kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Испокон веков функция игры заключается в воспитании. Она способствует развитию у детей мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредствам сибирских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

Цель данного проекта: изготовление книжек - малышек с содержанием подвижных игр народов Севера. Научить старших дошкольников и младших школьников активно и самостоятельно играть в игры народов Севера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"»

Проект по курсу внеурочной деятельности

«Игры народов Севера»



Паспорт проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Продолжительность: постоянно - действующий

Участники проекта: учащиеся класса 4.2, дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель.

Интеграция: социализация, коммуникация, музыка, развитие речи, литературное чтение, изобразительное искусство.

Актуальность

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. А сибирские подвижные игры, к которым генетически расположены маленькие сибиряки, усиливают педагогическое значение сибирских подвижных игр. Самостоятельная игровая деятельность...

Какая она должна быть, чтобы доставлять радость и детям и взрослым, вносить доверительность и теплоту во взаимоотношения? Какие формы общения с ребёнком помогут лучше узнать его и наиболее естественно ввести в сложный мир взрослых?

В дошкольном и младшем школьном возрасте, безусловно, это игровое общение. До наших дней дошло множество игр народов севера: передаваемых из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших у коренных сибиряков. Практика доказывает, что современные дети с удовольствием играют в народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью.

Испокон веков функция игры заключается в воспитании. Она способствует развитию у детей мышления, воображения, воспитывает активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредствам сибирских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

Чтобы наши дети выросли настоящими СИБИРЯКАМИ, с богатым багажом нравственных ценностей, и пропитанными гордостью за свою малую Родину.

Оптимизация развивающей среды: Отбор подвижных народов Севера, составление книжек - малышек. Изготовление атрибутов для подвижных игр.

Проблема: Игровая культура народов севера, когда то была из самых богатых в мире. От нас - взрослых, родителей и педагогов - во многом зависит её состояние. Чтобы не появилась ещё одна «черная дыра» в жизни людей, надо сохранить игровые традиции, накопленные народом. Подвижные игры детей и взрослых - важнейшая часть человеческой культуры, мост, связывающий поколения. До наших дней дошло множество сибирских игр: передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших сибиряков. Вот она, региональная направленность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Но почему в игры народов Севера не играют наши дети?

Цель: изготовление книжек - малышек с содержанием подвижных игр народов Севера. Научить старших дошкольников и младших школьников активно и самостоятельно играть в игры народов Севера.

Задачи:

  • Дополнение программы по физическому воспитанию дошкольников и младших школьников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.

  • Развивать физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, меткость).

  • Воспитание толерантного отношения к другим нациям.

  • Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию своего народа.

  • Способствовать установлению демократических отношений между родителями и детьми.

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с играми народов Севера,

разовьют физические качества (выносливость и ловкость, меткость), обогатится

словарный запас детей, познакомятся с бытом народа.

Методы: метод вариативного (переменного) упражнения,

стандартно-повторный метод, информационно - рецептивный,

строго регламентированного, наглядный, словесный, практический, игровой,

соревновательный.

Этапы реализации

наименование

содержание

срок

1 этап-

подготовительный

Разработка проектного задания.

Определить методы и приемы работы с детьми.

Создание проекта.

15 ноября-

20 ноября

2 этап - проектный

Проведение мероприятий, согласно плана сотрудничества. См. приложение

15 ноября-

20 ноября

3 этап - внедренческий

Предоставление результатов: проведение творческой лаборатории- Создание картотеки подвижных игр народов Севера, изготовление атрибутов к играм.

15 декабря 2016 года

4 этап -

заключительный

Оценка результатов: - Анализ выполнения плана.

15 декабря 2016 года



Сотрудничество с педагогами

Сотрудничество с родителями

Работа с детьми

1. Разработка интегрированных познавательно - физкультурных занятий по ознакомлению с традициями и бытом народов Севера.

1 Консультация

«Использование

народных игр в

нравственно-

патриотическом

воспитании»

1. Чтение литературы разных жанров, в которых рассказывается о быте и национальных особенностях сибирского народа.

2. Разработка и проведение совместного занятия по мотивам хантыйской сказки «Идэ»

2. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и участию в семинаре.

2. Разучивание подвижных игр народов Севера

Участие в проекте «Игры народов Севера»



Для эффективного использования подвижных игр народов Севера в целях формирования здоровья и развития личности необходимо самим педагогам:

  • хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр;

  • постоянно повышать свой уровень знаний об играх, традициях, жизни северян;

  • хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей;

  • пробуждать у них интерес, воображение, активность; привлекать внимание детей к их содержанию, следить за точностью выполнения движений;

  • строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и доброжелательное отношение играющих;

  • приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

  • вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед;

  • перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков;

  • создать в группах необходимые условия для организации народных игр с детьми.

