Работу выполнил: ученик 1 «В» класса Касьян Анна
проживающая в г.Беслан, ул. Щорса д.33, телефон: 3-38-08
Учитель: Джеранова Марина Харитоновна
История региональной кухни
Основой пищи осетин являются хлебные изделия. Среди них первое место занимал кукурузный чурек («кæрдзын»). На скудность осетинского стола указывал К.Хетагуров, который говорил, что кукурузная лепешка «с кусочком сыра или с чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды составляла обыкновенно обед и ужин взрослого осетина». Чурек приготовлялся из круто замешенного теста в виде круглых лепешек слоем в 3-5 см. Чуреки запекались в горячей золе. Но прежде чем зарыть чуреки в золу, они слегка поджаривались на жаровне. Это делалось для того, чтобы зола не приставала к ним. Чурек обычно не выпекали про запас, а приходилось его печь ежедневно или на день 2 – 3 раза (к завтраку, обеду, ужину). Это было связано с главным образом с тем, что состав осетинской семьи в дореволюционное время был довольно значительным, поэтому на такую семью трудно было заготовить большой запас чурека. Кроме того, чурек на второй день очень черствел. Но и в первый день, когда он остывал, поедался с трудом.
В нагорной полосе пекли также ячменный чурек, нередко с примесью кукурузной муки. Пшеничный хлеб («дзул») как в горах, так и на плоскости появлялся в доме осетин только по особо важному случаю (во время праздника, на пиру, на свадьбе, на поминках и т.п.). «Пшеница считается «кушаньем пророков», потому что она является на стол в праздничные дни как чисто жертвенное приношение».
Из мучных изделий в прошлом широкое распространение имели пироги круглой формы. Три пирога (с сырной начинкой) означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства – Бог (Хуыцау), солнце (хур), земля(зœхх). В случае траурной трапезы пироги подают четными числами – отсутствует средний пирог, символизирующий солнце. Существуют особые правила разрезание круглых пирогов.: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.
Очень вкусно приготавливаются пироги с картошкой («картофджынтæ») с добавлением сыра, так же пироги делаются из тыквы («насджынтæ»). Для более приятного вкуса в начинку пирогов (уже в готовом виде) добавляется масло (топленое).
Из всех пирогов самое излюбленное блюда – пироги с мясом («фыдджынтæ»). «Фыдджынтæ» - обязательное блюдо на каждом званом обеде.
Второй после пирогов идет мясная пища. Она состоит из баранины или говядины. Мясо обычно готовилось целой тушей или отдельными частями. Из всех мясных блюд отварное мясо («къуыдырвых дзидза») было наиболее употребительным. В качестве приправы к мясу подавали рассол («цæхдон») из соли, толченого чеснока и кефира или бульона. Мясной бульон (отвар) часто подавался после вареного мяса в качестве второго блюда, или даже вместо чая.
Популярным мясным блюдом остается шашлык («физонœг»). Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже – говядина. Физонаг жарится на железных и деревянных шампурах («уœхст») над раскаленными древесными углями («арты цœхœрыл»). Для физонага используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки. Какая – нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят. Это – ритуальный физонаг. Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонагом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост. После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим. Осетины жарили шашлык и в котле («аджы фых физонœг»). Физонаг готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное.
Из национальных напитков следует отметить пиво(«бæгæны»). Осетинское пиво всегда было почетным напитком на ритуальных и религиозных празднествах. Только с чашей, наполненной этим напитком, можно было возносить молитву богам, благословлять свои семьи и встречать гостей.
Пиво приготовлялось специально по какому-нибудь случаю и не является повседневным напитком.
И до нынешних дней не забыты традиции осетинской культуры, в приготовлении национальных блюд. Осетинские пироги и осетинское пиво известны во всем мире, своим непревзойденным вкусом!
Используемая литература:
Анзор Хачирти Аланика культурная традиция
А.Х. Магометов культура и быт осетинского народа
З.В. Канукова Традиция в современном осетинском обществе