Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность школьников в урочное и внеурочное время»
Проектно-исследовательская деятельность школьников в урочное и внеурочное время
Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время
А.С. Макаренко говорил: «Нет методов заведомо плохих, либо хороших, только в системе педагогических средств может быть дана их объективная оценка, проверенная опытом».
Поэтому в своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.
Для повышения мотивации учения, выполнения проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах.
• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
• творческая атмосфера, поддержка новых идей, поощрение инициативы и творчества;
• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:
• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
• рекомендации лучших работ на конкурсы;
• прием поощрения (объявление благодарности учащимся и их родителям);
Я работаю по принципам, которые помогают:
• Созданию атмосферы сотрудничества (учитель-ученик), умению вызвать у себя и у учащихся творческое воодушевление, поддерживать атмосферу радостного общения, деловой контакт;
• Вызвать у учащихся побуждение к деятельности с помощью комментариев, вызывающих положительные чувства, в связи с проделанной работой; установок, стимулирующих интерес, волевые усилия к преодолению трудностей;
• Обучать на оптимальном уровне сложности, раскрывающем потенциальные возможности учения, с учетом индивидуальных особенностей и подготовленности учащихся.
Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для других. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовность к обучению в основном школьном звене. Эти показатели постепенно приобретают характер способности человека – потребности в самообразовании.
Проблема выбора необходимых методов работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательские технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.
В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную.
Данная технология предполагает:
-наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский метод;
-интеграция ранее изученных знаний;
-познавательную и практическую значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельную деятельность учащихся.
Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.
Но прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.
Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей.
Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.
Слежу за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно мы корректируем недостатки, дополняем содержание. Не навязываю свое мнение, тактично направляю ребенка на самостоятельный поиск.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли мои дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.
Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным. Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.
Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков.
Используем различные формы презентаций: викторина, выставки рисунков и поделок, праздник, конференция, мини-проект, сборник, реферат, игра, проект.
Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Ребята отвечают на такие вопросы одноклассников:
что дал тебе проект для жизни;
что у тебя лучше всего получилось;
какие изменения произошли в знаниях по предметам;
с какими источниками научился самостоятельно работать;
научился ли работать в группе;
стал ли увереннее в общении со сверстниками.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому создаю условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами.
По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами.
Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…
Формы продуктов проектной деятельности:
- мультимедийный продукт и др.
исследовательская работа.
Реферат, альбом, плакаты, фоторепортаж, видео материал.
Проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
• самостоятельно конструировать свои знания;
• ориентироваться в информационном пространстве;
• планировать свою деятельность;
• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
• способствует практической реализации деятельности ребёнка;
• развивает его индивидуальные интересы.
Ученики участвуют в проектной работе не только в урочное время, но и во внеурочное время.
Детям нравится работать группами.
Групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Творческие проекты «Моя семья»,»Моя родословная»
Цели проекта:
Ø осознать роль семьи в жизни человека;
Ø изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
Ø понять свою роль в этой семье;
Ø подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом
Педагогические цели:
-развивать творческие и коммуникативные способности;
-привить навыки сотрудничества с другими людьми;
-активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
-привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников,
осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Проект построен на тематике эмоционально близкой каждому ребенку. Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где ребёнок учится задавать целенаправленные вопросы. Приобретает опыт подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты очень разнообразны и обязательно сопровождаются комментарием ребенка.
Результат проекта – это понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
Проект «Мир лекарственных растений».
Цели проекта:
Ø научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
Ø познакомить с миром лекарственных растений родного края;
Ø внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.
Педагогические цели:
ü активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
ü развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.
Дети не только изучили лекарственные растения, но и узнали, в каких случаях их применяют, как и когда заготавливают сырьё, как хранят. Думаю, что польза от этого есть, теперь эти дети не будут уничтожать лекарственные растения сами, да и другим не позволят.
Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.
Так же провожу учебные проекты в рамках темы урока, но работаю по её углубленному изучению. Проект начинается на уроке, а заканчивается во внеурочной деятельности. Например: на уроке при изучении темы "Грибы". Столкнулись с тем, что не все знают грибы, растущие в нашей местности. Задание на дом: узнать у взрослых, какие грибы растут в нашей местности, где, в каких местах их можно найти.
Как видим, и обучающиеся, и их родители с удовольствием работают над проектами. Им это нравится, у них появляется возможность больше общаться друг с другом. Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.
Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта: ВКЛАД - ПРОЦЕСС – ПРОДУКТ.