А не – то придется худо!

Волка позову сюда,

Не случилась – бы беда.

Волк: Ты чего шумишь, старик?

Я с опушки слышал крик.

Вас людей, смотри как много.

Всем открыта в лес дорога.

Но для тех, кто лес обидит,

Красоту его не видит,

Путь закрыт, в наш дивный лес,

Не увидит он чудес:

Как зимой под снегом спит,

А весной – листвой шумит,

Летом – ягоды, грибочки,

Осенью в листочках кочки.

И всегда в лесу красиво,

Ну а елка, просто диво.

И зимой, и летом

В цвет один одета.

Дед: Елку эту выбрал я,

Будет елочка моя!

Из берлоги вылезает медведь:

Разбудил меня ты зря!

Эта елка не твоя.

Вот уж много лет подряд

Звери елочку растят.

И хотят, чтоб все вокруг

Знали, елка – добрый друг.

Все звери выстраиваются полукругом вокруг елки :

Заяц: Не дадим в обиду елку!


Белка: Елку колкую иголку.

Лиса: Праздник будет и в лесу.

Волк: В хоровод зову лису.

Медведь: Позовем твоих внучат

И нарядим их в зайчат.

Все водят хоровод

Автор: Ох, и дружный хоровод

Веселись, честной народ.

Веселитесь дети

Елка всех вас встретит.

Сверкает, улыбается

Спасена – красавица.



































Проблема утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев меня волнует не один год. В творческом объединение «Природная мастерская» я занимаюсь два года. Ещё в прошлом году после встречи новогодних праздников 2009 года, я с ребятами моего кружка провели небольшое исследование: мы распределились на группы (по месту жительства) и посчитали, что на восьми улицах нашего посёлка было выброшено прямо на улицу или рядом с мусорными баками почти 900 ёлок и сосен. Меня очень волнует проблема охраны природы, в частности утилизация хвойных пород, анализируя сложившуюся ситуацию, я решила, что необходимо поделиться своими идеями.


Совсем скоро наступят Новогодние праздники, и многие будут думать о том, как принести из леса большую и пушистую елочку, чтобы поставить ее в своем доме. Традиция украшать здания появилась уже давно, еще со времен Петра 1 в 1699 году. Вот с тех пор и продолжается хищническая вырубка хвойных лесов. Мне всегда жалко смотреть на хрупкие елочки, срубленные под самый корень. Жалко и стыдно, за нас, людей.

  1. Неужели же мы люди, придумавшие сотовые телефоны, компьютеры, интернет, не можем ничего придумать для защиты нашей природы от самих себя.

  2. Я уже давно не ставлю в доме живую елку. Накануне праздника иду в лес и собираю лапник. Приношу домой несколько пахучих живых веточек и украшаю их игрушками, мишурой, сверкающими гирляндами. И я вам хочу сказать: смотрится ничуть не хуже, чем настоящая елка. Я счастлива, что елочка осталась жива. Я часто беседую со своими сверстниками и убеждаю их в том, чтобы последовали моему примеру. Моя подруга осенью посадила около своего дома маленькую елочку. Теперь эта елочка будет в новогодние дни самым ценным подарком. Потому что она будет расти много лет и радовать ни одно поколение. В нашей школе мы решили собраться этой весной и провести трудовой десант по выращиванию елей около школы и на территории села. Это будет просто замечательно! Потому что никто не будет рубить ели в лесу, ведь около каждого дома будет расти елочка, посаженная самими ее жителями. Я думаю, что у каждого дрогнет рука, срубить такую красавицу.

  3. Заставлять природу страдать – черная неблагодарность. Природа должна быть счастливой. А вместе с ней и мы, ее дети. Давайте жить с природой в ладу! И тогда все будут счастливы!









В последние годы все более популярным стало выращивание хвойных деревьев и

использование их в качестве новогодних«живом» виде. Вы только задумайтесь: ведь вы

сами собственноручно в состоянии обеспечить себя новогодней ёлкой. Причем это будет ни

какое-нибудь выросшее неизвестно где дерево, а одна единственная, ваша, посаженная и

63


выращенная своими руками ёлочка. Можно купить уже готовое растение в горшочке, а

можно вырастить ёлку из семян.

Семена берутся из шишек хвойных деревьев, которые лучше собирать в конце

февраля, так как к этому времени они считаются полностью созревшими. Затем семена

нужно на несколько дней замочить в воде. Набухшие семена обеспечивают высокую

скорость роста и качество всхожести. При посадке семян в горшки требуется учитывать

несколько важных нюансов, которые влияют на быстроту всхожести и качество будущего

растения. Прежде всего, это глубина посадки семян. Она не должна превышать1,5 см от

уровня земли. Лучшими почвами для семян являются свежие, хорошо дренированные

суглинки. При достаточной влажности посевы хорошо удаются и на супесчаных почвах.

