Просмотр содержимого документа
«Проект семейного вечера отдыха "Чай-чай, выручай"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ лицей №3 г. Кулебаки
Проект семейного вечера отдыха
«Мы за чаем не скучаем»
Выполнила:
Данилова Надежда Евгеньевна,
учитель начальных классов
МБОУ лицея №3
г. Кулебаки
2019
Актуальность проблемы
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится способам поведения в различных жизненных ситуациях. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Главное в семейном воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами воспитания подрастающего поколения. Только вместе с родителями, общими усилиями педагоги способны реализовать поставленные задачи: создать благоприятные условия для раскрытия многосторонних способностей ребенка, помочь ему по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека, любить и быть любимым.
Первостепенное значение имеет факт совместной направленности действий родителей и педагогов, их взаимодействие на принципах сотрудничества, партнерства, диалога, что предполагает совместное устремление к общим целям, видение ситуации, общность в направлении обоюдных усилий. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Совместные действия необходимы и в решении учебных задач, и в нравственном воспитании, и в предупреждении асоциального поведения учащихся.
Одной из форм работы с родителями в школе является проведение совместных мероприятий с детьми. Это всевозможные концерты, творческие отчеты, выставки работ, дни открытых дверей, спортивные мероприятия, вечера отдыха. Подобные мероприятия создают благоприятный психологический климат в классе, сплачивают детский и родительский коллективы, позволяют родителям увидеть успехи своих детей и поверить в их возможности, а детям утвердиться в собственной значимости, почувствовать любовь родителей.
Проектная часть
Тип проекта: открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель: воспитание семейных и культурных традиций на примере чаепития
Задачи:
проследить путь развития обряда чаепития, обучать навыкам этикета, познакомить с традициями русского гостеприимства;
обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности учащихся и родителей; воспитывать любовь к народной культуре, укреплять семейные традиции, пропагандировать здоровый образ жизни.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей учащихся
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения
Участники проекта: педагоги лицея, учащиеся и родители
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Методы и приемы:
Словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, мастер-класс)
Практический
Исследовательский
Этапы работы
1 этап (подготовительный): проведение диагностики с целью выявления взаимоотношений в семье, осознания родителями проблемы дефицита внимания ребенку. (Приложение 1)
2 этап (исследовательский): изучение информации о происхождении и пользе чая, о традициях русского чаепития; сбор фольклорных произведений по теме «Чаепитие»
3 этап (проведение праздника): выступление детей, выпуск буклета «Семейные рецепты» (Приложение 2)
4 этап (рефлексия): оформление экрана настроения
Ожидаемые результаты:
- создание в школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды;
- повышение взаимодействия между школой и родителями, учениками;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
-воспитание культуры питания, основ здорового образа жизни, экологической культуры
Сценарий вечера отдыха «Мы за чаем не скучаем»
Оформление:
плакаты с изречениями о чае;
самовар, заварные чайники, чайная посуда, розетки с вареньем, сладости;
Звучит музыка. Дети и родители занимают места за столами.
Выходят Хозяин с Хозяюшкой
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим вас садиться за столы. Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяин: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяйка: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, с чаем, с чаем!
Хозяин: И в накладку, и в прикуску
Все: Чай, чай, чай!
Хозяйка: Пейте чай друзья по-русски
Все: Чай, чай, чай!
Хозяин: А знают ли наши гости, откуда и когда пришел к нам чай?
Выходят подготовленные дети.
Легенда звучит на фоне музыки.
1 ученик.
Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Однажды он увидел во сне бога Будду и, потрясенный этим, дал обет молиться, не смыкая глаз, дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки его незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе – он нарушил обед, данный самому Богу. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на замлю. А весной на том месте, куда упали веки мудреца, вырос зеленый куст, листья которого обладали чудесным свойством – они прогоняли сон.
2 ученик.
Однажды, около трех тысяч лет назад, древнекитайский император Шен Нун поставил кипятиться котел с водой, в который случайным образом попало несколько листочков с чайного дерева. Испробовав удивительный напиток, император восхитился его прекрасным вкусом. Из императорского дворца чай распространился по всему Китаю: его стали церемониально подавать при приеме самых дорогих гостей.
3 ученик.
В России первое чаепитие состоялось почти 400 лет назад. А самовары появились 350 лет назад. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: « Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях.
4 ученик.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
5 ученик.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
6 ученик.
Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».
Хозяйка: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Мастер-класс по завариванию чая.
- Я вам расскажу, как правильно заваривать чай (подходит к самовару)
Заваривать чай следует свежей кипяченой водой. Воду следует снимать с огня, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет.
Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают.
Если при заварке появится пена, значит, чай заварен правильно.
А пока чай настаивается, послушаем частушки.
Дети поют частушки:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте под чаёк
«Чайные» частушки!
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай - ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам
Подавайте чашки с чаем,
Ведь все любим русский чай.
В чае мы души не чаем,
Всем нальём горячий чай.
Звучит музыка. Входит травница, держа корзинку с травами.
Травница: Здравствуйте, мои друзья!
Что в корзинке у меня? (травы) Трав лекарственных запас Помогает в трудный час.
Травам нужно поклониться, И навечно в них влюбиться.
К вам на праздник чая я пришла со своими секретами. Для вкусного чая на Руси использовали особо душистые травы и ягоды: шиповник, малину, землянику, зверобой, мяту, листья смородины. (показывает листья и веточки). В этих чаях много микроэлементов, витаминов, ароматических веществ. Некоторые чаи – липовый, из листьев брусники – обладают лечебными свойствами. Хорошо ли вы знаете травы? Давайте проверим.
Проводится игра «Чай-чай, узнавай!»
Приглашаются 3 участников: бабушка, мама и ребенок. С завязанными глазами по запаху нужно отгадать травы. Приз- упаковка чая.
Хозяйка: А мои загадки отгадаете?
Зрителям загадываются загадки:
Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там и пропал. (Сахар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. ( Самовар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят. (Стол)
Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
Хозяйка: А мой чай уже готов, прошу пробу снимать. А кто из наших дорогих гостей знает, как называется профессия дегустатора чая? (титестер) Эта профессия очень сложная и напрочь отрицает употребление алкоголя и никотина, а готовиться к ней надо с детства.
Я приглашаю любителей чая на конкурс «Кто быстрее выпьет чай?» (Участвуют 4человека. Обязательное условие – пить, пользуясь ложкой и вприкуску с конфетой. Приз – коробка конфет.)
Хозяин: Какое же чаепитие без пряников?
Пряники русские, Сладкие, мятные, К чаю ароматному Угощенье знатное.
Хозяйка: Приглашаю детвору на веселую игру!
Игра «Пряник по кругу» (под песню «Пряники русские»)
Пока звучит мелодия, участники передают друг другу пряник в красивой упаковке. В центре – водящий. Музыка останавливается, и тот, у кого остался пряник, должен станцевать или спеть.
(За лучшее выступление подарок – пряник)
Хозяйка (указывая на накрытые столы):
Самовар кипит, баранки
На скатерти-самобранке.
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Вот рулеты сладкие,
И эклеры знатные.
Торт с ореховой прослойкой,
Кексы, вафли, чудо-слойки…
Мастерицы потрудились,
Чтобы гости удивились
К нам смотри не опоздай,
А не то остынет чай.
Хозяин: А что нужно знать о правилах поведения за столом?
7 ученик. Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив ее на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.
8 ученик. Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Розетку ставят справа от чашки на уровне блюдца. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.
В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся лимон.
9 ученик. Чай из самовара или чайника разливает хозяйка. Наливать чай в чашку на 0,5-1 см ниже ее края.
10 ученик. При желании гостя выпить еще одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую чашку.
Хозяйка, разливая гостям чай из самовара: Угощайтесь, гости дорогие.
В память о нашем празднике мы дарим вам буклет семейных рецептов и памятку по чайному этикету. Надеюсь, наши встречи за чаем станут традиционными. Здоровья вам крепкого, добра и счастья вашему дому.
До новых встреч, друзья!
Под песню «Будьте здоровы, живите богато!» гостям вручаются буклеты.
Прощаясь, дети и родители оставляют смайлики, отражающие настроение, на плакате.
Вывод
Все задачи, которые были поставлены в начале проекта, выполнены.
Использованные методы позволили учителю повысить активность родителей и детей в поисково-исследовательской деятельности, раскрыть творческие способности детей и родителей класса.
Повысилась степень понимания важности ведения здорового образа жизни, интерес к экологической культуре.
Совместная деятельность детей и родителей позволила повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей.
Используемая литература:
Амонашвили Ш.А. «Единство целей», М.: Просвещение, 1987г.
Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы/под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань: 2000
Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании / -М.: Профиздат,1989
Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ авт.- сост. Москалюк О.В., Погонцева Л.В.- 2-е изд.-Волгоград: Учитель,2012.
Родительские собрания / авт.- сост. Кыласова Е.Л. (и др.).- Волгоград: Учитель,2013.
Учитель и родитель. Психолого-педагогические аспекты образовательного партнерства /авт.-0сост. Бондарева И.И. Рунова Т.А.- Нижний Новгород: ООО «Растр» 2016г.
Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.- сост. Коробицына Е.В.- Волгоград: Учитель,2009.
Приложение 1
Анкета
Ваш пол _____________Пол Вашего ребенка_________________________