kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "АРТ-технологии как средство повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержании проекта, имеющего личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по  ведению творческой деятельности у младших школьников на примере Студии арт-терапии HappyArt.

Данный проект имеет высокую практическую значимость и  может быть полезен при организации работы в других общеобразовательных учреждениях, направленных на развитие данной концепции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "АРТ-технологии как средство повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника"»

МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан




Проект по теме

АРТ-технологии как средство повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника







Разработчик: Стародубова Л.Н.,

учитель начальных классов

I квалификационной категории.







2020 год.

г. Чистополь



Оглавление

  1. Введение.

1.Аннотация проекта.

2.Обоснование выбора проекта.

3.Актуальность проекта.

4.Цели и задачи.

5.Планируемые результаты.

II. Содержание проекта.

1.Пояснительная записка.

2.Основные педагогические принципы проекта.

3.Методические приемы реализации проекта.

4.Организация образовательного процесса.

5.Этапы процесса обучения.

6.Формы подведения итогов реализации проекта.

III. Учебно-тематический план.

IV. Список используемой литературы.

V. Приложение.










I. Введение


1. Аннотация проекта

В работе раскрываются арт-технологии как инновационный вид образовательных технологий, применяющихся в начальной школе.

2. Обоснование выбора проекта.

АРТ - технологии рассматриваются как комплексно- образовательные средства повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника. Данные технологииприменяют для активизации творческого самовыражения, обеспечивающего успешное развитие и саморазвитие личности учеников, раскрытия их потенциальных возможностей и механизма развития креативного мышления.

В содержании проекта, имеющего личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по ведению творческой деятельности у младших школьниковна примере Студии арт-терапииHappyArt.

Данный проект имеет высокую практическую значимость и может быть полезен при организации работы в других общеобразовательных учреждениях, направленных на развитие данной концепции.

3.Актуальность проекта

Актуальной проблемой педагогики и психологии является совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов повышения и раскрытия резервных возможностей ребенка.

Значительным в современных условиях может стать введение в практику традиционной школы таких инновационных методов, как «арт-педагогика» и ее компонента «арт-терапия». Данные дисциплины возникли в процессе слияния педагогики, психологии и культурологии.

Разнообразные виды АРТ - технологий развивают все основные каналы приемов информации: аудиального, кинестетического и визуального восприятия, что в свою очередь оказывает положительное влияние на состояние внимания, памяти, мышления и других психических процессов. Например, ИЗО- технологии способствуют развитию зрительного восприятия, координации и тонкой моторики; аудиотерапия развивает фонематический слух.

Основная цель АРТ- технологий - художественное развитие детей, формирование у них основ художественной культуры, социальной адаптации личности ребенка при помощи искусства.

Каждый ребенок нуждается в раскрытии своего творческого потенциала. Для этого нужно создать благоприятную среду. Выбирая возможности для создания такой среды, я хочу предложить организацию Студии арт-терапии HappyArt.

Занимаясь в студии арт-терапии, ученики смогут найти пути самовыражения, ярко проявить свою индивидуальность. В этой студии можно отследить проявляющиеся творческие способности ребенка и начать их развитие. Но самое важное, учащиеся смогут приобрести необходимые навыки общения, научиться выражать свои мысли, раскрывать свой внутренний мир.

Студия арт-терапии — это возможность с помощью правильно подобранных творческих занятий раскрыть и научиться использовать свои ресурсы. Кроме того это повлияет на успешность ученика, повышение учебной мотивации, поможет находить нестандартный подход для выхода из любой ситуации. Дети станут более уверенными в себе и смогут позитивно смотреть на жизнь. Таким образом, создание благоприятных условий развития учащихся сегодня станет ресурсом эффективности и благополучия его взрослой жизни.

4. Цель:

Создать условия для успешного повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника через внедрение арт-технологий в образовательный процесс.

Задачи:

- подготовить необходимые условия для ведения творческой деятельности в школе;

- привлечь к проекту участников и партнеров;

-определить и применить формы и методы развития творческих способностей и коммуникативной компетенции через создание Студии арт-терапии HappyArt;

- провести необходимую диагностику успешности;

- проанализировать результативность проекта.

5. Планируемые результаты

- каждый ребёнок может осознанно повторить выученные элементы;

- родители интересуются занятиями детей;

- педагоги активно используют полученные умения детей на различных мероприятиях;

- выявление и привлечение способных детей к расширенным и углубленным дополнительным знаниям;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие мелкой моторики через овладение различными ручными многообразными операциями;

- снижение тревожности и страхов;

- повышение учебной мотивации;

- позитивные изменения в психологическом состоянии учащихся;




  1. Содержание проекта

В содержании предлагается описание основных направлений работы по разработанной схеме ведения творческой деятельности, нацеленной на развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции в данной школе.

I. Условия ведения Студии арт-терапии HappyArtв школе

1.Программное обеспечение. Проект основывается на разработанномкомплексе групповых арт-терапевтических занятий для учащихся 1- 4 классов.

Наличие Программы является базовым компонентом работы с детьми.

2.Подбор занятий.Содержание занятий подбирается с учетом индивидуальных особенностей и способностей детей. Во внимание берется численный и качественный постоянный состав групп. Создаются условия для развития каждого учащегося.

3.Наличие материально-технической базы.

Наименование

Цель использования

Источник предоставления

Аудиоаппаратура (магнитофон, музыкальный центр)

Музыкальное оформление творческих работ

База школы

Фото и видео аппаратура

Съемка творческих работ

Родители

Осветительная техника

Освещение для проведения работы со светом

База школы

Литература(библиотека, личный фонд)

Литературное обеспечение занятий и постановочных работ

Фонд школьной библиотеки, творческая лаборатория педагога

Декорации, реквизит

Художественное оформление творческих работ

Родители

Канцелярские принадлежности

Для каждого занятия

Родители


4.Вовлечение учащихся в студию. Формы привлечения и выявления заинтересованных детей:

- размещение объявления о наборе в студию;

- устное информирование учащихся по классам с выходом к детской аудитории;

- реклама студии на школьном сайте;

-предварительное наблюдение за учениками в рамках внеклассной деятельности и целенаправленное приглашение;

-проведение открытых пробных занятий с последующим приглашением заинтересовавшихся учеников.


II. Участники проекта

1.Учащиеся школы.

На начальном этапе планируется создать одну группу детей 1-х классов. На данном этапе реализации проекта - это младший состав студии.

2.Партнеры проекта.

- Администрация и учителя МБОУ.

- Родители учащихся.


III. Формы деятельности учащихся

- Музыкотерапия;

- Цветотерапия;

- Игротерапия

- Сказкотерапия;

- Изотерапия;

- Лепка;

- Аппликация;

- Песочная терапия.


Ожидаемые результаты проекта:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие мелкой моторики, через овладение различными ручными многообразными операциями;

- снижение тревожности и страхов;

- повышение самооценки;

- повышение учебной мотивации;

- позитивные изменения в психологическом состоянии учащихся.

При подготовке и проведении занятий будет уделяться внимание индивидуальности учащихся. Каждый ученик будет иметь возможность выбирать задания, соответствующие его интересам, желаниям и возможностям.

IV. Диагностика результатов детей при участии в проекте

1.Начальная диагностика.

Пройдет в течение первой недели после зачисления в группу. Во время выполнения заданий проявятся творческие способности, характер, страхи и индивидуальные качества ребенка. Будут использоваться методы наблюдения.

2.Промежуточная диагностика.

Будет проводится в ходе групповых занятий или при показе творческих работ перед аудиторией с сопровождающимся рассказом- описанием. Используется метод наблюдения. Оценивается по следующим критериям:

- интонационная выразительность;

- физическая раскованность перед аудиторией;

- способность выйти из нестандартной ситуации;

- умение общаться в группе;

3.Итоговая диагностика. Проходит в разных формах.

Мониторинг. К критериям добавятся эмоциональные реакции, объём внимания, креативное мышление, способности импровизировать.











План-график реализации проекта


Этап, сроки

Мероприятие

Исполнитель

Подготовительыйэтап



Сентябрь –

октябрь 2019

Уточнение образовательной Программы на 2019/20 год

Руководитель проекта.