Всходы обычно появляются через20-25

дней. При правильном подходе, заботе и

внимании елочка будет круглый год

радовать Вас своей красотой. А как

приятно украшать на Новый год Ёлочку,

выращенную своими руками!









. Работники лесничества специально для

праздника рубят хвойные деревья и реализуют их организациям,

частным лицам, украшают ими площади, стадионы, дворцы.

Но что греха таить, за месяц до Нового года и в нашем

районе можно купить елку у браконьеров. Кто эти люди? Чаще

всего люди склонные к употреблению алкоголя, неработающие,

дети из неблагополучных семей. Да, в погоне за наживой, люди

забывают, что сами являются частью природы. А помнят ли они

о том, что зеленые растения – это «лёгкие планеты», чтобы

срубить дерево - нужна минута, а посадить и вырастить - несколько лет. Анализируя такие

поступки, убеждаешься в невежестве, неуважении труда других людей, не говоря уже об

экологической культуре.

Актуальность проведения экологической акции «Живи, Ёлочка!» неоспорима, актуальна.

Сколько красивых искусственных хвойных деревьев (любой высоты, по разной цене) можно

приобрести в торговых точках.

Можно возразить, а как же запах свежей елки? Для этого можно сделать елочный

букет, требуется немного фантазии. Зато поверьте, душа будет спокойна и совесть чиста. В

лесу родилась елочка и место ей в лесу!

Не сгущаем ли мы краски? Нет! Ситуация в области, районе, в каждом населенном пункте

отражает общую ситуацию в стране: чтобы не раскаиваться потом, необходимо принятие

срочных мер уже сегодня.



Ведущий: А теперь давай те послушаем с вами выступление представителя

лесничества«Красногвардейское», он выступит с очень полезной информацией, его доклад

называется«Как вырастить ёлку у себя дома в горшке».

Представитель ОГУ«Красногвардейское лесничество»: Мы живем в

неблагоприятных экологических условиях. В нашем районе перед Новогодними

праздниками варварски вырубаются хвойные деревья: сосны, ели. Для браконьеров нет

никаких преград, но пока мы будем покупать у них ели, это кощунство не прекратится.

Некоторые люди(если их можно так назвать) не щадят деревья даже в городской зоне. После

Нового года улицы из-за варварски срубленных декоративных деревьев теряют свой вид, к

тому же перестают очищаться от пыли и загазованности.

Каков будет мир в будущем– зависит от каждого из нас! Ведь даже незначительные

действия одного человека в совокупности с другими людьми приобретают гигантские

масштабы. Забыли закрыть кран? А плюс так поступили миллионы людей. Последствия

этого– потеряны сотни миллионов литров воды. Сорвали на поле красивый цветочек? –

объем Красной книги становится больше год от года.



Купили живую ель к Новому году? –

тысячи погубленных ради одной ночи деревьев. А ведь еловые ресурсы восстанавливаются

очень медленно по сравнению с масштабами потребления.

В последние годы все более популярным стало выращивание хвойных деревьев и

использование их в качестве новогодних«живом» виде. Вы только задумайтесь: ведь вы

сами собственноручно в состоянии обеспечить себя новогодней ёлкой. Причем это будет ни

какое-нибудь выросшее неизвестно где дерево, а одна единственная, ваша, посаженная и

63

выращенная своими руками ёлочка. Можно купить уже готовое растение в горшочке, а

можно вырастить ёлку из семян.

Семена берутся из шишек хвойных деревьев, которые лучше собирать в конце

февраля, так как к этому времени они считаются полностью созревшими. Затем семена

нужно на несколько дней замочить в воде. Набухшие семена обеспечивают высокую

скорость роста и качество всхожести. При посадке семян в горшки требуется учитывать

несколько важных нюансов, которые влияют на быстроту всхожести и качество будущего

растения. Прежде всего, это глубина посадки семян. Она не должна превышать1,5 см от

уровня земли. Лучшими почвами для семян являются свежие, хорошо дренированные

суглинки. При достаточной влажности посевы хорошо удаются и на супесчаных почвах.

Всходы обычно появляются через20-25

дней. При правильном подходе, заботе и

внимании елочка будет круглый год

радовать Вас своей красотой. А как

приятно украшать на Новый год Ёлочку,

выращенную своими руками!

Ведущий: Я думаю, Ваше

выступление поможет каждому из нас

сделать первый шаг на пути к спасению

хвойных насаждений.

А сейчас я предлагаю познакомиться с

Планом рекомендуемых мероприятий в

рамках акции«Живи, Ёлка!» (Просмотр презентации).

Ведущий: Еще одна проблема существует для населения нашего района, уже после

новогодних праздников это– утилизация ёлок. Жуткое зрелище можно наблюдать на улицах

наших населенных пунктов, возле мусорных баков горы пожелтевших ёлок, которые совсем

недавно дарили красоту и радость. Об этой проблеме сейчас нам расскажет представитель

экологической службы.