Игры народностей Севера могут быть использованы в детских садах не только во время прогулок, но и на вечерах досуга и праздниках, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.










Игры народов Севера.

Слайд 1-2

Ведущий 1.

Мой древний Север, из каких сказаний

Ты белой былью в жизнь мою вошел?

Слайд 2

Как дар судьбы ловлю твое дыханье

И кутаюсь в метельный легкий шелк.

Ведущий 2.

Слайд 3

Люблю твои нехитрые просторы,

Звенящий купол выстывших небес,

Слайд 4

Разубраны сияньем как узором

Наряды юных северных невест.

Слайд 5-6

Ведущий 1.

Люблю весну неторопливо талой,

Дневной уют в шатре твоих ночей,

Слайд 6

И желтую осеннюю усталость,

И сумерки коротких зимних дней.

Слайд 7

Ведущий 2.

Как дар судьбы ловлю твое дыханье

И кутаюсь в метельный легкий шелк.

Слайд -8

Мой древний Север, из каких сказаний

Ты белой былью в жизнь мою вошел?


Ведущий 1.

- Здравствуйте, дорогие гости и ребята!

Ведущий 2.

-Мы рады приветствовать вас!

Ведущий 1.

Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в северном таежном крае, крае рек и озер.

Ведущий 2.

Только старые, поросшие мхом кедры, помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот старинный край ханты и манси – это древние северные люди.

Ведущий 1.

И были у них свои традиции и обычаи.

Ведущий 2.

А также были у них свои сказки.

Слайд 9.

Ведущий 1.

Дорогие друзья, приглашаем вас в путешествие по хантыйской сказке «Иде».

А совершить это путешествие нам поможет бабушка Имъял-Пая. Да вот и она сама.

Звучит северная мелодия.

В национальном костюме выходит Бабушка.

Бабушка Имъял -Пая

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Имъял-Пая. Сколько здесь красивых девочек и мальчиков! Я хочу прочитать вам стихотворение:

Северный край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли,

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в северный наш край вас всех я приглашаю


Бабушка: Ребята, у меня тоже есть внук. Идэ его зовут. Ох, и беда мне с ним. Никуда от меня не отходит, за подол держится. Большой уже, а без меня оставаться боится. А из него необходимо смелого воина воспитать. Что мне делать, ума не приложу. Знаете что? Сейчас он придет сюда, искать меня будет, а вы не говорите, что я здесь была, хорошо? А я спрячусь.

Идэ: Здравствуйте, ребята. А вы не видели, здесь не проходила моя бабушка?

Ой, что же мне делать? Куда она ушла? Потерял я её. Она попросила шишки кедровые собрать, а сама ушла. А как же мне одному две корзины шишек набрать? Да и боюсь я, вдруг волк за деревом сидит? Может быть, вы мне поможете собрать шишки?

Ведущий 1.

Ребята, для того, чтобы помочь Иде собрать шишки, вам необходимо разделиться на две команды.

Ведущий 2.

А для этого попрошу вас подойти ко мне и взять одну карточку.

Ведущий 1.

Подойдите ко мне ребята у кого на карточке олень.

Ведущий 2.

Подойдите ко мне ребята у кого на карточке собака.

Слайд 10

Идэ: А теперь послушайте правила игры «Собери шишки»: вам необходимо с корзинкой добежать до шишек, положить одну шишку в корзинку, добежать до команды и передать ее другому игроку.

Ведущий 1.

Условия понятны?

Идэ: Мы посмотрим какая команда быстрее и проворнее.

(Дети по очереди добегают до шишек, кладут одну шишку в корзинку, не теряя их)

Идэ: Молодцы! Вот спасибо, ребята, помогли. А вы там ничего страшного не увидели? Нет? И чего я только боялся? Ребята не испугались, а мне должно быть стыдно. И все-таки, куда бабушка исчезла? Вдруг что-нибудь случилось?

Ребята, пойдемте её искать?

ПЕРЕХОДЯТ В ДРУГОЙ КЛАСС


Идэ: Тут столько болот! Может, бабушка ягоды собирать пошла?

А вы знаете, какие ягоды растут у нас на Севере? (клюква, брусника, голубика, черника, морошка) Слайд 11

Ребята, а смогли бы вы по кочкам через болото перебежать?

Я бы и сам мог, конечно, посмотреть, там ли моя бабушка, да что-то боязно мне.

Ведущий 1.

Ребята, посмотрите, это болото можно пройти только по кочкам. Вы помните, как делились на команды?

Ведущий 2.

Ваша задача перебежать болото и вернуться обратно, передав ход следующему игроку.

