Тема:Пословицы - всем делам помощницы
Цель:Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка,
Всеобщей Декларациии прав человека ООН,Конституции РК,привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Задачи: используя пословицы, повторить определение понятий «права» и «обязанности» ; формировать систему правовых знаний; способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции РК; развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации на примере пословиц разобрать нарушение или защиту права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;развивать навыки умения излагать собственную позицию;формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки, интерактивная доска.
Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
Интерактивная презентация, видеоролик, отдельные статьи Конвенции о правах ребенка, Всеобщей Декларациии прав человека ООН, Конституции РК, Устав школы.
Ход мероприятия:
- Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
“Пословица – всем делам помощница” - именно так называется наше путешествие. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно.Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду, соблюдение законности и т.д.
Сегодня мы поговорим о пословицах и увидим, что они использовались народом в различных жизненных ситуациях, а конкретно в правовом воспитании.
Первая остановка нашего путешествия: » Анкетная » (Слайд 1)
-Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –
-Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Республики Казахстан, Устав школы.
АНКЕТА
1. Какие права ты имеешь, как ученик?_____________________________________________________
2. Что обязан делать ученик?______________________________________________________________
3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_______________________
4.Что такое права?_______________________________________________________________________
5. Что такое обязанности?_________________________________________________________________
6.Зачем придумали права людей и обязанности?______________________________________________
-Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.__________
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
Права школьника:
право на бесплатное образование право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия право на защиту
право на отдых право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
добросовестно учиться беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Вывод:чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других; заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех; уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.
Вторая остановка нашего путешествия: »Нормативная» (Слайд 2)
-Правила поведения действуют и в школе, и в трудовом коллек¬тиве, и в семье, и в обществе в целом. Их должны соблюдать все, для кого они предназначены, потому что в любом объединении людей (в семье, классе, обществе) должен быть порядок. Без по¬рядка даже отношения между друзьями могут нарушиться.
Правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, называют нормами.
Социальные нормы
Действия и поступки людей регулируются различными соци¬альными нормами — религиозными, политическими, семейными, правовыми, моральными и т. д.
Социальная норма — правило поведения, регулирующее от¬ношения между людьми в процессе их совместной жизни и дея¬тельности, выработанное отдельной группой или обществом в целом.
Чем же социальные нормы отличаются друг от друга?
Во-первых, они регулируют разные отношения.
Во-вторых, они адресованы разным людям.
В-третьих, они по-разному создаются и доводятся до сведения тех, кому адресованы.
В-четвертых, заставить исполнять эти нормы можно по-раз¬ному.
Например, в каждой семье определено, что делать можно, а чего нельзя. Это значит, что отношения членов любой семьи регу¬лируют какие-то внутрисемейные правила поведения, или нор¬мы. Эти нормы адресованы членам именно этой семьи, в другой семье могут действовать другие правила поведения, другие нор¬мы. Нормы, регулирующие отношения в семье, чаще всего уста¬новлены родителями, они нигде не написаны, а доводятся до све¬дения всех членов этой семьи устно. Все нормы члены семьи исполняют добровольно, но если ребенок, например, не испол¬нил какое-то требование мамы или папы, то его могут принудить сделать это, пригрозив: не пойдешь гулять, не получишь деньги на карманные расходы и т. д.
Отличия правовых норм от иных социальных норм
До возникновения государства поведение людей регулировал обычай. Тогда человек поступал, как поступали все остальные. По мере того как развивалось человеческое общество и появля¬лось государство, регулировать поведение людей стали преиму¬щественно правовые нормы.
Первое отличие правовой нормы от любой другой состоит в том, что ее устанавливает государство. Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, прези¬дент, правительство, конгресс и т. д.).
Второе отличие правовой нормы от любой иной заключается в том, что она адресована всем членам общества, это общеобяза¬тельное правило поведения.
Третье отличие состоит в том, что правовая норма охраняется и защищается государством. Это значит, что, если кто-либо не будет добровольно исполнять правовую норму, его заставит сделать это именно государство. Для этого в государстве действуют специаль¬ные органы, которые называют правоохранительными и правоисполнительными (милиция, прокуратура, суд).
И наконец, правовая норма должна быть специально оформле¬на, т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-пра¬вовыми актами (они являются источниками права).
Нормативно-правовой акт — это документ, в котором записаны обязательные для всех правила поведения. Нормативно-правовые акты принимаются теми органами государства, которые имеют право устанавливать такие правила поведения.
Совокупность перечисленных выше признаков и отличает норму права от остальных социальных норм.
Итак, правовая норма — это написанное и принятое в уста¬новленном порядке государственным органом правило поведе¬ния, обязательное для всех, которое регулирует общественные отношения и предусматривает в случае нарушения этого прави¬ла поведения ответственность (например, необходимость воз¬местить ущерб).
Есть несколько значений слова «право». Когда мы говорим, например: «Я имею право это делать», то подразумеваем возмож¬ность поступать определенным образом. Если мы говорим: «Он получил водительские права», то имеем в виду документ, удосто¬веряющий официальное разрешение на управление транспорт¬ным средством.
Юристы понимают под правом совокупность норм права, т. е. систему общеобязательных норм, регулирующих поведение людей и установленных и защищаемых государством.
СЛОВАРЬ по теме:
Мораль — совокупность представлений людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, о должных нормах обще¬ния между людьми. Совокупность одобряемых обществом норм и принципов поведения людей — особая форма обще¬ственного сознания.
Нормативно-правовой акт — официальный письменный документ, содержащий норму права, принятый уполномоченным орга¬ном.
Обычай — правило поведения людей, сложившееся в результате длительного исторического применения.
Ответственность — неблагоприятные последствия в случае нару¬шения каких-либо правил поведения (норм).
Право — система общеобязательных норм (правил поведения), регулирующих поведение людей, наиболее важные отноше¬ния между ними, за выполнением которых следит государ¬ство.
Правовая норма — правило поведения общего характера, установ¬ленное государством, имеющее общеобязательную силу, пре¬доставляющее права и возлагающее обязанности, регулирую¬щее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность.
Социальная норма — правило поведения, регулирующее отноше¬ния между людьми в процессе их совместной жизни и дея¬тельности, выработанное обществом, социальной группой.
Третья остановка : »Гостевая» (Слайд 3)
-У нас в гостях инспектора местной полиции:Сулейменов Нуржан Доскалиевич и Сарсенов Нурлыбек.
(Предоставляется слово для выступления и обсуждения с вами Всеобщей Декларации прав человека ООН )
Всеобщая Декларация прав человека ООН
Упрощённая версия
1. Мы все рождены свободными и равными. Каждый из нас родился свободным. Каждый из нас имеет собственные мысли и идеи. Отношение к нам не должно быть предвзятым.
2. Не подвергай дискриминации других. Эти права принадлежат каждому, несмотря на любые различия между людьми.
3. Право на жизнь. У каждого из нас есть право на свободную и безопасную жизнь.
4. Рабство запрещено. Никто не имеет права сделать нас рабами. Мы не имеем никакого права сделать рабом кого-либо ещё.
5. Пытки запрещены. Никто не имеет права причинять нам боль или подвергать нас пыткам.
6. Права у вас есть везде. Я такой же человек, как и ты!
7. Мы все равны перед законом. Закон для всех один. Мы перед ним равны.