Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность
- Развитие памяти, внимания.
- Аналитическое мышление.
- Логическое запоминание.
- Ориентировка во времени и пространстве.
- Умение работать по образцу.
- Уровень речевого развития.
Интеллектуальная готовность
К 6,5 –7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название населённого пункта, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов, домашних и диких животных
- уметь считать до десяти и обратно.
Уровень речевого развития. Развитие устной речи .
Умение четко и ясно формулировать свои мысли!
Рассказ по картинке
Пересказ сказки
Стишок наизусть!
Мотивационная готовность
- Желание принять новую социальную роль —
роль школьника.
- Позитивная информация о школе.
- Мотивы учебной деятельности.
Волевая готовность
- способность управлять своим поведением
- умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
- стремление преодолевать трудности
- стремление к достижению результата своей деятельности.
Коммуникативная готовность
- Действия совместно с другими детьми.
- Умение подчинять свои действия правилу.
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять указания.
- Поддержка доброжелательного отношения с окружающими.
- Подготовка к школе требует от детей умения слушать учителя, понимать, о чем он говорит, выполнять его указания.
Развитие мелкой моторики
(пальчиков рук) является основой обучения ребенка письму.
Пальчиковая гимнастика
По мнению ученых,
пальчиковая гимнастика
активизирует работу
речевых зон в коре
головного мозга.
«Портрет» дошкольника, не готового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
«Быть готовым к школе – не главное уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.