kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен опыт по проблеме актуализации субъектно опыта учащихся начальной школы. В соответствии с целями каждого типа урока представлены приемы организационного этапа урока и актуализации знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы актуализации субъектного опыта»

Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе


Современное образование в России с 2010 года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

С одной стороны, особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

С другой стороны, известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, они напрямую зависят от субъектного опыта ученика.

Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.  Наша задача окультурить его так, чтобы познавательный опыт стал его личным.

Таким образом, мы наблюдаем противоречие в том, что системно-деятельностный подход предполагает достижение результатов обучения, предметного, метпредметного и личностного характера, с другой стороны индидвидуальные способности учеников, их субъектный опыт, уровень мотивации не позволяет на достаточном уровне добиться учебных результатов.

Таким образом я поставила для себя вопросы. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные умения? Какие приемы целесообразно отобрать и применять на определенном этапе урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Проблема моей педагогической деятельности заключается в поиске системы методических приемов, которые позволяют использовать субъектный опыт учащегося как условие ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремления к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Цель можно обозначить как создание комплекса условий, направленных на использования субъектного опыта учещихся для приобретения опыта познавательной деятельности, самообразования на основе технологий системно-деятельностного подхода обучения.


Каковы же особенности моего современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. но урок будет успешен, если

  • деятельность на уроке мотивирована

  • используется субъектный опыт

Дидактика современного урока в деятельностном подходе предполагает такую организацию начального этапа урока, этапа вхождения в тему, которая создает появление затруднения для дальнейшей постановки проблемы и учебных задач самими учащимися. Именно хорошее начало урока это уже половина успеха.

А поэтому на своих уроках этап актуализации личного опыта я организую следующим образом. В соответствии с целями каждого типа урока я подбирала приемы организационного этапа урока и актуализации знаний.






Тип урока

Задачи этапа вхождения в тему урока и созданию условий для осознанного восприятия нового материала

Приемы организационного этапа урока

Приемы актуализации знаний

Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Актуализация субъектного опыта учащихся


Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Постановка с учащимися учебной проблемы

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Высказывания великих

Эпиграф

Цитаты, пословицы, поговорки, загадки

Ассоциативный ряд

Притчи

Удивляй!

Проблемная ситуация

Четвертый лишний

Группировка

Зашумленная тема

Игровая цель

Корзина идей, понятий, имен

Лингвистические задачи

Окна

Осколки

Работа над понятием

Тема вопрос

Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии

Актуализация ведущих знаний и способов действий

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Мотивировать и организовать самостоятельное выполнение пробного задания (хочу, могу, надо)

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Верные и неверные утверждения

Нестандартный вход в урок

Этимологические минутки

Вопросительные слова

Мозговая атака

Найди соответствие

Домысливание

Своя опора-шпаргалка

Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Анализ содержания учебного материала

Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему.

Формировать у учащихся представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Автобусная остановка

Рубрика «Любознательным»

Эмоциональное вхождение в урок



Да-нетка

Логические цепочки

Сорбонки

Лови ошибку

Развивающий канон

Тип урока №4. Урок развивающего контроля

Самостоятельное выполнение заданий

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Орфоэпическая разминка

Этимологические минутки

Сорбонки

Толстый и тонкий вопрос

Лови ошибку

Развивающий канон


Описание приемов организационного этапа урока и актуализации знаний

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

- умение анализировать и сопоставлять факты;

- умение определять противоречие;

- умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

ОСКОЛКИ

1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.

2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.

3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение.

ВЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Прием мотивации.

Посмотрите на рисунки: лопух и лопата. Трудно представить, что эти слова – родственники. Ну что общего может быть у лопаты с лопухом?

Оказывается, эти слова действительно в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Обратите внимание на значения слов лопух («растение с широкими листьями», и лопата («орудие труда, по форме напоминающее лист»). Кстати, лопасть («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».

НАЙДИ СООТВЕТСТВИЕ

Данный прием способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.

Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова).

АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.


ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

Например, после восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

Это может быть любой алгоритм морфологического разбора, фонетического разбора, алгоритм деления многозначного числа на однозначное и прочее.

ДА-НЕТКА

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет». и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.

ЛОВИ ОШИБКУ

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

- умение анализировать информацию;

- умение применять знания в нестандартной ситуации;

- умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

СОРБОНКИ

Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти.

Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома, но часть карточек можно изготовить единообразно.





Просмотр содержимого презентации
«Приемы актуализации субъектного опыта»

Муниципальные педагогические чтения   Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе  Логинова Н.Г. МБОУ СОШ №5

Муниципальные педагогические чтения

Приемы актуализации субъектного опыта учащихся как условие эффективной познавательной деятельности на уроках в начальной школе

Логинова Н.Г.

МБОУ СОШ №5

Результаты образовательной деятельности -предметные  метапредметные  личностные Субъектный опыт каждого ученика ФГОС Уровень сформированности познавательных мотивов Системно-деятельностный подход

Результаты образовательной деятельности

-предметные

  • метапредметные
  • личностные

Субъектный опыт каждого ученика

ФГОС

Уровень сформированности познавательных мотивов

Системно-деятельностный подход

Проблема моей педагогической

Проблема моей педагогической

  • деятельности заключается в поиске системы методических приемов, которые позволяют использовать субъектный опыт учащегося как условие ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремления к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Цель

Цель

  • создание комплекса условий, направленных на использования субъектного опыта учащихся для приобретения опыта познавательной деятельности, самообразования на основе технологий системно-деятельностного подхода обучения.
Высказывания великих Эпиграф Цитаты, пословицы. Ассоциативный ряд Притчи Удивляй! Отсроченная отгадка Актуализация субъектного опыта учащихся Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Проблемная ситуация Четвертый лишний Группировка Зашумленная тема Игровая цель Корзина идей, понятий Лингвистические задачи Окна Осколки Работа над понятием Тема вопрос
  • Высказывания великих
  • Эпиграф
  • Цитаты, пословицы.
  • Ассоциативный ряд
  • Притчи
  • Удивляй!
  • Отсроченная отгадка

Актуализация субъектного опыта учащихся

Тип урока №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

  • Проблемная ситуация
  • Четвертый лишний
  • Группировка
  • Зашумленная тема
  • Игровая цель
  • Корзина идей, понятий
  • Лингвистические задачи
  • Окна
  • Осколки
  • Работа над понятием
  • Тема вопрос
Прием «Проблемные ситуации»  Тема урока «Квадратный километр. Квадратный миллиметр» А В А В S ABCD =? Найти площадь тетрадной клеточки? S ABCD =? C D C D Прием «Отсроченная отгадка» Тема «Тонна. Центнер» Сможете ли вы поднять 1000 000 граммов?

Прием «Проблемные ситуации» Тема урока «Квадратный километр. Квадратный миллиметр»

А В

А В

S ABCD =?

Найти площадь тетрадной клеточки?

S ABCD =?

C D

C D

Прием «Отсроченная отгадка»

Тема «Тонна. Центнер»

Сможете ли вы поднять 1000 000 граммов?

Прием «Проблемная ситуация»  Тема «Зона арктических пустынь» Рассмотрите этих животных и птиц. Что их объединяет?

Прием «Проблемная ситуация» Тема «Зона арктических пустынь»

Рассмотрите этих животных и птиц. Что их объединяет?

Приставка Суффикс Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Часть слова без окончания Основа Прием «Осколки» Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании или предложении Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов Корень Окончание

Приставка

Суффикс

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

Часть слова без окончания

Основа

Прием «Осколки»

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании или предложении

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

Корень

Окончание

Верные и неверные утверждения Нестандартный вход в урок Этимологические минутки Актуализация ведущих знаний и способов действий Актуализация комплекса знаний и способов деятельности Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии Вопросительные слова Мозговая атака Найди соответствие Домысливание Своя опора-шпаргалка

Верные и неверные утверждения

Нестандартный вход в урок

Этимологические минутки

Актуализация ведущих знаний и способов действий

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Тип урока №2. Урок отработки умений и рефлексии

Вопросительные слова

Мозговая атака

Найди соответствие

Домысливание

Своя опора-шпаргалка

Прием «Верные и неверные утверждения»  Тема «Природные сообщества леса, луга и пресного водоема»

Прием «Верные и неверные утверждения» Тема «Природные сообщества леса, луга и пресного водоема»

Прием «Этимологические минутки»  Тема «Однокоренные слова» – Ребята, посмотрите на рисунки: лопух и лопата. Трудно представить, что эти слова – родственники. Ну что общего может быть у лопаты с лопухом ? Оказывается, эти слова действительно в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Обратите внимание на значения слов лопух («растение с широкими листьями», и  лопата  («орудие труда, по форме напоминающее лист »). Кстати,  лопасть  («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова  лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».

Прием «Этимологические минутки» Тема «Однокоренные слова»

Ребята, посмотрите на рисунки: лопух и лопата. Трудно представить, что эти слова – родственники. Ну что общего может быть у лопаты с лопухом ? Оказывается, эти слова действительно в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Обратите внимание на значения слов лопух («растение с широкими листьями», и  лопата  («орудие труда, по форме напоминающее лист »). Кстати,  лопасть  («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова  лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».

Прием «Найди соответствие»

Прием «Найди соответствие»

Автобусная остановка Рубрика «Любознательным» Эмоциональное вхождение в урок Анализ содержания учебного материала Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Да-нетка Логические цепочки Сорбонки Лови ошибку Развивающий канон

Автобусная остановка

Рубрика «Любознательным»

Эмоциональное вхождение в урок

Анализ содержания учебного материала

Тип урока №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Да-нетка

Логические цепочки

Сорбонки

Лови ошибку

Развивающий канон

Прием «Автобусная остановка»  Тема урока «Части речи» Группа 4 Местоимение Группа 1 Существительное Группа 2 Глагол Группа 3 Прилагательное

Прием «Автобусная остановка» Тема урока «Части речи»

Группа 4

Местоимение

Группа 1

Существительное

Группа 2

Глагол

Группа 3

Прилагательное

Прием «Логические цепочки» Имеют противоположное значение Синонимы Разные по значению ? Имеют одинаковое или близкое значение Антонимы Одинаковые по звучанию и написанию Омонимы Произносятся и пишутся по-разному

Прием «Логические цепочки»

Имеют противоположное значение

Синонимы

Разные по значению

?

Имеют одинаковое или близкое значение

Антонимы

Одинаковые по звучанию и написанию

Омонимы

Произносятся и пишутся по-разному

Прием «Да – нетка»  Тема «Многозначные числа» 6300 29 608 305 220 400 420 60 090  6540 29 680 305 020 400 024 90 060 Возможные вопросы? В этом числе есть десятки тысяч? В этом числе есть сотни тысяч? Это круглое число? и т. д.

Прием «Да – нетка» Тема «Многозначные числа»

6300 29 608 305 220 400 420 60 090

6540 29 680 305 020 400 024 90 060

Возможные вопросы?

В этом числе есть десятки тысяч?

В этом числе есть сотни тысяч?

Это круглое число? и т. д.

Орфоэпическая разминка Этимологические минутки Самостоятельное выполнение заданий Тип урока №4. Урок развивающего контроля Сорбонки Толстый и тонкий вопрос Лови ошибку Развивающий канон

Орфоэпическая разминка

Этимологические минутки

Самостоятельное выполнение заданий

Тип урока №4. Урок развивающего контроля

Сорбонки

Толстый и тонкий вопрос

Лови ошибку

Развивающий канон

Прием «Лови ошибку»  Тема «Однородные члены предложения»

Прием «Лови ошибку» Тема «Однородные члены предложения»

  • Сидела лягушка-квакушка, на болоте ловила комаров, да мошку весною, громко квакала вместе, со своими подругами.
  • Прилетела цапля, к озеру вошла в воду по колени, наклонила голову, и притаилась.
Прием «Сорбонки»

Прием «Сорбонки»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Логинова Наталья Георгиевна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства