Суркова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Черемшанская СОШ №1»
Черемшанского муниципального района
Республика Татарстан
Праздник в начальной школе
«Правила дорожные знать каждому положено!»
Цель:
- повторить и закрепить знания правил дорожного движения,
- проанализировать причину дорожно-транспортных происшествий,
- сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по городу,
- привить ученикам навыки соблюдения ПДД для снижения детского травматизма на дорогах.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по улицам и дорогам нашего замечательного города.
Светофорчик. Стойте! Стойте! А вы готовы к такому путешествию?
Ведущий. Конечно, Светофорчик! Ведь в сегодняшней встрече участвуют знатоки правил дорожного движения.
Светофорчик. Ну что ж, посмотрим, как ребята знают правила дорожного движения.
Ведущий. Внимание: глядит в упор
На вас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз.
Он каждому дает приказ.
Светофор зажигает красный свет.
Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет!
Красный свет нам говорит
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Зажигается желтый свет.
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Объявляю вам заранее:
Перехода больше нет!
Не спешите,
Посмотрите, посмотрите на меня!
Не спешите,
Посмотрите до зеленого огня!
Зажигается зленый свет.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Вот теперь идите смело –
Пешеходам путь открыт!
Проходите, разрешаю,
Не беда, что я один,
Я надежно защищаю
От трамваев и машин!
Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
Светофор. Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают.
Да и как меня не знать.
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.
Появляется Незнайка, он идет по дороге, ударяя мячом об пол.
Незнайка. Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!
Светофорчик (отбирает у Незнайки мяч)
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Незнайка. А почему на дороге нельзя играть?
Потому что по ней едут машины, не заметишь автомобиль – попадешь под колеса.
Светофорчик. Представь, что вы у себя во дворе играете в мяч. Вдруг мяч выкатился на дорогу. Что надо делать?
Надо попросить взрослого, чтобы он принес мяч.
Незнайка. Ну теперь мне все понятно,
Лучше я пойду обратно
И немного почитаю…
Достает книгу и читает.
Эй! Незнайка! Погоди!
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорого – не читальня
И не место для бесед!
Мальчик подбегает к Незнайке, берет книгу, закрывает и уводит Незнайку через переход.
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи.
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи.
Выбегает кот.
Ведущий. Кто ты?
Кот. Я ученик светофорных наук – Кот.
Ведущий. Кот, а ты знаешь правила дорожного движения?
Кот. А зачем мне их знать? Я и без них прекрасно обойдусь.
Ведущий. Ну что ж, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить дорогу?
Кот. Как? На четырех лапах.
Ведущий. Ребята, правильный ответ?
Дети. Нет!
Ведущий. А как надо?
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Ведущий. А теперь, Кот, ответь на последний вопрос: можно ли играть на проезжей части?
Кот. Смотря во что. В шахматы нельзя.
Ведущий. А почему?
Кот. Машины мне фигуры посбивают. А вот в хоккей можно. Еще как!
Дети. Нет!
Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать, как таблицу,
Должны, умножения.
Дети (все). На мостовой – не играть,
Не кататься,
Если хочешь здоровым остаться.
Кот. Спасибо, вы многое знаете и меня научили. Мне с вами интересно. Я понял, что плохо не знать правила дорожного движения.
Светофорчик. Да, дети, много вы знаете и умеете. А вот чем отличается улица от дороги?
Дети. Улицей называется территория городов или населенного пункта, расположенная между жилыми домами и другими зданиями, а также между зелеными насаждениями.
Светофорчик. Молодцы. А кто назовет элементы дороги и их назначение?
Дети. Проезжая часть – для движения транспорта.
Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны дороги проезжей части, служит для остановки автомобилей и движения пешеходов.
Кюветы – канавы, прорытые вдоль по обе стороны дороги, необходимы для отвода воды.
Велосипедная дорожка - устройство вдоль дорог для движения пешеходов и велосипедистов.
Светофорчик. Ребята, вы здорово знаете дорожную азбуку.
Ведущий проводит игру «Кто больше знает и назовет дорожных знаков». Ведущий показывает знаки, а дети отвечают, соблюдая очередность.
Ведущий. А теперь послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны ответить: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас вперед идет
Только там, где переход?
Дети отвечают.
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Дети отвечают.
Знает кто, что красный свет-
Это значит хода нет.
Дети отвечают.
Светофорчик. А вот мои вопросы. Как обозначаются пешеходные переходы?
Дети. Дорожным знаком, разметкой типа «зебра».
«Зеброй» назван переход, чтобы двигаться вперед.
Все машины пропусти и – счастливого пути!
Светофорчик. Как нужно идти по тротуару?
Дети. Придерживаясь правой стороны.
Светофорчик. Где на проезжей части можно переждать поток машин?
Дети. На «островке безопасности».
Полпути прошел и стой, указанье ясное.
И отмечено чертой место безопасное.
Светофорчик. Что помогает регулировщику управлять движением?
Дети. Чудо-палочка, она
Всем знакома, всем видна.
Днем заметна, а под вечер
Изнутри освещена.
Светофорчик. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Дети. Как бы ни был труден путь,
Ты в дороге вежлив будь.
Место старшим или старым
Уступить не позабудь.
Проводится заключительная часть праздника – общая игра «Перекресток». Светофорчик встает в центре перекрестка Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Кто нарушает правила, выбывает из игры, побеждает та группа, у кого не будет ошибок. Участники команд награждаются значком «Отличник-пешеход»
Литература:
Праздники в начальной школе-2, 2001. Составитель Н.Г. Кувашова. Издательство «Учитель», Волгоград.
Научно-методический журнал “Начальная школа” №5 2009 год
Научно-методический журнал “Начальная школа” №7 2009 год