Слайд 12

Идэ: Вы готовы поиграть в игру «Пройди по болоту»? Команды построились? Начали.

Идэ: Молодцы, ребята! Такие смелые и ловкие! Мне с вами ничего не страшно.

А бабушку мою вы не нашли за болотом? Жаль.

Бабушка выглядывает из-за двери, дети её видят, а внук – нет.

Бабушка: Внучек! Идэ! (прячется)

Идэ: Ребята, вы слышали? Это бабушка меня звала. Бабушка! Где ты?

Бабушка (выглядывает): Идэ! Смелым будешь – найдешь меня! Умным будешь - найдешь меня!

Идэ: Умным, смелым... Легко сказать. Знал бы я, где её искать, придумал бы что-нибудь. А то ведь неизвестно, где она находится. Да к тому же говорят, где-то в этих местах людоед Менкв ики бродит. Вот что, помощники мне нужны. Самые умные и внимательные. Вас здесь много. Как же мне самых внимательных и умных найти?

Для этого отгадайте загадки мансийского поэта Ювана Шесталова.

Ведущий 1.

Летом- в сером кафтане бегает,

а зимой шубку надевает. (Заяц)

Слайд 13

Ведущий 2.

Ручка деревянная,

Тело стальное.

Что это такое? (Нож.)

Слайд 14

Ведущий 1.

С неба летит- пляшет.

Всё, что есть в тундре- прячет.

А в чум попадёт- плачет. (Снег)

Слайд 15 Ведущий 2.

Сам деревянный,

Голова железная.

Что это? (Топор.)

Слайд 16

Ведущий 1.

У кого зимой и летом

Нос всегда холодный? (У собаки.)

Слайд 17

Ведущий 2.

Весной зелёными рождаются,

а осенью желтеют, краснеют

и на землю осыпаются. (Листья)

Слайд 18


Идэ: Теперь у меня есть помощники, внимательные, умные.

А есть ли среди вас талантливые, например, умеющие рисовать?

Ведущий 1.

Отгадайте еще одну загадку:

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Слайд 19

Ведущий 2.

-Ребята, а вы знаете, зачем ханты оленей разводят? На Крайнем Севере долгие годы основным видом передвижения были олени.

Ведущий 1.

Мы предлагаем вам разукрасить оленей, чтобы они получились красивые.

Слайд 20

Идэ: Очень хорошие рисунки. А я предлагаю вам поиграть в игру «Оленьи упряжки».

Ведущий 2.

Послушайте правила игры разделитесь на пары. Один игрок будет изображать запряженного оленя, другой — каюра. По сигналу упряжки бегут друг за другом, затем игроки меняются.

Ведущий 1.

В дороге вы не должны потерять упряжку и передать следующему игроку оленьи рога.

Идэ: Вы готовы? Начали.

Ведущий 2.

Давайте поаплодируем талантливым ребятам.

(В это время бабушка незаметно кладёт листочек)

Идэ: Что это? Записка какая-то. Послушайте. «Идэ, не бойся, иди дальше...» Идти дальше? А вдруг там медведь прячется? Или может ...людоед Менкв ики меня там подкарауливает? А, была не была! Пойду! Стыдно мне перед такими храбрыми детьми, да и бабушка говорила: «Смелым будешь — найдёшь меня».

Ребята, вы со мной?

ПЕРЕХОДЯТ В ДРУГОЙ КЛАСС

Слайд 21

Идэ (переходит в следующий класс и радостно кричит): Бабушка, наконец-то я тебя нашел!

Бабушка: Я рада, что ты переборол свой страх.

Идэ: Это ребятам спасибо. Они такие ловкие, внимательные, талантливые, храбрые. Мне перед такими смельчаками стыдно трусом выглядеть.

Бабушка: Вот и хорошо. Напоследок давайте вспомним, с какими играми вы познакомились: «Собери шишки», «Пройди по болоту», «Оленьи упряжки».

Идэ: А чем вам понравилось заниматься больше всего?

Бабушка: Молодцы, ребята.

Идэ: Ребята, оставайтесь всегда такими смелыми, ловкими и умелыми.

Бабушка: А теперь нам идти пора. Выучим, как звучит на языке ханты

«До свидания» - « паяма у латы». Слайд 22

Идэ: До свидания, друзья!

Ведущий 1.

Ребята, а мы дарим вам книжки – малышки, чтобы вы вспоминали о нашей встрече и научили хантыйским играм своих друзей. (раздают книжки)

Ведущий 2.

До свидания, до новых встреч!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по курсу внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Автор: Матиенко Элико Годердзевна

Дата: 29.07.2021

Номер свидетельства: 584906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства