Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Современное образование в России с 2010 года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
С одной стороны, особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
С другой стороны, известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, они напрямую зависят от субъектного опыта ученика.
Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Наша задача окультурить его так, чтобы познавательный опыт стал его личным.
Таким образом, мы наблюдаем противоречие в том, что системно-деятельностный подход предполагает достижение результатов обучения, предметного, метпредметного и личностного характера, с другой стороны индидвидуальные способности учеников, их субъектный опыт, уровень мотивации не позволяет на достаточном уровне добиться учебных результатов.
Таким образом я поставила для себя вопросы. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные умения? Какие приемы целесообразно отобрать и применять на определенном этапе урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Проблема моей педагогической деятельности заключается в поиске системы методических приемов, которые позволяют использовать субъектный опыт учащегося как условие ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремления к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Цель можно обозначить как создание комплекса условий, направленных на использования субъектного опыта учещихся для приобретения опыта познавательной деятельности, самообразования на основе технологий системно-деятельностного подхода обучения.
Каковы же особенности моего современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. но урок будет успешен, если
деятельность на уроке мотивирована
используется субъектный опыт
Дидактика современного урока в деятельностном подходе предполагает такую организацию начального этапа урока, этапа вхождения в тему, которая создает появление затруднения для дальнейшей постановки проблемы и учебных задач самими учащимися. Именно хорошее начало урока это уже половина успеха.
А поэтому на своих уроках этап актуализации личного опыта я организую следующим образом. В соответствии с целями каждого типа урока я подбирала приемы организационного этапа урока и актуализации знаний.
Тип урока | Задачи этапа вхождения в тему урока и созданию условий для осознанного восприятия нового материала | Приемы организационного этапа урока | Приемы актуализации знаний |
Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | Актуализация субъектного опыта учащихся Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока Постановка с учащимися учебной проблемы Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Высказывания великих Эпиграф Цитаты, пословицы, поговорки, загадки Ассоциативный ряд Притчи Удивляй! | Проблемная ситуация Четвертый лишний Группировка Зашумленная тема Игровая цель Корзина идей, понятий, имен Лингвистические задачи Окна Осколки Работа над понятием Тема вопрос |
Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии | Актуализация ведущих знаний и способов действий Актуализация комплекса знаний и способов деятельности Мотивировать и организовать самостоятельное выполнение пробного задания (хочу, могу, надо) Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Верные и неверные утверждения Нестандартный вход в урок Этимологические минутки | Вопросительные слова Мозговая атака Найди соответствие Домысливание Своя опора-шпаргалка |
Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Анализ содержания учебного материала Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему. Формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. | Автобусная остановка Рубрика «Любознательным» Эмоциональное вхождение в урок | Да-нетка Логические цепочки Сорбонки Лови ошибку Развивающий канон |
Тип урока №4. Урок развивающего контроля | Самостоятельное выполнение заданий Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. | Орфоэпическая разминка Этимологические минутки | Сорбонки Толстый и тонкий вопрос Лови ошибку Развивающий канон |
Описание приемов организационного этапа урока и актуализации знаний
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует:
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
ОСКОЛКИ
1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение.
ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.
ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Прием мотивации.
Посмотрите на рисунки: лопух и лопата. Трудно представить, что эти слова – родственники. Ну что общего может быть у лопаты с лопухом?
Оказывается, эти слова действительно в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Обратите внимание на значения слов лопух («растение с широкими листьями», и лопата («орудие труда, по форме напоминающее лист»). Кстати, лопасть («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».
НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ
Данный прием способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.
Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова).
АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.
Например, после восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.
Это может быть любой алгоритм морфологического разбора, фонетического разбора, алгоритм деления многозначного числа на однозначное и прочее.
ДА-НЕТКА
Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет». и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.
ЛОВИ ОШИБКУ
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
СОРБОНКИ
Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти.
Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома, но часть карточек можно изготовить единообразно.