kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник "Масленица в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект охзватывает темы малые жанты устного народного творчества, традиции и обряды русского народа русские народные песни.

По окончании проекта предусмотрен о издание сборника загадок песен,закличек, пословиц о Масленице.

В ходе подготовки к празднику дети осваивают Интернет, много рисуют и придумывают эскизы Маслёны 

Основная задача проекта "Откуда пришёл праздник Масленицы" "Почему этот праздник отмечают в конце зимы?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Критерии самооценки»

Критерии самооценки участия в проекте


Фамилия, имя участника ___________________________________________________




Очень успешно

Хорошо

Мог бы лучше


Я участвовал в поиске и обработке информации из разных источников





Я подобрал, систематизировал и оформил нужную нам информацию





Я задавал вопросы, искал ответы на них, спрашивал разъяснения





Я участвовал в обсуждении проблемных вопросов, высказывал свое мнение, делал выводы





Я выполнял порученные мне задания своевременно и творчески





Я оказывал помощь другим участникам группы и принимал их помощь





Я проводил рефлексию своей деятельности





Я внес определенный вклад в реализацию нашего проекта






Просмотр содержимого документа
«Пословицы и скороговорки»

Просмотр содержимого документа
«Ссылки и материл о русских прздниках»

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности.


maslenica.best-party.ru/


www.prazdnik.by/holidays/allloved/maslenica/history/ - 38k –


www.liveinternet.ru/users/bloodandmilk/post68448427/ - 76k –


Литература

М.Забелин. Русский народ. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М. 1989 г.

М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. История русской культуры. М. 1990 г.

А.А.Коринфский. Народная Русь. М. 2006 г.

М.В.Короткова. Путешествие в историю русского быта. М. 2003 г.

Религии мира (под редакцией А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина). М. 2006 г.

Религии мира (под редакцией Я.Н.Щапова). М. 2004 г.

Ю.С.Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. М.1995 г.

Ю.С.Рябцев. История русской культуры. М.1997 г.

Энциклопедия для детей, т.6. М.1997 г.































Годовой круг традиционных русских праздников



Начинать приобщать детей к истокам русской национальной культуры следует с самого раннего возраста. Особенно богатый материал в этом отношении представляет крестьянская культура. Знакомство с устным народным творчеством, костюмом, рукоделием и ремеслами, старинными играми, обычаями и обрядами способствует всестороннему развитию ребенка – черпай и воспитывай.


Годовой круг традиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины.


1. «К нам пришло, прикатило Рождество».


2. «Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько».


3. «Пасхальная радость».


4. «Красная горка».


5. «Праздник березки (Троица)» – если детский сад работает в июне.


Для русских традиционных праздников характерна цикличность, многодневность. Каждый день праздничного цикла несет свою смысловую и эмоциональную нагрузку.


Первый праздник начинающегося года – Рождество – в старину праздновался в течение двух недель от Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января).


На первом, вводном занятии «К нам пришло, прикатило Рождество Христово» детям дается понятие о Рождестве как празднике мирового значения, доступная детям информация об Иисусе Христе, Его заповедях, жизни, о Библии. Дети знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси, разучивают простые народные игры.


Следующее занятие в форме кукольного представления знакомит с историей рождественской елки. Спектаклю предшествует беседа об украшении растений – символов традиционных праздников, затем раскрывается смысл рождественских украшений: звезды, ангелочков, сладостей. Еще один кукольный спектакль (на основе старинных «вертепных» представлений) рассказывает об истории рождения Иисуса Христа.


Специальное занятие посвящено образу ангелов; дети изготавливают ангелочков из ткани, воска, бумаги для украшения елки. Воспитанники старшего дошкольного возраста на специальном занятии по росписи традиционных пряников знакомятся с одним из видов обрядового печенья: архангельскими «козулями».


Разумеется, не обходится без колядования. Проведению этого обряда предшествует ряд занятий, где дети разучивают колядки, узнают о смысле и значении их текстов. Чтобы дать детям более четкое представление о колядовании, учителя предварительно сами разыгрывают сценку колядования.


Один из святочных обычаев – ряжение. Совместно со взрослыми дети изготавливают «коня» – персонаж святочных увеселений. Попутно раскрывается значение коня в жизни русского крестьянина: в хозяйственной деятельности, обрядах, песнях и сказках, народном изобразительном искусстве. Затем разыгрывается шуточная сценка «Как цыган продавал лошадь».


Не остаются в стороне и святочные гадания, которые дают столь обильный материал для творчества русских писателей и художников. В один из вечеров проводится вечорка с плясками, играми и частушками, в разгар которой, к восторгу ребят, неожиданно появляется ряженый медведь с вожаком.


На итоговом занятии в занимательной форме выявляются знания детей о традициях празднования Рождества, степень освоения ими музыкального и игрового материала. Среди предлагаемых заданий – головоломки с зашифрованными в них словами «Святки» и «коляда». Изобразительная форма головоломок связана с рождественскими и новогодними символами.



Второй праздник годового круга традиционных русских праздников – Масленица. Если масленичная неделя совпадает с замечательным праздником женщин, то мы проживаем ее не только с детьми, но и с мамами и бабушками. В старину праздник Масленицы считался самым веселым, разгульным. Детям на этой неделе необходимо создать атмосферу веселья, радостной встречи весны.


Подготовка детей проходит в форме вечера досуга – кукольного спектакля «Петрушкина сказка», где в доступной детям форме даются сведения о названиях и содержании каждого дня масленичной недели, об атрибутах праздника. Подготовка родителей проходит в форме консультации, где они знакомятся с традициями праздника, планом проведения Масленицы, получают рецепты приготовления блинов. Выясняем, какая семья может пригласить детей в один из праздничных дней к себе домой «на блины».


Комплексная работа по подготовке к следующему празднику годового круга традиционных русских праздников – «Пасхальная радость» красной нитью проходит через все семь недель Великого поста. Слушая тексты детской Библии, дети прослеживают земной путь Иисуса Христа, Его благие дела, знакомятся с Его заповедями.


Чтение детской Библии сопровождается рассматриванием произведений известных русских художников: И. Крамского «Иисус в пустыне», М. Нестерова «Крещение Господне», М. Бруни «Исцеление расслабленного», А. Ге «Тайная вечеря», П. Сведомского «Вознесение Господне», А. Пластова «Пасхальный натюрморт», Б. Кустодиева «Пасхальный поцелуй», а также гравюр французского художника Г. Доре «Священное писание».


Детям дается информация о смысле и значении этого праздника. В страстную неделю на занятиях аппликацией и ИЗО-деятельностью дети готовят пасхальные подарки своим близким: яйца – «дряпанки», «крашенки», «малеванки», яйца, украшенные вырезанными из ситца цветочками; пасхальные открытки; бумажные цветы для украшения кулича и творожной пасхи.


На Светлой неделе дети прослушивают пасхальные песнопения. Проводится «Вечер пасхальных игр» (старинные детские игры с пасхальными яйцами).


«Красная горка» – так в старину назывался праздник весны, красна солнышка. На нашем одноименном празднике звучат русские народные песни, заклички, хороводы. Дети встречаются с героями русских народных сказок.


«Праздник березки» мы проводим на природе. Дети водят вокруг березки хороводы «Во поле березка стояла», «Земелюшка-чернозем», знакомятся с обрядом «заламывания березки»: украшают березку лентами, связывают лентами ветки. Проводятся традиционные подвижные игры.


Как и во всяком начинании, у нас случаются трудности – «один в поле не воин». Одному руководителю невозможно передать детям достаточные сведения о культурной истории русского народа. Необходима команда единомышленников, людей, убежденных в правильности и своевременности этого направления в воспитании подрастающего поколения. Прежде, чем обучать детей, педагоги-единомышленники должны получить образование по теме «Традиционная русская культура», практически изучить обрядовые песни, игры, пляски, овладеть приемами изготовления атрибутов праздника, народного костюма.


Свято верим в то, что красота русских мелодий, мудрость устного народного творчества, «преданья старины глубокой» научат наших детей только доброму, и посеянные нами семена дадут в их душе хорошие плоды.



Просмотр содержимого документа
«Сударыня Масленица( учебный прект)»

Учебный проект: «Сударыня Масленица!»

Авторы проекта

Полякова Елена Анатольевна

Голощапова Светлана Александровна

Погуляева Марина Сергеевна


Предмет, класс

Музыка, изобразительное искусство, литературное чтение

Начальные классы


Краткая аннотация

Учебный проект "Сударыня Масленица!".

У нас возникли вопросы, откуда пошло празднование Масленицы?

Какие песни, загадки, заклички связаны с Масленицей?

Вся страна празднует этот праздник, а как же празднуется этот праздник в нашем городе, в нашей семье?

Продуктом деятельности по этим вопросам станет презентация "Масленичная неделя", сборник закличек, песен примет и поговорок о Масленице, презентация масленичной недели и сценарий праздника в школе. Мы считаем, что продукт нашей работы будет полезен учащимся нашей школы, родителям.

Проект будет размещен на школьном сайте.

Праздник будет проведен для детей начальной школы.

Длительность проекта: каждая группа будет работать по 6часов в неделю + самостоятельная работа (30дней)

В ходе проекта мы научимся: работать в сети Интернет; использовать современные информационные источники в учебной деятельности; работать в команде.













Цели нашего проекта:

Познавательные: познакомить с календарно-обрядовым праздником «Масленица», познакомить с культурой, традициями, обычаями своего народа через разные жанры фольклора;

Воспитательные: воспитание любви к народному творчеству;

Образовательные: знакомство обучающихся начальной школы, не участвующих в проекте с традициями празднования Масленицы.

Привлечение родителей к организации мероприятия



Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Откуда пошло празднование Масленицы?

Проблемные вопросы

Почему каждый день масленичной недели имеет свое название?

Какие песни, загадки, заклички связаны с Масленицей?

Каким можно придумать празднование Масленицы в школе?

Учебные вопросы

Почему традиционный праздник русского народа Масленица отмечается в конце зимы?





















План проведения проекта

1.Организационный этап. (1 неделя)

1. Демонстрация стартовой презентации "Сударыня Масленица" в первых, третьих, четвёртых классах начальной школы: беседа по вопросам, предложенным в ней, обсуждение темы и цели проекта. Выявление интереса учащихся к созданию ими в рамках предлагаемого проекта общественно полезных красивых, оригинальных продуктов (макет чучела, сборник загадок, пословиц, песен, закличек, презентация о масленичной неделе, собственный сценарий празднования Масленицы в школе). Обсуждение с учащимися направлений работы, обеспечивающих создание запланированных продуктов, и формирование групп учащихся, желающих принять участие в работе по тому или иному направлению

3. Ознакомление родителей с целями и задачами учебного проекта, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в ходе выполнения данного проекта


Этап практической работы по проекту. (1 неделя)

1. Первое рабочее заседание участников проекта со всем составом участников проекта.

  • Коллективное обсуждение:

1) Этапов работы 2) Конечного продукта проектной деятельности. 3) Источников информации, способов ее сбора и анализа


2. Самостоятельная работа в группах. (1 неделя)

  • Сбор информации по теме каждого отдельного участника проекта.

  • Анализ и систематизация собранного материала.

  • Создание продуктов в группах.

  • Оформление общего продукта работы по проекту (запись на электронный носитель всех документов проекта).

3.Заключительный этап. (1 неделя)

1. Проведение Круглого стола участников проекта.

  • Выступления участников с рассказами о работе в проекте и с демонстрацией созданных продуктов.(подведение итогов и рефлексия результатов самостоятельной и коллективной творческой деятельности, каких успехов добились, с какими проблемами сталкнулись и как их преодолевали и чему научились)

  • Вынесение решения по основному вопросу проекта "Откуда пошло празднование Масленицы?".

  • Заполнение листов самооценивания конечного продукта

  • Проведение праздника для обучающихся начальной школы, не принимавших участие в проекте, учителей.

  • Представление материалов проекта в сети Интернет

Выполнение проекта

В проекте участвуют 9 групп. Каждая группа выбрала направление работы по которому будут работать.

3 "б" класс (руководитель Погуляева М.С.)

Создано 3 группы:

1гр (из 8человек).-ищет информацию об истории праздника и информацию о масленичной неделе

2гр.(из 6 человек)- готовит сценарий праздника

3 гр.(из 7 человек).- создаёт устный журнал

Весь класс изготавливает из глины или из пластилина макеты « Масленицы»

или рисуют эскизы « Масленицы»


1 «а» 1»б» 1 «в»- сбор загадок, пословиц, закличек, песен. Эта группа создала сборник "Сударыня Масленица", куда входит самостоятельно собранный материал.

На уроках изо рисуют эскизы «Масленицы»


4 "б" класс (руководитель Голощапова С.А.)

Создано 3 группы:

1группа-из обработанной информации найденной учащимися 3 класса делают презентацию по вопросу «История праздника».

2 группа- из обработанной информации найденной учащимися 3 класса делают презентацию по вопросу «Названия масленичной недели»,

3 группа- занимается изготовлением чучела.

Весь класс изготавливает из глины или из пластилина макеты « Масленицы»

или рисуют эскизы « Масленицы»


Просмотр содержимого документа
«Устный журнал 3 класса»


















ПОЧЕМУ МАСЛЕНИЦА НАЗЫВАЕТСЯ МАСЛЕНИЦЕЙ?



Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».

По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».


По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.


А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником.







Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.


Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.


Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».


Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило



копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.








В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.



На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.




Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Поэтому в это время человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех


деловых, домашних и хозяйственных начинаниях. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», « объедуха», «ясочка».Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.






Над устным журналом работали: учащиеся 3 «б» кл.

Савин Илья, Константинов Никита

Ильина Лиза, Белов Дима

Зайцев Илья,

Михайлов Дима,

Качалова Даша.

























Круглый стол

История Масленицы

  • Какая история у этого праздника?

  • Почему Масленица называется Масленицей?

  • Как Масленицу праздновали на Руси?

  • Как праздновать Масленицу всю неделю: с понедельника по пятницу?

  • Чем славится Седмица сырная?

  • Когда приходит Великий пост?


Организация Масленицы

  • В чем секрет веселой широкой Масленицы и о чем следует знать организаторам праздника?

  • Масленица в кругу семьи: как устроить праздник дома?


Обычаи и традиции Масленицы

  • Какие традиции, обряды и обычаи у русской Масленицы?

  • Как и чем уважить предков?

  • Семейные традиции Масленицы: тяжкая обуза или приятные хлопоты?

  • Катание с гор и на санях: веселые забавы или особые обычаи?

  • Как стать богатым и счастливым при помощи Чучела?


Кухня на Масленицу

  • Блины на Масленицу: символ, легенда или главное лакомство праздника?

  • Как испечь Масленичный блин?

  • А чем запивать вкусные пышные масленичные блины?


Зовем Весну!

  • Как достойно встретить Масленицу?

  • О чем надо петь, чтобы год был удачным, богатым и сытным?

  • Что делать, чтобы поскорее наступила теплая Весна?

  • Какими песнями провожать Масленицу, чтобы она вернулась в следующем году, еще более красивая, богатая и веселая?






ВЫВОД:

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Ведь Масленица это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Сейчас, в наше время в «прощенный день» устраивают обычно народные гуляния: ярмарки, концерты. Шутники, балагуры, любители песни и пляски устраивают свои состязания, а сильные и ловкие добрые молодцы - свои. В этот день у каждого есть возможность поесть блинов и выпить чая. Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год в «горькой беде». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить!





Просмотр содержимого документа
«визитка»

"

Визитная карточка проекта



Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора


Погуляева Марина Сергеевна

Регион, в котором находится школа

     Тверская область

Город, в котором находится школа

П. Редкино

Номер и/или название школы

МОУ СОШ №2

Какова тема Вашего учебного проекта?

  1. Малые жанры устного народного творчества

  2. «Прощай, Масленица!»

  3. Традиции и обряды русского народа

Какие дидактические цели преследует Ваш проект?


  1. Формирование знаний о русских традициях и обрядах.

  2. Развитие творческой активности учащихся, поисковой, аналитической, обобщающей деятельности.










Какие компетентности формирует Ваш проект?

 В сфере самостоятельной деятельности.

 Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

 В сфере гражданско-общественной деятельности.

 В сфере социально-трудовой деятельности.

 В бытовой сфере.

 В сфере культурно-досуговой деятельности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?

  1. Научить школьников собирать, обрабатывать и анализировать информацию в результате самостоятельной рабаты

  2. Формирование навыков коллективной работы

  3. Совершенствовать навыки работы на компьютере в области компьютерного моделирования


Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?

Основополагающий вопрос:


Откуда пошло празднование Масленицы?


Вопросы учебной темы (проблемные):


  1. Какой традиционный народный праздник отмечает русский народ в конце зимы?

  2. Какие песни, загадки, заклички связаны с Масленицей?

  3. Почему каждый день масленичной недели имеет свое название?


Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?


«Сударыня Масленица!»



Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  1. Знакомство с историей праздника «Масленица!»

  2. Создание сборника загадок, закличек, песен, пословиц о Масленице.

  3. Изучение традиций празднования Масленицы.




Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

Литература:

  1. Малые жанры устного народного творчества

  2. Традиции и обряды русского народа


Музыка:

  1. Русские народные песни


Предметные области

(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

 Русский язык

 Химия

Литература

 Материальные технологии

 Физическая география

Информационные технологии

 Иностранный язык

 История

Музыка

 Математика

 Обществоведение

 Информатика

 Граждановедение

 Физическая культура

 ОБЖ

 Биология


 Физика и Астрономия

 Изобразительное искусство, МХК

 Окружающий мир, природоведение

 Экономическая география, экономика

Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

начальная школа

 старшая школа

 разновозрастная

 средняя школа



Оформление результатов проекта

 Журнал

 Веб - сайт

 Видеоклип

 Презентация

 Информационный бюллетень, листовка

 Другое Сценарий праздника «Сударыня Масленица!»

Напишите краткую аннотацию проекта

  • Данный проект охватывает темы : малые жанры устного народного творчества, традиции и обряды русского народа, русские народные песни.

  • Работа по группам создает ситуацию успешности.

  • Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить культурное наследие русского народа.

  • Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предметам.


Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

1 месяц


Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

 Веб-камера

 CD-проигрыватель

 Видеокамера

 Компьютер(ы)

 Принтер

 Видеомагнитофон

 Цифровая камера

 Сканер

 Проекционная система

 DVD-проигрыватель

 Телевизор

 Другое:

 Доступ к Интернету

 Видео-, конференц-оборудование

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 СУБД/электронные таблицы

 Программы обработки изображений

 Издательские программы

 Веб-браузер

 Программы электронной почты

 Программы работы с мультимедиа

 Мультимедийные энциклопедии

 Программы разработки веб-сайтов

 Текстовые процессоры

 Другое:

Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая и художественная литература.

Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте.

Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

Другое Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.). экскурсии в краеведческий музей, интервью родственников

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Описание условий проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащегося. Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итоговых творческих заданий. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися или самим учеником.

Оценка учащихся по проекту складывается из итогов самостоятельной работы и тестовых заданий:

  1. Презентация

  2. Оценки за создание сценария, устного журнала, сборника.





Ключевые слова

Ключевые слова включают в себя наиболее важные термины и понятия, названия тем и разделов, отражающие содержание учебного проекта.


  • Традиции

  • Обряды

  • Заклички

  • Масленичная неделя



Просмотр содержимого документа
«викторина.»

Масленица - праздник провода Зимы

Что вы знаете о Масленице?

От какого слова происходит название праздника Масленица?

  • От слова "масса"

  • От слова "масло"

  • От слова "Масяня"

С каким немецким праздником можно сравнить Масленицу?

  • С немецким Рождеством

  • С немецкой Пасхой

  • С немецким карнавалом

Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?

  • Холодец

  • Блины

  • Щи

Символом чего является блин?

  • Луны?

  • Марса?

  • Солнца?

Кто из этих персонажей связан с Масленицей?

  • скоморох

  • клоун

  • леший

В какой из дней Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?

  • среда

  • воскресенье

  • пятница


Просмотр содержимого документа
«критерии оценивания работы группы»

Критерии оценивания работы группы





Критерии

Максимальный бал

Самооценка группы

Оценка руководителя

Группа в целом работала ответственно и творчески


10



Определила проблемы, цели и задачи проекта


20



Согласованно и поэтапно реализовала намеченный план деятельности


15



Исследования соответствуют целям и отвечают на направляющие вопросы


15



Использованы разнообразные источники, соблюдены авторские права, правильно оформлены ссылки


10



Результаты исследования грамотно и эстетично оформлены


10



Публичная защита проекта продумана, логична, интересна для слушателей


10



В процессе работы преобладали отношения сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания


10



Группа проводила рефлексию своей деятельности и ее коррекцию


10





Всем спасибо за работу!

Просмотр содержимого презентации
«презентация 1»

«Если верить легенде то, Она родилась на Севере, отцом Её был Мороз. И однажды в, самое суровое и печальное время года человек заметил Её и призвал помочь людям согреть и развеселить их, подарить им праздник»

«Если верить легенде то, Она родилась на Севере, отцом Её был Мороз. И однажды в, самое суровое и печальное время года человек заметил Её и призвал помочь людям согреть и развеселить их, подарить им праздник»

Догадались?  Нет?  Подсказываем .

Догадались? Нет? Подсказываем .

Этот праздник в народе всегда любили и ласково называли «Касаточка», «Сахарные уста», «Объедуха». Этот праздник – обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Главным атрибутом этого праздника у русских являются блины .

Этот праздник в народе всегда любили и ласково называли «Касаточка», «Сахарные уста», «Объедуха». Этот праздник – обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Главным атрибутом этого праздника у русских являются блины .

Узнали? Масленица

Узнали?

Масленица

Как называется каждый день Масленичной недели?

Как называется каждый день Масленичной недели?

? ? Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Масленичная неделя ?  Среда Воскресенье ? ? ? ?

?

?

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Суббота

Масленичная

неделя

?

Среда

Воскресенье

?

?

?

?

Давайте отправимся в историю этого праздника.

Давайте отправимся в историю этого праздника.

Итак:  откуда пошло празднование Масленицы?

Итак: откуда пошло празднование Масленицы?

Ты готов к путешествию?  Тогда присоединяйся к нам!

Ты готов к путешествию? Тогда присоединяйся к нам!

Просмотр содержимого презентации
«презентация 2»

Учебный проект  «Широкая Масленица» Авторы: Кряжева О. Ю. Голишевская С. Н. Исаева Н. В.

Учебный проект «Широкая Масленица»

Авторы: Кряжева О. Ю.

Голишевская С. Н.

Исаева Н. В.

Какие вы знаете народные праздники?

Какие вы знаете народные праздники?

Что знаете о праздновании  Масленицы?

Что знаете о праздновании Масленицы?

Что является символом Масленицы и почему?

Что является символом Масленицы и почему?

Как называются дни  этой праздничной недели?

Как называются дни этой праздничной недели?

Какие народные игры вы знаете?

Какие народные игры вы знаете?

Чем заканчивается Масленица?

Чем заканчивается Масленица?

Какие вы знаете пословицы и поговорки о Масленице?

Какие вы знаете пословицы и поговорки о Масленице?

  • Не житье, а Масленица.
  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица семь дней гуляет.
  • Масленица объедуха, деньгами приберуха.
  • Это Масленица идет, блин да мед несет.
  • Без блинов -не Масленица.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Праздник "Масленица в начальной школе"

Автор: Погуляева Марина Сергеевна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177213

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) ""Масленица" сценарий праздника в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(47) "maslienitsastsienariiprazdnikavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "293346"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455461707"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Сценарий праздника для начальной школы "Масленица""
    ["seo_title"] => string(55) "stsienarii_prazdnika_dlia_nachal_noi_shkoly_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "356881"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478635779"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сценарий праздника для начальной школы"
    ["seo_title"] => string(38) "stsienariiprazdnikadlianachalnoishkoly"
    ["file_id"] => string(6) "289749"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454856516"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Масленица в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(29) "maslenitsa_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "579426"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1619521463"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Праздник "Масленица" для начальных классов "
    ["seo_title"] => string(45) "prazdnik-maslienitsa-dlia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "159846"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421949719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства