Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку - это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы - это не так уж и больно, и это правда, но эти действия - физическое насилие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Почему недопустимо физическое наказание!»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение гимназия №4
муниципального образования город
Новороссийск
Статья: Почему недопустимо физическое наказание детей.
Все мы знаем, что лучшее воспитание – это использование диалоговых форм в общении с детьми. Тем не менее, многие родители по-прежнему применяют физическую силу по отношению к своим детям.
Стоит отметить: применение любой физической силы по отношению к ребенку – это насилие. Нередко родители считают, что схватить сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным. Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку, сколько на демонстрацию власти над ним.
Справедливо, что дети могут быть наглыми, а терпение родителй имеет свои пределы, но добиться желаемого результата шлепаньем невозможно. Ученые считают, что насилие как способ дисциплинирования не работает в долгосрочной перспективе, потому что так ребенок не понимает, почему то, как он ведет себя, неправильно. Насилие — это просто быстрый способ остановить действия ребенка.
Такая сложная проблема как физическое наказание имеет множество причин и последствий. Наказывать детей, наверное, нужно в некоторых случаях, но ведь можно легко обойтись и без рукоприкладства. Многие родители, которые применяют такой вид наказания, аргументируют свои действия тем, что их в детстве тоже били и ничего плохого не случилось. Такая сомнительная «семейная традиция» похожа на средневековую экзекуцию и ни к чему хорошему не приведет.
Основные причины применения физического наказания.
1.Плохая наследственность; 2. Нежелание родителей заниматься воспитание детей; 3. Неграмотность в процессе воспитания; 4. Родители-неудачники; 5. Нарушения психического здоровья.
Последствия физических наказаний
1. Настороженное и недоверчивое отношение как к взрослым людям, так и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в скором времени перестает доверять окружающему миру, ведь болезненные ощущения он получает от самых близких людей.
2. Подавленность, безразличие к окружающему миру. Часто родители подростков восклицают: «Ему же ничего не интересно!», даже не догадываясь, что инертность – следствие того, что в раннем детстве ребенка били по попе за любую провинность.
3. Депрессивные состояния в подростковом возрасте. В целом для тинейджеров характерна хандра вследствие возрастных особенностей, но дети, подвергающиеся насилию в семье, более склонны к депрессивным состояниям, которые в тяжелой форме могут привести и к суицидальным попыткам.
4. Жесткость по отношению к младшим детям и/или животным. Все чаще в СМИ появляются заголовки о жестоких детях, мучающих животных. Такое поведение характерно для жертв насилия, которые не могут выплеснуть свою агрессию на насильника, поэтому ведут себя жестоко по отношению к тем, кто заведомо слабее и не может дать отпор.
5. Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином. Детям, которых родители били в детстве, необходимо как-то справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они нередко прибегают к химической зависимости.
6. Зависимое поведение в целом. Интернет-зависимость, зависимые отношения, игровая зависимость – все это может стать следствием того, что ребенка наказывали физически. Уход в зависимое поведение всегда связан с попыткой как-то изменить реальность. Жертвам насилия зависимость дарит иллюзию того, что насилия нет и не было в их жизни.
7. Уступчивость, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми. Дети, которых воспитывают жесткими тоталитарными методами с использованием физического насилия, стараются максимально угодить взрослым, чтобы избежать наказания.
8. Низкая самооценка. Естественно, ребенок, который подвергается физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в собственные силы.
9. Суицидальное, аутоагрессивное поведение – нанесение себе порезов и других повреждений.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана вина педагога, то в зависимости от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.
Чем заменить физические наказания?
Можно, конечно, отказаться от похода в цирк, зоопарк, в лес за грибами, от посещения кафе… Но лучше всего не делать из этого наказания, а сказать ребенку: «Знаешь, ты так огорчил меня, что я просто не в состоянии (или – «у меня нет настроения», «нет сил») идти в зоопарк». Это будет просто естественным последствием проступка. Точно таким же, как, например, необходимость убрать за собой, если что-то разлил, разбил, не снял грязную обувь. Великий Макаренко, придумавший для своих колонистов (и вместе с ними!) множество разных наказаний (конечно, не унизительных), категорически возражал против любых наказаний в семье. (См. его «Книгу для родителей»). Это и понятно. Отношения в семье должны строиться на другой основе. Ведь в трудовом коллективе ни один руководитель не в состоянии быть душевно близким с каждым работником. Да никто и не ждет от него этого, не нуждается в этом. Директор, шеф – он же не папа (мама). Наказания можно заменить не словами, не нотациями, а только созданием таких отношений, при которых самое чувствительное наказание – огорчение близких людей, их осуждение. Такие отношения возникают, если родители воспринимают ребенка как друга, делятся с ним своими радостями и огорчениями, рассказывают о своем детстве, юности, об интересных событиях своей жизни. И, разумеется, интересуются не только школьными отметками, а всей жизнью сына или дочери: их радостями и огорчениями, их товарищами и вообще всем, что им интересно. Некогда? Но можно и за 20-30 минут поговорить заинтересованно и душевно. Недопустимо оскорблять ребенка, кричать на него. Очень важно, чтобы у него были радости («радостная перспектива» по Макаренко) – интересные поездки, походы, совместное посещение зоопарка, кафе и, конечно, какие-то добрые интересы. Дело родителей – помочь сыну или дочери обрести их. Если подросток интересуется чем-то хорошим, а дома ему хорошо и тепло, он никогда не пойдет в криминал.