Представитель экологической

службы: Праздники прошли, елки

остались… Обычная картина после Нового

года: мусорные баки во дворах домов со всех

сторон обставлены облезлыми и уже никому

не нужными елками. Эти атрибуты главного

праздника года с остатками мишуры

настолько заполняют пространство

мусорников, что иногда к бакам даже

подойти нельзя.

Несмотря на то, что в этом году на

мусорниках намного меньше елок, чем в

прошлые годы, эта проблема все равно для

нас актуальна. Ценный источник витаминов и микроэлементов гниет на улицах нашего

города.

В середине января для тех, кто следит за чистотой городских улиц, начинается

уборочная страда. Убирают елки. Некогда зеленые, а теперь пожелтевшие. В лучшем случае

- сваленные рядом с мусорными баками, чаще их просто перекатывает ветер, и растаскивают

дети.

Ситуация в области, районе, в каждом населенном пункте отражает общую ситуацию

в стране: чтобы не раскаиваться потом, необходимо принятие срочных мер уже сегодня. Над

изучением способов утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных

деревьев мы работаем несколько лет. Ведётся сбор«новогодних ёлок». Проводится

агитационная компания жителей по вопросу складирования новогодних ёлок.

64

Изучая проблему утилизации ёлок, мы предлагаем следующие технологии:

«Хвойный компост»- хвойные деревья обладают фитонцидными свойствами, они

губительно действуют на почвенные бактерии. Зная об этом, более мелкие ветки, хвою

можно использовать для поверхностного компостирования– мульчирования, только для

этого их нужно будет измельчить. Еще измельченные ветки и хвою- опилки, в дальнейшем

можно использовать в парках, на газонах города и района, а так же на приусадебных

участках населения, как удобрение. Так старые елки превращаются в отличное новое

удобрение. Как видите, в опилках, применении мульчи новогодняя ель продолжает жить.

Поэтому, глядя на главный символ прошедших праздников, проявите немного

фантазии. А главное, не спешите выкидывать новогоднее дерево, создавая проблему

коммунальным службам города.

«Лечебная хвоя»- еловая хвоя обладает особыми лечебными свойствами. Если она

несколько запылилась, то её нужно промыть через сито и сделать чудесный отвар. Его

лучше всего использовать для хвойных ванн, которые, как известно, обладают

успокоительным свойством и повышают иммунитет. Особенно хорошо их использовать при

заболеваниях суставов, радикулите, заболеваниях кожи и дыхательной системы, избыточном

весе, нервном переутомлении, беспокойстве. Ванны с лесным ароматом прекрасно расслабят

напряженные мышцы, снимут усталость, наполнят новыми силами, успокоят. Отвар

хвойных веток отлично подойдет для ингаляций и полосканий при заболеваниях горла и

ротовой полости. Им же можно мыть голову: он укрепляет структуру волос и придаёт им

блеск. Прогулка по хвойному лесу необычайно полезна для дыхательной системы, потому

что хвоя обладает противовирусным и антисептическим действием. Препараты их

«хвоинок» способствуют повышению иммунитета, омоложению организма. Из еловой хвои

народная медицина рекомендует приготовить лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистых и грибковых заболеваний, болезней головного мозга, цинги и бронхиальной

астмы. Кроме того, использование хвои активизирует процессы кроветворения и

метаболизма. Нередко ее применяют для лечения заболеваний кожи лица, изготовления

мыла, лосьонов, зубной пасты.

«Искусственная ель» - любой высоты, по разной цене можно приобрести практически

во всех торговых точках. В сравнении с живой елкой искусственную хранят не один год. Да,

использование елки искусственной гораздо гуманнее с точки зрения заботы об экологии,

ведь хвойные леса- являются легкими нашей планеты. Искусственную красавицу можно

просто убрать на антресоль или в шкаф. Она удобна в эксплуатации и прослужит не один

год. Так же искусственные елки не осыпаются в отличие от живых.

Для восстановления одной вырубленной двухметровой ели нужно не меньше10 - 15

лет. И во многих лесных хозяйствах Европы на Рождество елки не срубают, а сдают в

аренду. После праздников дерево с сохраненной корневой системой вынимают из кадки и

снова высаживают в лесу. Я думаю для нас это тоже реально, если мы будем использовать

этот метод, тогда и проблемы утилизации внезапно выброшенных после Нового года елок

возникать не будет.

Ведущий: А теперь проведем небольшой практикум(практическое занятие с обучающимися

МБОУ ДОД«Станция юных натуралистов» «Как вырастить елку у себя дома в горшке»).

65

Ведущий: Я думаю, у вас не осталось сомнения, почему надо беречь ёлочку, и как

своими руками можно её вырастить у себя дома. А сейчас я раздам вам опросники, которые

вы должны заполнить.

Опросный лист

1. Является ли ель атрибутом новогоднего праздника в вашей семье, доме?

А) да, живая(при наличии искусственной)

Б) да, живая(т.к. нет искусственной)

В) мне достаточно букета

Г) да, искусственная ель

Д) не украшаю дом

2. Считаете ли вы живую ель необходимостью и обязательным элементом новогоднего

праздника?

А) да, мне нравится(это традиция)

Б) не считаю, но домочадцы иного мнения

В) нет, поэтому ель не ставлю

Г) да, но жалко денег на нее нет

3. Станет ли вам праздник хуже, если вместо живой ели вы украсите дом

1) искусственной елью2) елочным букетом?

А) нет, вовсе даже

Б) в какой-то степени

В) да, намного

Г) одно другому не мешает

4. Откуда вы берете ель?

А) покупаю на рынке с рук

Б) покупаю на специальных распродажах

В) срубаю сам(+ с разрешением)

(- «браконьерством»)

5. Знаете ли вы, сколько нужно времени, чтобы ель выросла на2 м в высоту?

А) до2 лет

Б)5-8 лет

В) 8-12 лет

Г) 12 и более

6. Считаете ли вы, что в настоящее время существует проблема незаконной рубки елок?

А) нет, не считаю

Б) да, незначительно

В) да, значительно

7. Знаете ли вы сейчас сумму штрафа за рубку ели?

А) да

Б) нет

В) надо будет– узнаю

66

8. Возраст

0-13, 14-18, 19-25, 26-35 36-55 от56 и старше

Ведущий: В следующий раз, когда мы с вами соберемся снова за круглым столом, я зачитаю

вам результат проведенного опроса.

Подведем итог нашей с вами встречи.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Участники круглого стола, обсудив состояние хвойных насаждений

Красногвардейского района, предлагают:

- для сохранения традиции встречи Нового года с главным атрибутом праздника

(новогодняя ель), предлагаем выращивать в питомниках ОГУ«Красногвардейское

лесничество» растения с закрытой корневой системой в контейнерах и у себя дома в горшке;

- уменьшить до минимума рубку деревьев на реализацию в розничной торговле;

- наладить процесс утилизации хвойных растений;

- закупить деревоперерабатывающее оборудование. Несмотря на высокую стоимость,

оборудование окупается быстро(опилки используются как мульча в озеленении, хвоя и

опилки используются на птичниках, как пищевая добавка и подстилка соответственно).

Список литературы

1. Верзилин Н. М. и Корсунская В. М. Лес и жизнь. Л., «Детская литература», 1966.

2. Петров В. В. Из жизни зеленого мира. М., «Просвещение», 1975.

3. «Научная сеть» – www.nature.ru

Автор разработки: Литвинова Наталья Николаевна.

Должность: педагог дополнительного образования.

Место работы: МБОУ ДОД«Станция юных натуралистов».

67


8. Возраст

0-13, 14-18, 19-25, 26-35 36-55 от56 и старше

Ведущий: В следующий раз, когда мы с вами соберемся снова за круглым столом, я зачитаю

вам результат проведенного опроса.

Подведем итог нашей с вами встречи.

РЕЗОЛЮЦИЯ

Участники круглого стола, обсудив состояние хвойных насаждений

Красногвардейского района, предлагают:

- для сохранения традиции встречи Нового года с главным атрибутом праздника

(новогодняя ель), предлагаем выращивать в питомниках ОГУ«Красногвардейское

лесничество» растения с закрытой корневой системой в контейнерах и у себя дома в горшке;

- уменьшить до минимума рубку деревьев на реализацию в розничной торговле;

- наладить процесс утилизации хвойных растений;

- закупить деревоперерабатывающее оборудование. Несмотря на высокую стоимость,

оборудование окупается быстро(опилки используются как мульча в озеленении, хвоя и

опилки используются на птичниках, как пищевая добавка и подстилка соответственно).

Список литературы

1. Верзилин Н. М. и Корсунская В. М. Лес и жизнь. Л., «Детская литература», 196








































































«Новогодней ёлке – вторую жизнь»

(проект по проблеме утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев).


Борисенко Елизавета, 14 лет МОУ ДОД

«Районная станция юных натуралистов»


Человечество – неотъемлемая часть современной биосферы, и его место на ней постоянно исследуется экологами. Мы живём на планете Земля неправильно: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное - нет. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а леса, озёра, реки, родники, зоны чистого воздуха – не хотим.

Самый волнующий и любимый праздник практически у всех это Новый год. Он с детства ассоциируется с чем-то волшебным, праздничным.

Какое главное украшение любого дома в Новый год? Конечно, елка. Зеленая лесная красавица, пахнущая хвоей - это здорово! Но ведь после праздника деревья безжалостно выбрасывают на свалку!

Вопросы охраны хвойных пород деревьев в настоящее время очень актуальны, возникла острая необходимость повышать уровень экологического сознания подрастающего поколения, понимания значимости проблемы сохранения лесных ресурсов; активизации практической и природоохранной деятельности детей, формирования ответственного отношения к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.

Данный проект привлекает внимание общественности к проблемам охраны природы, повышает уровень экологического сознания подрастающего поколения и населения, раскрывает значимость проблемы сохранения лесных ресурсов, формирует ответственное отношение к природным богатствам родного края. В проекте так же отражена социальная значимость и оригинальность решения данной проблемы.

Проблема утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев меня волнует не один год. В творческом объединение «Природная мастерская» я занимаюсь два года. Ещё в прошлом году после встречи новогодних праздников 2009 года, я с ребятами моего кружка провели небольшое исследование: мы распределились на группы (по месту жительства) и посчитали, что на восьми улицах нашего посёлка было выброшено прямо на улицу или рядом с мусорными баками почти 900 ёлок и сосен. Меня очень волнует проблема охраны природы, в частности утилизация хвойных пород, анализируя сложившуюся ситуацию, я решила, что необходимо поделиться своими идеями.

Цель проекта:

организовать мероприятия по проблеме утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев.

Задачи:

-разработать способ утилизации новогодних елок;

-воспитывать ответственное отношение к проблеме вырубки хвойных пород;

-вызвать у детей желание и интерес к проблеме охраны хвойных пород;

-разработать буклеты, листовки по проблеме охраны хвойных пород, анкеты, рекомендации по результатам проекта.

Объект исследования: процесс вторичного использования сырья

Предмет исследования: хвойные деревья

Гипотеза:

Бережное отношение к сосне и ели необходимо потому, что они имеют большое народнохозяйственное, эстетическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение, но подвергается незапланированным вырубкам.

Методы исследования:

- теоретический (изучение и анализ специальной и методической литературы);

- эмпирический (наблюдение, описание, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);

- статистический (анализ и обработка результатов эксперимента и исследований).

В приложении можно познакомиться:

-с содержанием анкетирования и его результативностью;

- с лечебными свойствами и рецептами «Ёлка - домашний доктор»;

- со значением хвойных деревьев в жизни человека;

-с материалом для распространения среди жителей посёлка Ивня (новогодние композиции из природного материала, букеты с использованием лапника, информационные бюллетени, листовки);

-с утилизацией хвойных деревьев в других странах.


План работы.

- рассчитать рентабельность проекта;

-дать объявление в районную газету «Родина»;

-изготовить буклеты, листовки, информационные бюллетени;

-организовать сбор хвойных пород деревьев после новогодних праздников;

-анкетирование жителей посёлка;

-на занятиях творческих объединений изготовить веники для бани;

-распространить веники для бани в торговую сеть. (Магазины: «Первый», «Всё для бани», «Сувениры»);

-обработка результатов анкетирования;

-подготовить методические рекомендации по разработке проекта.





Положительные стороны проекта:

Наряду с тем, что при малых затратах, мы получаем большую прибыль, очень важным является то, что при сборе ёлок, общаясь с населением, мы ведём профориентационную работу, распространяя листовки, информационные бюллетени, диски с видеофильмами, мастер – классами.

Отрицательные стороны проекта:

Иголки быстро осыпаются, поэтому необходимо в короткий срок проводить сбор деревьев, изготовление веников для бани и их реализацию.

Методические рекомендации по разработке проекта.

Необходимо заранее разработать материалы для распространения среди жителей посёлка Ивня. Это могут быть также листовки, буклеты, информационные бюллетени, плакаты, видеоматериалы, которые накапливались не один год, (ведь мы участвуем в акции «Живи, елка!» каждый год).

Необходимо всем нам – неравнодушным к экологическим проблемам людям активно участвовать в охране родной природы: участвовать в природоохранных мероприятиях, акциях, вести разъяснительную работу с населением. Если все-таки хвойное дерево куплено, надо не выбрасывать его на мусорку, а использовать всё до последней иголочки для пользы человека, тем самым дать вторую жизнь срубленным деревьям. А нам необходимо разрабатывать такие проекты, которые позволят, решит проблему утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев.

Вывод: изготавливая веники для бани ель продолжает жить. Работая над утилизацией новогодних елей, мы воспитываем в детях чувство за сохранность окружающего нас мира, экономное отношение к материалам (так как при утилизации хвойных деревьев мы получаем практически безотходное производство). Использование данной технологии по утилизации «новогодних елок», создает условия для экологического воспитания детей, суть которого заключается в формировании у подрастающего поколения стремления не только охранять, но и рационально использовать природные ресурсы.


Список использованной литературы.


1. В.В. Балабанова, Биология, экология, здоровый образ жизни. М. Учитель.

2. М.А. Носаль. Лекарственные растения в народной медицине. М. «Внешиберика»

3. Экологический словарь – справочник, Белгород, 2008.

4. Юный натуралист номер 1,5,11-2008г.

5. WWW.ECOLPROJECTS.RU.

6. WWW ekolog-spb.ru/ekologicheskie-proekti.php.


Приложение 1


ёлку?

- Что Вы делаете с живыми елками после новогоднего праздника?

- Знаете ли Вы о применении хвойных деревьев в народной медицине?

- Знаете ли Вы о роли хвойных растений в природе?

Результаты анкетирования.

В анкетировании приняли участие 100 жителей посёлка.

На первый вопрос положительно ответили 95,7%, это один из самых любимых праздников у населения, 50 % жителей знакомы с традициями встречи нового года, 81% жителей посёлка украшали свой дом живой елкой, 10% – искусственной, 9% - не устанавливали ёлку вовсе.

82% опрошенных хотели бы научиться составлять новогодние букеты и композиции, но только 40% жителей согласились, что они смогут заменить живую ёлку.

После проведения новогодних праздников 98% – ёлки выбрасывали, и только 2% использовали иголки сосны в лечебных целях.

Многие жители посёлка знают о применении хвойных деревьев в народной медицине (44%) и о роли хвойных растений в природе – 56%, но при этом не задумались использовать знания с пользой для себя.

Изучая результаты анкетирования можно сделать вывод, что одних знаний о природе, если они не будут сочетаться с практическими делами, еще недостаточно. Необходимо более активно вести разъяснительную работу с населением, распространять листовки, информационные бюллетени, плакаты, видеоматериалы, популяризировать среди населения идей охраны природы и пропаганды новых традиций оформления новогодних (рождественских) букетов и композиций, вместо срубленных ёлок

Приложение 2

Ёлка - домашний доктор.

Люди с давних времен используют полезные и лечебные свойства сосны и ели в народной медицине для предотвращения и лечения многих заболеваний и недугов.

Ель (сосна)- дерево спокойствия и высоты духа. При прямом контакте сила ели унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в душе человека.

Рецепты для предотвращения и лечения заболеваний и недугов

-Веник в баню из хвои.

Вместо привычного берёзового веника, попробуйте попариться веником из хвои ели. Это эффективное средство оказывает сразу косметическое и лечебное действие на весь организм. Вы получаете сразу и энергичный массаж, и растирание, похлопывание, поколачивание, разминка мышц, а биологически активные вещества, присутствующие в хвое, усиливают это воздействие.

-Дым от сжигания сосны укрепляет зрение и лечит глазные раны.

-Сосновый экстракт для ванн:

Из хвои получают сосновый экстракт, который употребляют для принятия ванн, необходимых при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний. Заварить 3 л кипятка 0,5-1 кг хвои, настоять 4 ч.

Эта процедура поддержит при переутомлении, взбодрит, улучшит

самочувствие, поскольку эфирное масло ели является хорошим психостимулятором.

-Лечение суставов.

Свежие сосновые опилки, распаренные в кипятке, прикладывают к пояснице, больным суставам.

- Настой хвои применяют для лечения и профилактики цинги.

-Растертую хвою полезно нюхать при насморке.

-Раньше, смолу хвойных деревьев жевали для укрепления десен и зубов.

Прием в течение некоторого времени внутрь по 5-6 смоляных шариков.

Живица сосны лечит трещины на губах, язву и катар желудка, фурункулез, мокнущую экзему. Для этого ею смазывают раны.

- Этот лосьон поможет при жирной себорее, при выпадении волос, а также придаст приятный, свежий аромат хвои. Для приготовления лосьона необходимо 10 - 20 граммов хвои ели, потолочь в неметаллической ступке. Затем залить 1 стаканом воды и довести до кипения. Прокипятить 10-15 минут на слабом огне, выключить и дать настояться. Остывший отвар процедить. После мытья головы 2 - 3 раза в неделю втирать этот отвар в корни волос

- Бальзам для заживления кожи.

Такой бальзам можно держать в холодильнике, он поможет при небольших механических повреждениях кожи (ударились, поцарапались и др.), а так же при язвах и нарывах. Возьмите в равных долях еловую смолу, мёд, воск и подсолнечное масло. Разогрейте смесь на маленьком огне, осторожно, чтобы не подгорело. Если потребуется - воспользуйтесь рассекателем. Готовую смесь храните в стеклянной баночке или в фарфоровой, если осталась от крема.

-Бальзам от герпеса. Если есть возможность, то сделайте компресс из этого бальзама как можно раньше, пока герпес ещё не «расцвёл» пышным цветом. Возьмите 1 часть смолы сосны, добавьте 2 части растительного масла и смешайте в однородную массу. Обмакните ватку в эту смесь и приложите к поражен-ному герпесом участку. Можно прикрепить этот мини компресс медицинским пластырем и оставить на полчасика.

Хочется, чтобы она стала для всех не только новогодним деревом, а другом, помощником, домашним доктором. Еловые фитонциды прекрасно очищают в помещениях воздух от болезнетворных микробов. Одним из способов насытить воздух в доме ароматом ели – заполнить половину ведра еловыми ветками, залить их кипятком и поставить в комнате в укромном месте, не закрывая крышкой, чтобы эфирные масла могли свободно испариться. В горячую еловую воду можно добавить несколько капель лимонного сока.

Следующий способ предусматривает использования смолы любого хвойного дерева. Гуляя в лесу, соберите смолу с сосны или ели, храните дома. При первых признаках простуды возьмите кусочек и периодически сосите, как леденец, несколько раз в течении дня. Я делаю так: разжевав, придаю смоле форму лепёшки и языком притираю её к зубам. Так она не мешает и действует даже во время сна. Слюну, образующуюся при сосании, следует проглатывать. Детям для лечения горла удобнее давать кусочек сахара с 3-4 каплями пихтового масла.

Как правило, елка стоит дома не больше трех недель. От тепла иголки начинают осыпаться. Но не надо спешить ее выбрасывать! Еловая хвоя обладает замечательными целебными свойствами. Содержащее в ней эфирное масло оказывает сильное противомикробное действие, на этом основано применение хвойных деревьев в народной медицине.

Велика и многообразна роль хвойных деревьев. Они являются не только источником получения древесины с прекрасными физико-механическими свойствами, но и выполняют огромную водоохранную, санитарно-гигиеническую, почво- и полезащитную роль.

Важным средством сохранения лесов является его воспроизводство. С этой целью закладываются питомники лесных культур, осуществляется их высадка на вырубках, гарях, прогалинах, на склоновых землях.

Вывод: вечнозелёное дерево не только красиво, оно ещё обладает и мощными

целебными свойствами, которыми предлагаю воспользоваться, изготовив лечебные препараты.












Приложение 3

Значение хвойных деревьев в жизни человека.


Велико значение сосны для защиты почвы от эрозии, улучшения климатических условий и водного режима территории.

Она широко применяется при создании полезащитных полос, укреплении подвижных песков, облесении берегов рек и овражно-балочных систем; ее используют для озеленения городов, рабочих поселков.

В сосновых лесах заготавливается большое количество грибов, ягод и очень важного лесо¬химического сырья — живицы.

Все части дерева сосны, начиная от почек, хвои и кончая пнем и корнями, являются весьма ценным сырьем для дерево-обрабатывающей, целлюлозно-бумажной, лесохимической, меди-цинской и других отраслей промышленности.

Древесину сосны и ели используют как ценный строительный и поделочный материал.

Лесные насаждения являются одним из главных условий очистки воды и атмосферы, восстановления почвы. Велика роль сосновых лесов, они выполняют водорегулирующую, почвозащитную роль, характеризуются высокими фитонцидными свойствами. Хвойные деревья широко используются в озеленении городов и поселков, в хвойных лесах заготавливают большое количество грибов, ягод и живицы, но лесной покров Земли сокращается.

С переходом к рыночным отношениям, с изменением форм собственности значительно увеличилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый нарушителями лесного законодательства.

В настоящее время охрана природы должна стать непременной заботой каждого государства и каждого человека.

Повышение экологической грамотности – путь к решению многих экологических проблем.

С помощью химической обработки из древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям.

Из древесины ели изготовляют бумагу.

Велика и многогранна средообразующая роль сосновых лесов. В сосновых лесах создается специфический микроклимат. Летом под пологом древостоя температура воздуха ниже, а зимой, наоборот, выше, чем на открытых участках.

Лес уменьшает силу ветра, задерживает движение пыли.

Сосновые леса, особенно высокой производительности, поставляют в атмосферу огромное количество биологически активного кислорода и поглощают углекислый газ.

Сосновые леса выполняют большую водоохранную и почвозащитную роль.

Приложение 4


Материал для распространения среди жителей посёлка Ивня.

Новогодние композиции из природного материала, букеты с использованием лапника, информационные бюллетени, листовки.

Никого не оставят равнодушным новогодние композиции. Каждый хвойный веночек, каждый праздничный цветок, беззащитно и трогательно смотрящийся в холодные зимние дни, каждая ароматная и яркая деталь Нового Года, это еще одна капля в бокал общего хорошего настроения и комфортной атмосферы.

Вот несколько вариантов оформления композиций из природного материала с использований посуды, свечей и конечно выдумки и вкуса и творческих идей.






Приложение 5


Утилизация хвойных деревьев в других странах.

После Нового года сотни кубометров ценной древесины отправляются на свалку. Без особой жалости люди расстаются с отслужившими елками.

Затем остатки праздничного веселья подбирают машины-мусоровозки и вывозят на свалки. Вот так год за годом тысячи кубометров ценной древесины в России безалаберно превращаются в бесполезный утиль.

А вот европейцы трясутся не только над каждой живой веткой, но и давно нашли применение срубленной хвое. В Швеции, Финляндии и многих других странах не дают пропасть ни одной древесной щепке. Все на счету.

Еловое сырье используется в работе мебельными фабриками и деревоперерабатывающими комбинатами. Хвойные отходы годятся для изготовления косметических препаратов. Котельни, а также колхозы, совхозы и рыбцеха могут использовать хвойные ветки как топливо, материал на полях для снегозадержания, искусственные нерестилища для рыб. Из измельченной древесины получается отличное сельскохозяйственное удобрение.

В Вене существуют специальные службы по утилизации использованных елок. Ежедневно и круглосуточно до 11 января можно бесплатно сдать отслужившую красавицу на одну из 414 городских площадок приема. Деревья измельчают и из биомассы делают топливные брикеты.

В Швеции новогодние елки сжигают в небольших городских котельных. И благодаря этой технологии более 13% шведов получают тепло и горячую воду.

По всей Великобритании до 19 января будут работать пункты приема Рождественских елок. Только в Лондоне их несколько десятков.

Активисты движения за переработку мусорных отходов пытаются приучить население к мысли, что елки также нужно сдавать на переработку, как макулатуру или одноразовую посуду. Для тех, кто не успевает привезти ель самостоятельно, предусмотрена абсолютно бесплатная услуга вызова мусорной машины на дом. Ведь елки, выброшенные в мусорник, не попадут на вторичную переработку, а отправятся прямиком на свалку.

Пока что в Лондоне удается собрать и переработать только пятую часть всех новогодних красавиц.

Еловую хвою с удовольствием едят слоны, зубры и другие обитатели зоопарков, еловый лапник прекрасное средство для удержания снега на полях, а из измельченных еловых веток можно изготовить топливные брикеты или использовать их в виде сельскохозяйственного удобрения.

Для восстановления одной вырубленной двухметровой ели нужно не меньше 10 - 15 лет. И во многих лесных хозяйствах Европы на Рождество елки не срубают, а сдают в аренду. После праздников дерево с сохраненной корневой системой вынимают из кадки и снова высаживают в лесу.

Давайте тоже перейдем на многоразовые ели - каждый заведет себе маленькую елочку в горшочке, будет ее любить и лелеять. Тогда и проблемы утилизации внезапно выброшенных после нового года елок возникать не будут.





















Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же все мы на век объединимся,

Давайте наши души сохраним,

Тогда и на земле мы сами сохранимся.


1. Актуальность проекта.


В последние годы в результате ухудшающей экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности по вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Изменения в структуре экономики призваны обеспечить устойчивое развитие общества и создать для населения Земли лучшие условия жизни при рациональном использовании ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколения.

Причина многих неблаговидных поступков, которые совершают люди, - это незнание. Поэтому в результате проведения экологических акций, дети лучше узнают жизнь обитателей природы; узнают, почему нужно поступать в природе так, а не иначе; стараются выполнять необходимые предписания и запреты во время экскурсий, отдыха, сбора ягод и грибов, орехов, лекарственных трав. Ежегодно под Новый год учащаются факты несанкционированной рубки хвойных насаждений. Лесные красавицы становятся добычей людей без совести. В Белгородской области очень мало лесов, а те которые имеются необходимо охранять от варварского уничтожения. Возникает вопрос? «Как сделать так, чтобы экологические действия стали естественным проявлением в повседневной жизни»?

В итоге была обозначена проблема и намечена программа деятельности. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности для того, чтобы сохранить природные богатства нашей области.

Проект выполняют: обучающиеся творческого объединения «Лес и человек», педагог дополнительного образования, администрация.

Цель проекта:

Повышение уровня информированности обучающихся об экологических факторах и их влияние на здоровье. Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в природе.

Задачи:

- выявление взаимосвязи между растениями, животными и человеком;

- выработка на этой основе экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми;

- формировать умение организовывать свой досуг, без ущерба природе.
























Листовка.


«С детства, с уроков еще в начальной школе все мы знаем, как важен лес для здоровья человека. Лес – это "Легкие земли". Лес улучшает климат, обогащает и закрепляет почву, является источником технического и лекарственного сырья, прекрасным строительным материалом. Один гектар еловых насаждений может задерживать до 32 т. пыли в год, сосновых – до 35т. Но ежегодное варварское уничтожение большого количества молодых елей и сосен в Новогодние праздники приводит к его постепенному уничтожению.

Люди, опомнитесь! Подумайте хорошо, прежде чем взять топор в руки и отправить в лес за елкой. Ведь мы сами себе угрожаем. Давайте спасать - наш русский лес (и нас вместе с ним)!»



«Зеленый» патруль

МКОУ «Крутчанская ООШ»




























Листовка.

Уважаемые односельчане! К Вам обращаются юные защитники природы - члены «зеленого» патруля. Приближается самый прекрасный и всеми любимый праздник Новый год. Все и взрослые, и дети ждут от него чуда, свершение своих надежд и желаний. Вероятно, для того, чтобы украсить свой дом, вы отправитесь в лес за елкой? Стойте! Будьте благоразумны! Подумайте: чего мы сами себя лишаем? От нашего леса совсем скоро останутся одни только пни. Купите искусственную елочку, которая долгие годы будет украшать Ваш дом. Вместе мы сохраним наш лес, а совесть Ваша будет чиста. Желаем Вам здоровья и счастья!


«Зеленый» патруль»

МКОУ «Крутчанская ООШ»


























61



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект - акция "Сбережем елочку"

Автор: Макаренко Татьяна Алексеевна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197358


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства