Программа кружка «Планета доброты» способствует реализации духовно-нравственного направления развития личности ребенка во внеурочной деятельности и формирования у младших школьников основ гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Программа создана на основе программы курса внеурочной деятельности «Уроки доброты» учителя начальных классов Сергеевой Ольги Леонидовны.
Актуальность программы. Занятия по Программе способствуют становлению личности ребенка, его гражданской позиции, позволяют обучающимся включиться в реальное социальное творчество, проявляя активность, инициативу, ответственность. В процессе совместной деятельности дети общаются друг с другом, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример.
Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их на примере жизни творческих, героических людей, наблюдений за красотой мира.
Программа кружка «Планета доброты» способствует развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания, развитие творческого отношения к работе, создание условий для творческого самовыражения личности детей, ведь на каждом занятии дети выполняют творческую работу: рисуют, конструируют, пишут зарисовки.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на ступени
начального общего образования являются:
• Закон Российской Федерации “Об образовании”;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебновоспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
• Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
• Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
• О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
• Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель программы: организация благоприятных условий для формирования духовно-нравственной личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, выработка личных нравственных убеждений, жизненного оптимизма.
Задачи программы:
1. Формирование потребности совершать добрые дела и поступки;
2. Формирование культуры поведения и культуры общения;
3.Формирование целостной картины мира и осознание своего места в нем;
4. Воспитание готовности следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
5. Развитие духовных задатков, реализация творческих интересов и склонностей.
6. Включение в активную деятельность через участие в школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях.
Принципы программы:
1. Принцип сознательности – нацеливает школьников на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умный и навыков.
3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократный повторений вырабатывается динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения.
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
5.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Возраст детей, участвующий в реализации программы: 8-9 лет
Сроки реализации программы: 1 год. 1 час в неделю. 34 часа в год.
Формы и режим занятий:
1. Эксперименты;
2. Тестирование;
3. Беседа;
4. Проектная деятельность, участие в НОУ;
5. Конкурсы.
Прогнозируемые результаты
Ученик должен знать:
1. Как учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
2. Как планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
3. Как строить речевые высказывания в устной форме;
Ученик должен уметь:
1.Усвоить основные положительные нравственные качества человека:
ответственность, доброта, верность, мужество, доброжелательность, вера в человека, правдивость, скромность, совестливость, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость, отзывчивость;
2. Оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
3. Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать:
4. Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
5. Гордиться культурой и традициями своей Родины;
6. Различать что такое «плохо» и «хорошо»;
7. Заботиться о будущем своей Родины;
8. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
9. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
10. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
11. Задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
Знать/уметь
Планируемые результаты
1. Личностными результатами являются:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
2. Познавательные результатами являются:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- построение сообщения в устной и письменной форме;
- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;
- выделение существенных признаков и их синтеза.
3. Коммуникативными результатами являются:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- формулирование собственного мнения;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
4. Регулятивными результатами являются:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;
- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).
- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Форма проведения итогового занятия: круглый стол
Учебно-тематический план:
Тема
Кол-во часов
Всего
теор.
практ.
1
Раздел 1. Правила общения
4
3
1
Тема 1.1 Вводное занятие
1
1
0
Тема 1.2 Что такое «Добро и зло»
1
1
0
Тема 1.3 Не бойся делать добрые дела
1
1
0
Тема 1.4 Почитай родителей, уважай старших
1
0
1
2
Раздел 2. Школьный этикет
5
2
3
Тема 2.1 Школьные правила этикета
1
1
0
Тема 2.2 Простые правила этикета.
1
0
1
Тема 2.3 Если радость на всех одна
1
1
0
Тема 2.4 Мой класс – мои верные друзья
1
0
1
Тема 2.5 О дружбе мальчиков и девочек
1
0
1
3
Раздел 3. Добро в мире
4
2
2
Тема 3.1 Знакомство с заповедями
1
1
Тема3.2 Дал слово - держи
1
0
1
Тема 3.3 Чувства... Что мы знаем о них?
1
1
0
Тема 3.4 Всегда ли богатство - счастье
1
0
1
4
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день
6
5
1
Тема 4.1 Отворите волшебные двери добра и доверия
1
1
0
Тема 4.2 Хорошие песни к добру ведут
1
1
0
Тема 4.3 Любим добрые поступки
1
1
0
Тема 4.5 Добрым жить на белом свете радостно
1
1
0
Тема 4.5 Тепло родного дома
1
0
1
Тема 4.7 Добро в семье
1
1
0
5
Раздел 5. Друг в беде не бросит
5
3
2
Тема 5.1 Мой друг
1
1
0
Тема 5.2 Дружба мальчиков и девочек
1
0
1
Тема 5.3 Друзья детства моих родителей
1
1
0
Тема 5.4 Тема дружбы в литературных произведениях
1
1
0
Тема 5.5 Что может дружба? Дружба сказочных героев
1
0
1
6
Раздел 6. Семена добра
4
2
2
Тема 6.1 Достоинства моих друзей
1
1
0
Тема 6.2 Выражение чувств
1
0
1
Тема 6.3 Типы эмоций
1
1
0
Тема 6.4 Мои добрые дела
1
0
1
7
Раздел 7. Дружба
5
3
2
Тема 7.1 Зачем нужны друзья
1
1
0
Тема 7.2 Взаимодействие людей
1
1
0
Тема 7.3 Правила поведения в школе
1
0
1
Тема 7.4 Правила взаимоотношения со взрослыми
1
1
0
Тема 7.5 Итоговое занятие
1
1
0
Итого
34
21
13
Содержание программы
Раздел 1. Правила общения (4 ч)
Тема 1.1. Вводное занятие (1ч)
Знакомство с планом работы кружка «Планета доброты». Проведение мониторинга «Что для меня значит добро».
Тема 1.2. Что такое «Добро и зло» (1ч)
- Беседа о добрых делах;
- Игра «Комплименты»;
- Доброе слово лечит болезни.
Тема 1.3 Не бойся делать добрые дела (1ч)
Практическая часть: постройка скворечников для птиц.
Тема 1.4 Почитай родителей, уважай старших (1ч)
Беседа о добрых традициях своей семьи.
Раздел 2. Школьный этикет (5ч)
Тема 2.1 Школьные правила этикета (1ч)
Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой
Тема 2.2 Простые правила этикета (1ч)
Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.
Тема 2.3 Если радость на всех одна (1ч)
Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».
Тема 2.4 Мой класс – мои верные друзья (1ч)
Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили» .
Тема 2.5 О дружбе мальчиков и девочек (1ч)
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».
Раздел 3. Добро в мире (4ч)
Тема 3.1 Знакомство с заповедями (1ч)
Просмотр кинофильма. Дискуссия.
Тема 3.2 Дал слово - держи (1ч)
Беседа. Мониторинг «Честный ли я?»
Тема 3.3 Чувства... Что мы знаем о них? (1ч)
Беседа. Игра «Почувствуй ближнего».
Тема 3.4 Всегда ли богатство - счастье (1ч)
Проведение эксперимента. Дискуссия.
Раздел 4. Доброе слово, что ясный день (6ч)
Тема 4.1 Отворите волшебные двери добра и доверия (1ч)
Просмотр видеоролика. Обсуждение.
Тема 4.2 Хорошие песни к добру ведут (1ч)
Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.
Тема 4.3 Любим добрые поступки (1ч)
Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.
Тема 4.5 Добрым жить на белом свете радостно. (1ч)
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.
Тема 4.5 Тепло родного дома. (1ч)
Беседа
Тема 4.7 Добро в семье (1ч)
Беседа. Обсуждение, просмотр презентации.
Раздел 5. Друг в беде не бросит (5ч)
Тема 5.1 Мой друг (1ч)
Беседа. Рисунок друга.
Тема 5.2 Дружба мальчиков и девочек (1ч)
Просмотр мультфильма.
Тема 5.3 Друзья детства моих родителей (1ч)
Просмотр видео. Беседа.
Тема 5.4 Тема дружбы в литературных произведениях (1ч)
Чтение литературных произведений о дружбе.
Тема 5.5 Что может дружба? Дружба сказочных героев (1ч)
Постановка сценки по сказке «Теремок»
Раздел 6. Семена добра (4ч)
Тема 6.1 Достоинства моих друзей (1ч)
Беседа. Тестирование.
Тема 6.2 Выражение чувств (1ч)
Инсценировка сказки. Беседа.
Тема 6.3 Типы эмоций (1ч)
Тренировка мышц лица, беседа.
Тема 6.4 Мои добрые дела (1ч)
Беседа.
Раздел 7. Дружба (4ч)
Тема 7.1 Зачем нужны друзья (1ч)
Беседа. Разбор ситуаций.
Тема 7.2 Взаимодействие людей (1ч)
Постановка большой сценки.
Тема 7.3 Правила поведения в школе (1ч)
Составление памятки «Правила поведения в школе». Беседа.
Тема 7.4 Правила взаимоотношения со взрослыми (1ч)
Беседа. Просмотр поучительного ролика.
Тема 7.5. Итоговое занятие круглый стол.
Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие.
Методическое обеспечение программы
Технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- колонки.
Творческое оборудование:
- маски;
- костюмы;
Дидактический материал:
- карточки с тестированием.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
2. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / {Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др.}. – М.: Просвещение, 2013.
3. Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе / Сост. Черноусова Ф.П. – М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.
4. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – (Классному руководителю).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / {сост. Е.С. Савинов}. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).