Подбор занятий

Руководитель проекта

Создание материально-технической базы

Руководитель проекта

Директор школы

Привлечение школьников в студию, формирование групп

Начальная диагностика

Руководитель проекта

Деятельностный этап


Ноябрь-декабрь

2019

Проведение основных занятий

Руководитель проекта

Составление презентации студии. Проведение открытого занятия

Руководитель проекта

Промежуточная диагностика

Руководитель проекта

Декабрь-март 2019-20

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия

Руководитель проекта

Март 2020

Групповой коллаж «Мой мир» с вывешиванием на школьный стенд

Руководитель проекта

Руководитель проекта

Директор

Родители

Апрель 2020

«Я и моя семья». Игра по изотерапии.

Итоговый

этап

Апрель-июнь 2020

Всегда ли мы поступаем правильно?

Социально - психологический тренинг.

Итоговая диагностика

Руководитель проекта

Июнь 2020

Сказочная импровизация. Сказкотерапия.

Руководитель проекта

Июнь 2020

Тренинг невербального общения.

Создание выставки фотографий, банка конспектов к занятиям.

Руководитель проекта

Август 2020

Отчет по проекту

Руководитель проекта


Инновационность проекта

Инновационность проекта заключается в авторских методах и приемах работы с учащимися над развитием креативного мышления, в использовании профессиональной компетенции педагога при развитии коммуникативных навыков учащихся, повышения учебной мотивации с помощью арт-технологий.

В рамках проекта предлагаются различные формы деятельности в Студии арт-терапии Happy Art. Новизна проекта обусловлена возможностью получения высоких результатов при минимальных финансовых расходах.

Апробация проекта

Проект еще не апробирован.

Цифровые образовательные ресурсы, входящие в материально-техническую базу студии.

1. Компьютер

2. Интерактивная доска

3. Магнитофон

Мультимедийные пособия







1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В работе раскрываются арт-технологии как инновационный вид образовательных технологий, применяющихся в начальной школе.

АРТ - технологии рассматриваются как комплексно- образовательные средства повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника. Данные технологии применяют для активизации творческого самовыражения, обеспечивающего успешное развитие и саморазвитие личности учеников, раскрытия их потенциальных возможностей и механизма развития креативного мышления.

В содержании проекта, имеющего личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по ведению творческой деятельности у младших школьников на примере Студии арт-терапии Happy Art.

Данный проект имеет высокую практическую значимость и может быть полезен при организации работы в других общеобразовательных учреждениях, направленных на развитие данной концепции.

Актуальность проекта

Актуальной проблемой педагогики и психологии является совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения и раскрытия резервных возможностей ребенка.

Значительным в современных условиях может стать введение в практику традиционной школы таких инновационных методов, как «арт-педагогика» и ее компонента «арт-терапия». Данные дисциплины возникли в процессе слияния педагогики, психологии и культурологии.

Разнообразные виды АРТ - технологий развивают все основные каналы приемов информации: аудиального, кинестетического и визуального восприятия, что в свою очередь оказывает положительное влияние на состояние внимания, памяти, мышления и других психических процессов. Например, ИЗО- технологии способствуют развитию зрительного восприятия, координации и тонкой моторики; аудиотерапия развивает фонематический слух.

Направленность программы художественно-эстетическая

Основная цель АРТ- технологий - художественное развитие детей, формирование у них основ художественной культуры, социальной адаптации личности ребенка при помощи искусства.

Каждый ребенок нуждается в раскрытии своего творческого потенциала. Для этого нужно создать благоприятную среду. Выбирая возможности для создания такой среды, я хочу предложить организацию Студии арт-терапии HappyArt.

Занимаясь в студии арт-терапии ученики смогут найти пути самовыражения, ярко проявить свою индивидуальность. В этой студии можно отследить проявляющиеся творческие способности ребенка и начать их развитие. Но самое важное, учащиеся смогут приобрести необходимые навыки общения, научиться выражать свои мысли, раскрывать свой внутренний мир.

Студия арт-терапии — это возможность с помощью правильно подобранных творческих занятий раскрыть и научиться использовать свои ресурсы. Кроме того, это также повлияет на успешность ученика, повышение учебной мотивации, поможет находить нестандартный подход для выхода из любой ситуации. Дети станут более уверенными в себе и смогут позитивно смотреть на жизнь. Таким образом, создание благоприятных условий развития учащихся сегодня станет ресурсом эффективности и благополучия его взрослой жизни.

Цель:

Создать условия для успешного повышения мотивации учебной деятельности младшего школьника через внедрение арт-технологий в образовательный процесс.

Задачи:

- подготовить необходимые условия для ведения творческой деятельности в школе;

- привлечь к проекту участников и партнеров;

-определить и применить формы и методы развития творческих способностей и коммуникативной компетенции через создание Студии арт-терапии HappyArt;

- провести необходимую диагностику успешности;

- проанализировать результативность проекта.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер учеников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия, сказкотерапия.).

Данный проект - это комплексный метод работы с детьми, которые имеют проблемы с учебой и адаптацией, основанный на методике Арт-терапии и разработанный с учетом детской психологии.

Эффективность программы обусловлена тем, что она объединяет в себе адаптированные занятия с детьми современными техниками искусства, работу психолога, нацеленную на раскрытие потенциала и дружески-доверительный подход в работе с детьми.

Программа может быть также использована при работе детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также детей-сирот. Приобщение детей к культуре и искусству, регулярные занятия творчеством, общение с представителями творческих профессий помогает детям социализироваться, раскрыть творческий потенциал, а также выявлять личностные ресурсы.

Планируется заниматься с детьми Арт-терапией используя качественные, настоящие художественные материалы. По моему мнению, это вызовет восхищение и восторг у детей, ведь они смогут попробовать себя в роли настоящих художников. Обучим их применять полученные знания и навыки в повседневной жизни, поможем обрести веру и надежду в собственные силы и возможности.

Регулярное посещение поможет детям не потерять веру в благополучное будущее и обрести душевные силы. Наполнит их жизнь красочностью и яркими эмоциями.

В рамках проекта будут организованы регулярные занятия живописью и другими современными видами рисования.

Главным преимуществом является то, что занятия будут регулярными и каждый ребенок, находящийся в школе будет иметь возможность погружаться в творческий процесс и получать полезные навыки.

В результате творческих занятий детям привьется эстетическое воспитание, они научатся выражать свои мысли и чувства через искусство, проживать сложные жизненные ситуации и справляться со стрессом. Итогом занятий будет участие каждого ребенка в детских выставках, для того, чтобы каждый ребенок мог почувствовать свою значимость в обществе.

Для оценки эффективности проекта будет проведен завуалированный мониторинг, составленный детским психологом, а также будет организован Арт-квест для выявления приобретенных навыков и знаний.


2. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА

1. Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых к результатам работы поможет получить наилучшие результаты.

2. Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Адаптация к школе проходит легче, налаживаются отношения в коллективе.

3. Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Занятия улучшают не только психическое, но и психологическое состояние человека.

4. Наглядность. Это показ педагогом методов и способов занятия творчеством на своем примере.

5. Доступность. Задания и упражнения идут от простого к сложному, учитывая степень готовности каждого ребенка.

6. Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных НОД и в домашних условиях.

7. Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.

Формирование творчества – очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия:

• В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выраженному творчеству. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал и наглядность.

• На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Игровой метод. Основным методом повышения творческого потенциала детей младшего школьного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Наглядный метод. Выразительный показ под счет, с музыкой.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это беседа.

Практический метод. Заключается в многократном выполнении конкретного упражнения.





4.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее,гармоничное,целостное развитие личности детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 68 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Продолжительность занятий для детей младшего школьного возраста:

- 7-го года жизни- не более 30 минут,

- 8-го года жизни – не более 40 минут,

- 9-го года жизни – не более 50 минут,

- 10-го года жизни – не более 60 минут,

Структура занятия – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Каждое занятие -это единое целое, направленное на решение определенных задач, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

I. Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика или ритмика; музыкально – подвижные игры; краткая беседа о предстоящем занятии.

II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием творческих способностей. В этой части даётся большой объём знаний, здесь включены различные творческие задания, танцевальные композиции, задания на развитие воображения, групповые игры.

III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, рефлексия. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в класс.


5.ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Целостный процесс обучения в студии можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучениеконкретному упражнению на развитие творческого потенциала.

Этап углубленного разучивания упражнения.

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, повторить упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники выполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании мелкой моторики.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению действий и свободного выполнения задания.

Главным условием обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его к творческому самовыражению.

На этом этапе ребенок может отклониться от изначальных требований и выполнить задания по-своему.

Необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно выполнять задание с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах.

На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

Задания к программе подобраны для каждого возраста детей.

Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно и сопровождает каждое занятие.


6.ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• выступления детей на открытых мероприятиях;

• участие в тематических праздниках;

• контрольные занятия;

• итоговое занятие;

• открытые занятия для родителей;

• отчетная выставка по итогам года;


Общие ожидаемые результаты:

- каждый ребёнок может осознанно повторить выученные элементы;

- родители интересуются занятиями детей;

- педагоги активно используют полученные умения детей на различных мероприятиях;

- выявление и привлечение способных детей к расширенным и углубленным дополнительным знаниям;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие мелкой моторики через овладение различными ручными многообразными операциями;

- снижение тревожности и страхов;

- повышение учебной мотивации;

- позитивные изменения в психологическом состоянии учащихся;


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Характеристика возраста:

Дети младшего школьного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость вместе с творчеством.

Приоритетные задачи:

  • воспитание интереса, потребности в движении под музыку и выражении своего творчества;

  • развитие внимания, умение выполнять упражнение за педагогом;

  • развитие мелкой моторики.


№ п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное

1

-

1

2.

Ее Величество Творчество

1

6

7

3.

Играя, рисуем

1

7

8

4.

Игровой стретчинг

1

9

10

5.

Азбука рисования

1

12

13

6.

Рисунок танца

2

7

9

7.

Творческое ассорти (выставочно-постановочная работа)


-


16


16


ИТОГО:

7

57

64



Мероприятие

Цель

Вводное

Тест «Волшебная тучка» (расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Определение эмоционального состояния детей

Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Создать  положительную установку на режимные моменты

Зарядка с показом движений под музык.фонограмму (танцетерапия)

Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Игра «Связующая нить»

(игротерапия)

Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания.          Сплочение детского коллектива.

Релаксация

Игровой стреччинг

Успокоение, расслабление детей.

Игра «Кто позвал?» (игротерапия)

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия)

Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.

Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Создать благоприятные условия для  развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.

Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы»

Формировать благоприятный микроклимат    в детском коллективе

Развивающее занятие «Дружба»

Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия)

Развить личностные качества.

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей.

Упражнение «Рисование ладошками».

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Развитие мелкой моторики

Развивающее занятие «Сказочные персонажи»

Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия)

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.

Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограмму

А.Хачатурян. Танец с саблями

Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм

Семейная гостиная «Играем вместе»

Познакомить родителей с элементами арт-терапии.

Итоговая выставка детских работ

Формировать положительную эмоциональную атмосферу

Акция « Добрый поступок»

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Творческое ассорти (выставочно-постановочная работа)

Показать достигнутые результаты
















  1. Список использованной литературы

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.

  2. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.

  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.

  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.

  5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.

  6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.

  7. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.

  8. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.

  9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.

  10. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.

  11. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.

  12. Справочник педагога-психолога 5, 2017.

  13. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru.ped-kopilka.ru.














V.ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание занятий.

Вводное. Тест «Волшебная тучка» (расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Цель: Определение эмоционального состояния детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная колонка, тучка вырезанная из А5 на каждого ребенка, емкости с водой, влажные салфетки (чтоб вытереть руки после занятия).

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем говорить об настроении, какое оно бывает.

Кто какие настроения знает: слушаются ответы детей. (Например, Злое, доброе, радостное, грустное, веселое, озорное).

Сейчас ребята у каждого из вас есть белая тучка, вам нужно ее раскрасить тем цветом, которым вы пожелаете. В процессе раскрашивания педагог задает детям вопросы про их тучки: какое настроение у тучки, где она живет, чем увлекается, с кем дружит и тд. При этом педагог обращает на цвета тучек, и фиксирует для себя цвета, каких цветов тучки у детей сегодня. После занятия, педагог соотносит интерпретацию цвета по Люшеру и то, что говорил ребенок про настроение тучки. Кроме того, педагог фиксирует то, если ли у тучки друзья (так как это свидетельствует о социальном статусе ребенка, и в целом о его эмоциональном состоянии).

Завершения занятия: занятие подходит к концу, свои тучки вы можете положить на подоконник, чтоб они высохли, и потом отнести домой, чтобы показать родителям.


Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Цель: Создать  положительную установку на режимные моменты

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная колонка.

В процессе занятия обсуждаются любимые герои, почему они нравятся, чем дети хотят быть на них похожи, какие положительные и отрицательные качества у героев есть. Что нужно сделать героям, чтобы преодолеть свои качества, которые им мешают. Что, или кто помогает героям. После обсуждения включается песня из фильма, или мультфильма о любимых героях, и детей спрашивают о том, что они еще заметили у своих главных героев. Для данного занятия необходимо предварительно провести опрос, кому какие сказки и мультфильмы нравятся, чтобы подобрать из данных мультфильмов песни и отрывки.


Зарядка с показом движений под музык.фонограмму (танцетерапия). Цель: Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Оборудование: ноутбук, музыкальная колонка, минус песни Константина Бусыгина Веселая зарядка.

Текст зарядки:

Рано утром просыпаясь, заправляем мы кровать.

И зарядку начинаем - Раз два три четыре пять.

Бегаем, коленки выше, бегаем и дышим дышим,

Бегаем, руками машем не остановить нас.

Бегаем, коленки выше, бегаем и дышим дышим,

Бегаем, руками машем не остановить нас.


Пр: Зарядка, Зарядка,

Веселая зарядка,

Для тела и порядка мы делаем всегда!

Зарядка, зарядка, Веселая зарядка,

Мы делаем, мы делаем всегда!


Мы зарядку продолжаем, начинаем приседать.

Мы на месте приседаем - раз два три четыре пять.

Приседаем, приседаем и усталости не знаем,

Мы на месте приседаем не остановить нас.

Приседаем, приседаем и усталости не знаем,

Мы на месте приседаем не остановить нас.

Пр:


Будем делать мы наклоны,

Чтобы пальцы ног достать.

Потянулись и нагнулись - раз два три четыре пять.

Мы коленки не сгибаем, еще ниже продолжаем,

еще ниже, еще ниже, чтобы пол достать нам.

Мы коленки не сгибаем, еще ниже продолжаем

еще ниже, еще ниже, чтобы пол достать нам.


Пр:


Проигрыш.


Мы бежали приседали - раз два три четыре пять.

Но Веселую зарядку пришло время завершать.

Ровным шагом мы пойдем,

Ручки ножки потрясем,

Чистить зубы, умываться - мы теперь идем Все!

Ровным шагом мы пойдем,

Ручки ножки потрясем,

Чистить зубы, умываться - мы теперь идем Все!


Игра «Связующая нить»

Ход игры: дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к ведущему, участники игры натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом (обыгрывание клубка).


Игровой стреччинг

В первой (вводной) части занятия, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков. В качестве ОРУ можно использовать музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию и эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части переходим к игровомустретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на 2 занятия. На первом занятии знакомим детей с новыми движениями (без музыки, закрепляем уже известные. На втором занятии – совершенствуем и уточняем выполнение упражнений. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.

В третьей (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию необходимо включать в каждое занятие, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствуют упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действия.


Игра «Кто позвал?»

Один ребенок пожеланию, либо по считалочке выходит за дверь, и из-за двери его завет один ребенок, которого педагог выберет взглядом, и жестами.


Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия).

Оборудование: ноутбук, музыкальная колонка, минус русской народной песни

Вводная часть: рассказ про танце, что это тоже язык, и с помощью его можно говорит, передавать через свои движения эмоции

Основная: танец

Заключение: обсуждение того, что ребятам понравилось, что не понравилось, удалось ли передать свои чувства в танце, и какие чувства они хотели передать.


Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Оборудование: листы А4 на каждого ребенка, емкости с водой, краски, влажные салфетки (чтоб вытереть руки после занятия).


Игра «Азбука настроений»

Дети получают карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Не показывая карточки, каждый ребѐнок демонстрирует данное настроение. Остальные угадывают изображаемое настроение (10-15 мин.)


Упражнение «Поссорились – помирились»

Педагог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Дети, взявшиеся за концы одной веревки, образуют пару. Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Стародубова Лариса Николаевна

Дата: 20.08.2022

Номер свидетельства: 611920


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства