kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение игр и игровых ситуаций на занятиях по эколого - биологической направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра помогает детям расширить свой кругозор, сами того не осозновая играя дени играя приближаются к решению многих сложных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение игр и игровых ситуаций на занятиях по эколого - биологической направленности»

Методическое пособие по теме «Применение игр и игровых ситуаций на занятиях в кружке эколого – биологической направленности для младших школьников» предназначено для использования в работе педагогами дополнительного образования, учителями школ, лицеев, гимназий.


Применение игр и игровых ситуаций на занятиях в кружке

эколого – биологической направленности с младшими школьниками.


«Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Ю.Нагибин.

Введение.

По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - «это один из видов деятельности человека». Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, на занятие по теме «Съедобные грибы» дети, не только отгадывают загадки, но и моделируют на динамической доске свой ответ, в этом очень хорошо проявляется деятельность ребёнка.

А.С. Макаренко считал, что «детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, он приближается к какой-то ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя немного воображает, он чем-то более высоким себя чувствует, играя. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я как педагог должен с ним немножко играть».

Исходя из слов великого педагога, можно сделать вывод о том, что игра для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.

В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов


Цель работы:

Развитие познавательной активности обучающихся кружка с использованием различных игр.

Задачи:

1.Научить учащихся получать знания о природе, способствовать закреплению знаний посредством игры;

2.Развивать познавательный интерес, логическое мышление, творческие способности;

3.Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к природе с использованием интеллектуально – познавательных игр.

Основная часть.

1.1. Игры – имитации на занятии кружка.

Мой опыт показывает, что игра на занятии кружка для ребёнка – это важный источник информации об окружающем мире. Разрешение какой либо определённой задачи в игре, связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребёнка к умственному труду, одновременно развивается логическое мышление. Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия.

Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр младших школьников является подчинением правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, упражнять память, внимание, проявлять сообразительность, находчивость, а главное обретают вкус к творческой деятельности. Для выполнения этой задачи провожу игры имитации «Моё будущие», где дети выстраивают модель города, двора, парка, леса, сквера, цветочных клумб, где бы они хотели жить и отдыхать.

1.2. Игры в кружке для сенсорного развития учащихся.

Игра способствует свободному развитию личности ребёнка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов. Часто на занятиях своего кружка использую игру для сенсорного развития учащихся. Такая игра способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждению, настойчивости, стремлению к успеху. Чувственное восприятие творческих поделок, выполненных своими руками (создание аппликации из бумаги, природного материала, оригами, тестопластика, рисунок, создание элементов сценических костюмов, динамических стендов, поделок из природного материала) придаёт особую роль игре на занятиях кружка. Эта роль заключается в возможности безболезненного перехода ребёнка из игровой в учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа обучения в кружке.

1.3.Викторины, кроссворды, конкурсы, игры – путешествия на занятиях кружка.

В игре проявляются многие качества личности, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам, выработать собственное отношение к их разрешению. Хотя познавательная деятельность в данном случае носит познавательный характер, учащиеся относятся к ней серьёзно, осознавая ценность полученных в игре знаний и умений, социального опыта. На своих занятиях для развития у учащихся таких качеств личности использую викторины, кроссворды, конкурсы, игры - путешествия о растениях («Растения леса», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения»), животных («Домашние животные», «Животные зооуголка»).

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, оценка знаний может проводиться в форме ролевой игры, викторины, решения кроссвордов, игры – путешествия, конкурса по следующим критериям:

- правильность и осознанность ответа;

- точность употребления новых терминов;

- самостоятельность ответа;

- речевая грамотность и логическая последовательность ответа;

1.4. Составление рассказов, сказок, сочинение стихотворений на занятиях кружка для развития речи учащихся.

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Прежде всего и главнейшим образом надо заботится о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознание детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значимых по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Для развития данных качеств у детей на занятиях кружка мы составляем рассказы, сказки, стихи о природе. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, сочинить стихотворение, детям мало знаний по содержанию, необходимо владеть структурой текста. С этой целью на занятиях использую различные приемы. Одним из них является иллюстрация. Часть иллюстративного материала представляю сериями, состоящими из трёх, четырёх картинок. Это помогает детям составлять рассказ, сказку, сочинять стихотворение практически без моей помощи. Самостоятельно дети и оформляют свои работы рисунками. Таким образом дети получают не только знания о природе, но и удаётся сформировать у них быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности и т.д.

1.5. Загадки – задачи – классический пример интеллектуальной игры на занятиях кружка.

Много внимания на своих занятиях уделяю применению интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классическим примером таких игр являются, широко известные задачи - загадки, отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

На своём занятии использую загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления признаков, например: Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук.

И тысячи ладошек. (Лес).

Или загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления:

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. ( Заяц ).

Загадки, в описании которых использованы метафоры:

Он по - рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нём малиновый берет

И пёстрая спецовка. ( Дятел ).

Рассказ – загадка – ответ, на который может быть получен, если дети поняли определённые связи и закономерности природы, например: на зелёном лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнуться пружинистыми ножками и падают. Хоть куда упади – не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг- скок, прыг – скок. Сто былинок – сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг – скок, прыг – скок. (Кузнечики)

При отгадывании загадок, использую очень интересную форму – построение динамического стенда. Эта форма заключается в следующем: на доске висит нарисованный цветной плакат по изучаемой теме, например, тема «Наш сад», на плакате изображены деревья и кустарники, но без плодов. На учительском столе разложены шаблоны плодов – яблок, слив и т.д. Загадываю загадку, ученик должен не только отгадать загадку, но и найти на столе шаблон соответствующий его ответу и прикрепить на плакат. Результатом такой творческой деятельности учащихся является – яркий, красочный динамический стенд «Наш сад», где наглядно видны все ответы на загадки.

Используя на своих занятиях данную форму, всегда учитываю следующие моменты:

- загадки, должны быть доступны детям по содержанию, соответствовать их уровню развития;

- яркая наглядность плаката и шаблонов способствует проведению успешной игры;

- занимательный материал должен иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.

1.6. Биологические ребусы и шарады расширяют кругозор детей на занятиях кружка.

На занятиях кружка использую биологические шарады и ребусы. Биологические шарады и ребусы учат детей быстро логически мыслить и расширяет их кругозор. Сначала мы вместе с детьми разгадываем предложенные ребусы и шарады, объясняю принцип составления и разгадывания ребусов и шарад, а затем дети самостоятельно или по парам составляют ребус, разгадывают шараду по теме.


Биологические шарады - задачи, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом.

Для отгадывания шарады сначала даются признаки отдельных слов, частей, а потом дается слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

1. Когда мы очень близки с человеком,

Ему слог первый говорим.

Второй – в пруду лягушки скажут летом,

А целое мы с кашею едим. (Ты – Ква - Тыква)

2. Первое – одна из нот,

Отгадаешь без хлопот.

А второе в суп кладут,

Если много сильно бьют.

Вместе все – родня гороху,

Коль не знаешь, очень плохо. (Фа – Соль - Фасоль)

1.7.Праздник – самый распространённый вид отдыха для детей.

Самый распространённый вид отдыха для детей – праздник.

Дети с удовольствием готовятся к празднику, репетиции проходят весело, задорно, в тоже время дети чувствуют ответственность и очень стараются исполнять свои роли. При таком общении осуществляются следующие функции: психофизиологическая (снятие стресса), психотерапевтическая (межличностные отношения становятся более гармоничными). Функция удовлетворения потребности в компетентности (повышается самооценка), функция самореализации (удовлетворяется потребность быть значимым для других), эстетическая, познавательная, приобретаются новые знания и умения. В процессе подготовки к празднику и участии в самом празднике для кружковцев создаются условия для воспитания положительных качеств личности ребёнка:

-ответственное отношение к занятиям кружка;

- ответственное отношение к порученному делу;

-уважительное отношение к родителям, педагогам и сверстникам;

-уважительное отношение к мнению сверстников;

-экологическую культуру;

-уважение к национальным традициям разных народов;

- уважение к национальной культуре, традициям и обычаям;

- уважительное отношение к своему здоровью и ведение здорового образа жизни.

1.8. Настольные игры на занятиях кружка.

Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность, в ней присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т.д.). В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры дети получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. В качестве материала для настольных игр использую биологическое и географическое лото. Их можно использовать на интегрированных занятиях, обобщающих, проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов занятия (например, повторение пройденного материала), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.

1.9. Подвижные игры, физкультминутки - снятие усталости у детей на занятии кружка.

Напряженная умственная деятельность, произвольность внимания быстро утомляет детей, поэтому на своих занятиях кружка использую подвижные игры. Проведение подвижных игр не требует специальной подготовки, их можно проводить, как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Считаю, что ценность применения подвижной игры на занятиях кружка заключается в её бодрости, радостном самочувствии, активном жизненном тонусе, импровизации, интуиции, воображении, эмоциональности. Когда на своих занятиях использую разнообразные физкультминутки с речёвками, дети не только с большим удовольствием принимают в них участие, но и сами их проводят. Детям очень нравятся подвижные игры с использованием в игре каких - либо предметов. Например, при изучении темы «Осенняя сказка» провожу подвижную игру с передачей мяча друг другу, при этом играющие называют слова связанные с этим временем года. Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает тот, кто лучше других сможет проявить ловкость, силу, сообразительность, эрудицию. Во время игры приобретаются новые знания и умения. Правильно организованная игра способствует творческому развитию личности.

1.10. Социально – ориентирующие игры на занятиях кружка.

Получая определенную систему знаний на занятиях кружка, ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Одной из форм воспитательной деятельности моего кружка является экскурсия. Во время экскурсий стараюсь дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Считаю, что воспитание у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Всегда тщательно готовлюсь к экскурсии и составляю подробный план подготовки:

1. Намечаю тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2. Определяю цель, задачи и составляю предварительный план экскурсии.

3. Выбираю место проведения экскурсии, обязательно заранее бываю там, разрабатываю маршрут. Нахожу место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала.

4. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия.

6.Планирую организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), распределяю обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.

7. Продумываю к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, дорабатываю план.

Экологическое воспитание – это воспитание у ребёнка сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости в необходимости бережного отношения к природе, активное участие в экологической деятельности. Примером, когда игра превращается в серьёзное дело, является то, что дети моего кружка активно и с большим удовольствием принимают участие во всех экологических и природоохранных акциях «Сделаем мир чище», «День земли», в природоохранном конкурсе листовок «Сохраним первоцветы», «Тише, птицы на гнёздах», акция «Подкормка зимующих птиц», конкурсе экологических сказок и стихов.

Экологическое воспитание с помощью игры – это воспитание у детей сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному восприятию её богатств и активное участие в экологической деятельности. Заслуженной популярностью на занятиях кружка у ребят поль­зуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представ­ляя собой сплав традиционных викторин, раз­личных соревнований, выступлений. Так, тур­нир знатоков природы может включать несколько этапов: 1. Конкурс на лучшего зна­тока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 2. Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисо­вать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лесной зоне, на экологической тро­пе). 3. Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос вто­рой, вторая — третьей и т. д.).

4. Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга при­роды” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, пред­ставителе флоры или фауны, попавшем на стра­ницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый кра­сивый уголок нашего края”, “Удивительное ра­стение (животное)”, “Очевидное — невероят­ное” и т.п. 5. Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать назва­ния животных в том порядке, в каком звуча­ли их голоса). 7. Конкурс на лучшую инсцени­ровку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Победителей в личном и командном первен­стве определяют по итогам турнира в целом.

Вывод:

1.Применение эвристической технологии, использование игровых ситуаций и игр способствует лучшему усвоению программного материала обучающимися на занятиях кружка.

2.Применение игр на занятиях кружка способствует развитию следующих умений и навыков:

-чтения стихов, рассказов, сказок, загадывания и отгадывания загадок, решение кроссвордов, ребусов, шарад о животных, растениях, явлениях природы;

-выполнения заданий игры – путешествия, турниров, конкурсов;

-сочинения коротких рассказов, сказок, стихов о животных;

-работы с источниками литературы;

-работы красками, фломастерами, клеем;

-работы по трафаретам;

-изготовления элементов костюмов;

-работы с бумагой, пластилином, тестом, природным материалом;

-организации совместной творческой деятельности (подготовка к праздникам, участие в праздниках, природоохранных акциях и т.д.)

3.Применение игр и игровых ситуаций формируют у учащихся следующие качества личности:

-проявление учащимися нравственных знаний и умений;

- бесконфликтное общение со сверстниками;

-стремление оказания помощи и поддержки товарищам;

- уважительное отношение к мнению взрослых;

-культуру речи;

-ответственное отношение к порученному делу;

- развитие творческой активности и самостоятельности при выполнении творческих заданий;

- стремление к интеллектуальному совершенствованию;

- положительной самооценки;

- заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-раскрытие интеллектуальной и эстетической стороны трудовой деятельности;

- устойчивый интерес к труду и придание ему творческого характера;

- навыки правильного поведения на природе;

- осознание ценности природы;

- ценностное отношение к грамотному поведению на природе;

Заключение

При проведении игр следует отметить:- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;

Игру можно считать выполняющей свои функции на занятиях в том случае, если она обеспечивает:

1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у него умения учиться;

2. Играя, ученик должен сознательно прийти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.

Понимая, какие функции должна выполнять игра в обучении, педагог может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или ином конкретном случае.

Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов. Занимательность вообще и игры в частности дает педагогу возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий, учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению природы.

Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Занятия с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала на занятиях, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности- любителя, охранника природы.

Разработка, организация и проведение игр педагогом совершенствуют его профессиональные качества.

В процессе разработки и проведения игры, педагог приобретает дополнительный запас новых знаний; умение планировать предполагаемые в игре действия; распределять во времени психическую нагрузку,

сопряженную с сюжетом игры. Тем самым система развивающего обучения, принятая конкретным педагогом, обогащенная собственными идеями и новообразованиями в различных областях и, в частности, в области игровой деятельности, совершенствуют личность самого педагога.

В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра – это активная деятельность играющего.

В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную. Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику занятия, делают его более разнообразным и результативным.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания ребёнка. Дети на занятиях становятся более активны, высказывают много своих суждений и проявляют интерес к занятию.

Стеснительные и робкие дети поднимают руку и пытаются ответить. Дети становятся более заинтересованными, у них пробуждается желание активно участвовать в работе на занятиях, они проявляют желание узнать больше того, что они знают. Игры, несомненно, повышают активность детей.

Игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств. Она вводит ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности учащегося; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельно­сти и поэтому является универсальной. Особен­но важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную рабо­ту большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответ­ственности за состояние родной природы.

В то же время хотелось бы предостеречь педагогов от чрезмерного увле­чения массовыми играми в ущерб другим фор­мам работы. Важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятель­ности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.






























Список литературы для педагогов

1. И.Д. Агеева. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.ТЦ Сфера, 2004.

2. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.

3.В.М.Букатов, А.П. Ершова. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

4. Л.И. Жук. Делу – время, потехе час./ Ред. – сост. Л.И. Жук. – Мн.: Изд.ООО «Красико - Принт», 2000.

5. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. М.В. Соловейчик. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: книга для учителя. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября», 1999.

7. Е.И. Николаенкова. Педагогический практикум. Тесты по природоведению: 1 – 4 классы. – 2-е изд. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

8. С.Л. Мясникова. Занимательные задания по изучению природы. – Чебоксары: КЛИО, 1997.

9. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. Зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

10. И.В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, «Академия развития», 1997.

11. Л.И. Софронова, Ф.А. Сулейманова. Кружки юных натуралистов в начальной школе. (Методические материалы для кружковой работы с младшими школьниками), Арзамас, 2000.

12.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 1998.

13.Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю.- Москва. «Просвещение», 1985.

  1. Растения зеленый цвет Земли / Белфакс, 1995.

  2. Родная природа. Часть 1. Осень. Зима.

  3. Родная природа. Часть 2. Весна. Лето.

  4. Руденко Т.А. Большая энциклопедия животных. – М.: Изд-во «Олма - Пресс», 2000.

  5. Рыхлин В.К., Рогожкин А.Г. Энциклопедический словарь юного натуралиста – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика – Пресс, 1996.



19. Ж.. Дополнительное образование и воспитание. № 1 – 12. 2008 – 2010. М.: Издательство ООО «Витязь - М».

20. Информационно – методический журнал Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодёжи.

№№ 1-6. 2008 – 2010. Отпечатано в ООО « Красногорская типография»

Литература для учащихся

1.Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн», 1997.

2. Бианки В.В. Лесная газета.- М.: ООО «Книги Искатели», 2003.

3. Брем А. Атлас животных. Жизнь животных .Т.1-2.- М.: Изд-во «АСТ», 2000.

4. Брем А. Птицы. Т.1-2. – М.: Изд-во АСТ, 1999.

5.Брем А. Рептилии. – М.: Изд-во АСТ, 2000

6.Доманова Н.М., Тепляков В.К., Ярошенко А.Ю. Здравствуй, лес! – М.: Изд-во Гринпис России: Изд-во Представительства Всемирного Союза Охраны Природы для России и стран СНГ, 2003.- 48с

7.Левко Г.Д. Однолетние цветы. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2001. – 144с.:ил.

8.Келайн, Ф. Большая иллюстрированная энциклопедия садовых растений.- М.: АСТ:Астрель,2006.- 639,с.: ил.

9.Молчан О.К., Щекотова Л.М. ЛЕС. – М.: СЛОВО, 2001.

10.Мясникова С.Л. Занимательные задания по изучению природы. – Чебоксары: КЛИО, 1997.

11.Оприш Тудор. Мир растений. – Изд. Ион Крянгэ – Бухарест, 1986.

12.Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. Для учащихся нач. кл. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1998.

13.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 1998.

14.Растения зеленый цвет Земли / Белфакс, 1995.

15.Родная природа. Часть 1. Осень. Зима.

16.Родная природа. Часть 2. Весна. Лето.

17.Тайны живой природы. – Москва «РОСМЭН», 1997.

18.Шустов С.Б., К.Н.Ткачёв, А.А.Каюмов. Атлас животных Нижегородской области для детей. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2002

19.Я познаю мир. Животные: Детская энциклопедия/ Авт.-сост. П.Р. Ляхов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

20.Я познаю мир. Змеи, крокодилы, черепахи: Детская Энциклопедия./ Д.В. Семенов. – М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

21.Я познаю мир: Детская Энциклопедия.: Растения / Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

22.Журналы «Юный натуралист», 2006 – 2010.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Лариса Валентиновна Китина

Дата: 08.12.2023

Номер свидетельства: 641617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства