Праздник Золотой осени (сценарий внеклассного мероприятия)
Праздник Золотой осени (сценарий внеклассного мероприятия)
Праздник Золотой осени предназначен для учащихся 3-4 классов. Данный сценарий содержит красивейшие стихотворения русских поэтов об осенней природе, рассказы о природе, загадки о цветах, анализ картины Левитана "Золотая осень", инсценировку "Спора овощей" Н. Семенова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздник Золотой осени (сценарий внеклассного мероприятия)»
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Праздник Золотой Осени
(для начальной школы)
СЦЕНАРИЙ
ПРАЗДНИК ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ
Цели:
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, формировать уважение к законам природы и ко всему живому;
- способствовать развитию чувства прекрасного формировать интерес и любовь к поэтическому слову;
- развивать творческие способности детей.
Вступительное слово учителя:
На сегодняшнем празднике мы будем говорить о её Величестве Природе, будем учиться видеть и слышать красоту родной природы, учиться любить, беречь и охранять её.
Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. Древний землепашец, наблюдая за изменениями в растительном мире, определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других определял сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди давали прогноз погоды и довольно точно предсказывали стихийные бедствия.
Вспомните, ребята, как легко дышится в лесу, на лугу, в поле. И в городах зелёные насаждения – парки, скверы, цветники – не только радуют жителей своей красотой; но и приносят здоровью большую пользу.
Поэтому природа охраняется законом.
Знать всё это полезно, но необходимо не только любоваться красотой родной природы, но и учиться понимать её. Природа, окружающая нас, многому учит людей: дисциплине, правдивости, доброте, дружбе.
Чтение стихотворения В.Орлова « Живой букварь»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа,
Учит по календарю-
По живому букварю:
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой:
Птицы учат пению,
Паучок терпению,
Отражение в воде
Учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
На деревьях всех пород
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе!
Слово учителя:
Природа - великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Перламутр раковин и переливы крыльев бабочек, нежные лепестки цветков и алые зори на небе, радужные переливы птичьих перьев – как много красок у природы!
Но сегодня мы с вами будем говорить о солнечном цвете
А какому времени года присущ солнечный цвет?
Жёлтый цвет – символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков, лесов дал ей название – золотая.
Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист – какого цвета только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры и многообразные переходы различных цветовых оттенков. Некоторые листочки похожи на тончайшие кружева. Ярко, пёстро, разнообразно нарядились деревья и кустарники. Настоящий карнавал красок!
Чтение стихотворения В.Степанова « От рассвета до заката»:
Превращаются леса
В расписные паруса,
Снова осень,
Снова листья
Без начала,
Без конца
За рекой и у крыльца.
Вот они плывут куда-то –
То назад,
А то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.
Целый день дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные
Золотые паруса.
Чтение стихотворения Бунина « Лес, точно терем расписной…»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так тепло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
Чтение стихотворения «Осень» М. Алигер:
Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой–где позолоту,
Кой–где уронила багрец.
И замешкалась, будто решая
Приниматься ей этак иль так!
То отчается краски мешая,
И в смущенье отступит на шаг.
То зайдётся от злости и в клочья
Всё порвёт беспощадной рукой…
И внезапно мучительной ночью,
Обретёт величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
Что тут сделать и что тут сказать
…А она всё собой недовольна:
Мол, не то получилось опять
И сама уничтожит всё это,
Ветром сдует, дождями зальёт,
Чтоб отмаяться зиму и лето
И сначала начать через год.
Анализ картины Левитана «Золотая осень».
В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Художник любил повторять стихи русского поэта Баратынского:
С природой одной он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье…
Он считал, что художник должен понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт. И он обладал этим великим счастьем. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описывать словами, их нужно чувствовать.
«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берёз, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам взрывается в грудь, и от которого как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий денёк осенний. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, чёрно – белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живёт и всегда прекрасна.
Чтение стихотворения Ю. Друниной:
Стал молчаливым лес отныне,
И грусть разлита в тишине
Бреду одна лесной пустыней,
Кипенье лета жалко мне.
Но вот другое обаянье
Меня в другой берёт полон;
То обаянье, увяданья –
Осенний сон, осенний сон.
Появляется Осень:
- Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной –
Осенние сады и парки?
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться!
- Ребята, очень много хорошего сегодня я услышала о себе. А пришла я к вам на праздник с тремя братьями – осенними месяцами. Угадаете их?
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришёл?
Сентябрь.
Всё мрачней, лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
Октябрь.
Поле чёрно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
Ноябрь.
Осень:
Молодцы, ребята! Правильно! Узнали братьев-месяцев. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и мои загадки.
Загадки осени:
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(осень).
2) Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро – кто же я?
(лось)
3) Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет.
(лист).
4) Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает.
(дождь).
5) Она под осень умирает,
И вновь весною оживает,
Коровам без неё – беда,
Она их главная еда.
(трава).
6) Кто осенью улетает,
А весною возвращается?
(птицы).
Первый ученик:
Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам муки.
Значит, будут пироги.
А уж яблоки, как мёд,
На варенье, на компот.
Принесла я мёду полную колоду.
Второй ученик:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, Осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо!
Инсценировка «Спор овощей» Н.Семёнова:
Горошек (весело):
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свёкла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные.
Зайчики – плутишки.
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я, румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я итак известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Помидор (обиженно, строго):
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный
Лук:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я – простой зелёный лук.
Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка, так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны (робко) (двое детей):
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна.
Осень:
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Слово учителя:
Ребята, посмотрите, сколько цветов на нашем празднике! Хотя многие цветы уже отцвели, но астры, георгины, розы напоминают нам о лете.
Чтение стихотворений об астре, георгине:
1) Астру с прямыми её лепестками
С давних времён называли «звездой».
В ней лепестки разбежались лучами
От сердцевинки совсем золотой.
2) Осенние стынут картины,
Давно уж осыпался сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь стоят
Пусть лужиц морщинится блюдце
И бродит туман по кустам.
Они молодцы – не сдаются.
Осенним сырым холодам.
Рассказ учителя о цветах:
Астра, по преданию, выросла из пылинки, упавшей со звезды Греческое слово астра – означает « звезда». Словно тонкие лучи, расходятся её тонкое лепестки во все стороны. Тысячи сортов астр вывели цветоводы. В голубые, фиолетовые, розовые, белые, пурпурные, тёмно-красные тона расцвечены астрами клумбы до октября, до первого снегопада.
Хризантемы – настоящие цветы осени. Им даже не страшны заморозки. До первого снега ярко горят их крупные головки.
В Японии и Китае есть легенда, что хризантема произошла от солнца.
В Японии её так и называют – цветок солнца. Изображение « золотой хризантемы» стало государственным гербом этой страны. Самый высший орден в Японии – « Орден Хризантемы». Поздней осенью в честь этого растения устраивают национальный праздник – «праздник Хризантемы». В этот день цветами украшают улицы и дома, сады и парки, устраивают выставки и конкурсы букетов. Каких хризантем там только нет! Золотисто-жёлтые, красные, красные, малиновые, розовые, белые, сиреневые…С висячими лепестками и изогнутыми, игольчатыми, трубчатыми, махровыми… Не перечесть! В Китае месяц самого пышного цветения этого цветка так и назвали – «хризантема».
А вот георгины не переносят холода и цветут до первого заморозка. Они выходцы из тёплых, тропических районов Америки и попали к нам недавно – всего каких-то двести лет назад. Название своё георгина получила в честь работавшего в России учёного – ботаника Георги. Георгина наряду с другими цветами стала любимым садовым растением
«Царицей цветов» называют розу. Произошёл этот изумительно красивый цветок от скромного кустарника шиповника. Самые лучшие, красивые и крупные экземпляры шиповника столетие за столетием отбирали и высаживали цветоводы.
Белые, жёлтые и красные цветы заиграли тысячами оттенков в новых сортах.
А в Японии вывели розу, которая меняет свой цвет от освещения: днём она ярко-красная, вечером – белая!
В Индии сложили легенду о том, что богиня красоты родилась из бутона розы. Древнюю страну Востока – Персию называли Гюлистан, что значит «страна роз» (гюль-роза).
В средние века наградой королям служила золотая роза, усыпанная бриллиантами. В наши дни в Финляндии самый почётный орден – «Белая роза Финляндии».
Чтение стихотворения А.А.Фета «Осенняя роза»:
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
Заключительное слово учителя:
Вот и подошёл к концу наш праздник. Хочется пожелать вам, ребята, уметь открывать красоту, чувствовать настроение в самом простом, в том, что другие каждый день видят и мимо чего равнодушно проходят. Будьте чуткими к простым, неприметным уголкам природы. Умейте найти в них что-то заветное, сокровенное.
А простимся с Осенью замечательным стихотворением А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная крага-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И милой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Исполнение песни об осени (прощаемся с Осенью):
Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки.
Вкусным осенним грибком.
Список использованной литературы
1. Дождь стучит по крыше: стихи об осени. – М.: Эксмо, 2009
2. Красиков С. Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990
3. Приметы осени. – М.: Детская литература, 1982
4. Свечников В. Атлас. Времена года. – М.: Махаон, 2006